Main Menu

Особенности выборов депутатов ЖК по смешанной системе Новое в законодательстве

Итак, проект закона о выборах депутатов получил одобрение парламентариев и направлен в аппарат Президента. Поправки (их около 30) вряд ли повлияют на основные направления закона, поэтому уже сейчас можно говорить о некоторых особенностях выборов по смешанной системе, закреплённой в нём. Но, без сомнения, изменения и дополнения к выборному законодательству станут значительным шагом к стабилизации выборного процесса, его прозрачности.

На днях в Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов состоялась встреча её руководителя Нуржан Шайлдабековой с представителями республиканских СМИ. Глава ЦИК разъяснила моменты, которые могут быть непонятны избирателям.
В проекте, направленном на подпись Президенту, имеются следующие аспекты.
Смешанная система формирования выборного процесса «54/36» означает, что 54 депутата избираются по пропорциональной системе с открытыми списками в едином избирательном округе — по всей территории республики, а субъект выдвижения — политическая партия, которая выдвигает 54 кандидата. 36 депутатов избираются по мажоритарной системе в одномандатных избирательных округах, и право выдвижения кандидатов по мажоритарной системе принадлежит политпартиям и гражданам путём самовыдвижения.
По одномандатным избирательным округам в списки включаются граждане КР, обладающие на день голосования активным избирательным правом; прошедшие биометрическую регистрацию; являющиеся членами местного сообщества (постоянно проживающие в айыльном аймаке, городе, включённых в состав одномандатного округа). Членство в местном сообществе определяется отметкой о регистрации места жительства в паспорте гражданина/ записанного на чип паспорта либо регистрацией адреса в ГРНП, сделанной в срок не менее чем за 90 дней до дня голосования (это направлено на пресечение массовой «миграции» граждан, наблюдавшейся в процессе прошлогодних скандальных выборов, и исключение возможной фальсификации). Как отметила Нуржан Шайлдабекова, из почти 3,5 млн. избирателей примерно 1 млн. 800 тысяч наших сограждан являются владельцами старых ID-карт, где адрес напечатан. Однако это не исключает того, что некоторая их часть уже прописаны по другому адресу, а паспорт не сменили на чипированный в силу различных обстоятельств — нехватки времени, денег, необязательности.
Порядок выдвижения кандидатов по одномандатным округам следующий.
Кандидатуры от политических партий выдвигаются на съездах с указанием избирательного округа, в котором будет баллотироваться каждый кандидат. Партии выдвигают не более одного кандидата по одномандатному округу.
Кандидаты-самовыдвиженцы подают в ЦИК заявление о намерении баллотироваться кандидатом по данному округу и вносят на спецсчёт ЦИК избирательный залог в размере 100 000 сомов. Таким образом, они не могут быть зарегистрированы более чем в одном списке по единому избирательному округу; более чем по одному одномандатному округу; одновременно по списку кандидатов в едином избирательном округе и одномандатному округу.
Избирательный фонд кандидата по одномандатному округу формируется таким образом: собственные средства кандидата в размере не более 150 тыс. сомов; средства, выделенные кандидату выдвинувшей его политической партией, в размере не более 1 млн. сомов; пожертвования физических лиц в размере не более 200 тыс. сомов; пожертвования юридических лиц в размере не более 500 тыс. сомов. Предельная сумма поступивших и израсходованных денежных средств избирательного фонда не может превышать 10 млн. сомов.
В день голосования избиратель получает два бюллетеня: один — по единому избирательному округу, в котором указываются наименования политических партий в очерёдности, определённой жеребьёвкой, и 54 пустых квадрата, пронумерованных с левой внешней стороны квадрата; номер пустого квадрата соответствует порядковому номеру кандидата в списке кандидатов; второй — по одномандатному избирательному округу, который содержит фамилии, имена, отчества, года рождений кандидатов в очерёдности, определённой жеребьёвкой.
Избрание 54 депутатов также имеет свои особенности.
Они избираются по пропорциональной системе с открытыми списками. Избиратель голосует за политическую партию и за одного кандидата из списка кандидатов политической партии. Увеличивается избирательный порог для получения депутатских мандатов с 3% до 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, в целом по республике (по мнению Нуржан Кармабековны, повышение порога до 5% таит риск того, что его могут не преодолеть многие достойные партии и кандидаты). Снижается региональный порог с 0,7% до 0,5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по каждой области, городам Бишкеку и Ошу.
Заполнение бюллетеней потребует особенного внимания избирателей и их ответственного выбора.
На выборах депутатов по одномандатному округу нужно ставить отметку в квадрате, относящемся к кандидату либо к позиции «Против всех». На выборах депутатов по единому округу избиратель ставит в одной части бюллетеня отметку в одном квадрате, относящемся к политической партии; в другой части — в одном квадрате, относящемся к порядковому номеру кандидата. Если избиратель не делает выбора в пользу какой-нибудь политпартии, то ставит отметку в квадрате к позиции «Против всех».
На выборах депутатов Жогорку Кенеша по единому избирательному округу недействительными считаются избирательные бюллетени, если избиратель поставил отметку в квадрате, относящемся к политической партии, при этом не отметил порядковый номер кандидата из списка либо поставил отметку в квадрате выбывшего кандидата, то голос избирателя засчитывается в пользу данной политической партии. Если сделал отметку в квадрате, относящемся к политической партии, но при этом поставил более одной отметки в квадратах с порядковыми номерами кандидатов в нижней части бюллетеня; избиратель не поставил отметку в квадрате, относящемся к политической партии, но при этом поставил отметку в квадрате с порядковыми номерами кандидатов в нижней части бланка.
Избирательный бюллетень ещё в разработке, необходимо сделать его удобочитаемым, понятным и негромоздким, но основные принципы его, описанные выше, будут взяты за основу.
Изменились и сроки проведения выборов. Если прежде по законодательству предполагалось провести их в последнее воскресенье октября (в этом году это 31 число), то теперь выборы должны состояться в одно из воскресений ноября. Дата определится по мере готовности избирательной системы, в том числе её технической составляющей.
Времени осталось не так много, будьте готовы сделать честный, осознанный выбор!
Ирина ПРОКОФЬЕВА.






Добавить комментарий