Особенности выборов депутатов ЖК по смешанной системе Новое в законодательстве
Итак, проект закона о выборах депутатов получил одобрение парламентариев и направлен в аппарат Президента. Поправки (их около 30) вряд ли повлияют на основные направления закона, поэтому уже сейчас можно говорить о некоторых особенностях выборов по смешанной системе, закреплённой в нём. Но, без сомнения, изменения и дополнения к выборному законодательству станут значительным шагом к стабилизации выборного процесса, его прозрачности.
На днях в Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов состоялась встреча её руководителя Нуржан Шайлдабековой с представителями республиканских СМИ. Глава ЦИК разъяснила моменты, которые могут быть непонятны избирателям.
В проекте, направленном на подпись Президенту, имеются следующие аспекты.
Смешанная система формирования выборного процесса «54/36» означает, что 54 депутата избираются по пропорциональной системе с открытыми списками в едином избирательном округе — по всей территории республики, а субъект выдвижения — политическая партия, которая выдвигает 54 кандидата. 36 депутатов избираются по мажоритарной системе в одномандатных избирательных округах, и право выдвижения кандидатов по мажоритарной системе принадлежит политпартиям и гражданам путём самовыдвижения.
По одномандатным избирательным округам в списки включаются граждане КР, обладающие на день голосования активным избирательным правом; прошедшие биометрическую регистрацию; являющиеся членами местного сообщества (постоянно проживающие в айыльном аймаке, городе, включённых в состав одномандатного округа). Членство в местном сообществе определяется отметкой о регистрации места жительства в паспорте гражданина/ записанного на чип паспорта либо регистрацией адреса в ГРНП, сделанной в срок не менее чем за 90 дней до дня голосования (это направлено на пресечение массовой «миграции» граждан, наблюдавшейся в процессе прошлогодних скандальных выборов, и исключение возможной фальсификации). Как отметила Нуржан Шайлдабекова, из почти 3,5 млн. избирателей примерно 1 млн. 800 тысяч наших сограждан являются владельцами старых ID-карт, где адрес напечатан. Однако это не исключает того, что некоторая их часть уже прописаны по другому адресу, а паспорт не сменили на чипированный в силу различных обстоятельств — нехватки времени, денег, необязательности.
Порядок выдвижения кандидатов по одномандатным округам следующий.
Кандидатуры от политических партий выдвигаются на съездах с указанием избирательного округа, в котором будет баллотироваться каждый кандидат. Партии выдвигают не более одного кандидата по одномандатному округу.
Кандидаты-самовыдвиженцы подают в ЦИК заявление о намерении баллотироваться кандидатом по данному округу и вносят на спецсчёт ЦИК избирательный залог в размере 100 000 сомов. Таким образом, они не могут быть зарегистрированы более чем в одном списке по единому избирательному округу; более чем по одному одномандатному округу; одновременно по списку кандидатов в едином избирательном округе и одномандатному округу.
Избирательный фонд кандидата по одномандатному округу формируется таким образом: собственные средства кандидата в размере не более 150 тыс. сомов; средства, выделенные кандидату выдвинувшей его политической партией, в размере не более 1 млн. сомов; пожертвования физических лиц в размере не более 200 тыс. сомов; пожертвования юридических лиц в размере не более 500 тыс. сомов. Предельная сумма поступивших и израсходованных денежных средств избирательного фонда не может превышать 10 млн. сомов.
В день голосования избиратель получает два бюллетеня: один — по единому избирательному округу, в котором указываются наименования политических партий в очерёдности, определённой жеребьёвкой, и 54 пустых квадрата, пронумерованных с левой внешней стороны квадрата; номер пустого квадрата соответствует порядковому номеру кандидата в списке кандидатов; второй — по одномандатному избирательному округу, который содержит фамилии, имена, отчества, года рождений кандидатов в очерёдности, определённой жеребьёвкой.
Избрание 54 депутатов также имеет свои особенности.
Они избираются по пропорциональной системе с открытыми списками. Избиратель голосует за политическую партию и за одного кандидата из списка кандидатов политической партии. Увеличивается избирательный порог для получения депутатских мандатов с 3% до 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, в целом по республике (по мнению Нуржан Кармабековны, повышение порога до 5% таит риск того, что его могут не преодолеть многие достойные партии и кандидаты). Снижается региональный порог с 0,7% до 0,5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по каждой области, городам Бишкеку и Ошу.
Заполнение бюллетеней потребует особенного внимания избирателей и их ответственного выбора.
На выборах депутатов по одномандатному округу нужно ставить отметку в квадрате, относящемся к кандидату либо к позиции «Против всех». На выборах депутатов по единому округу избиратель ставит в одной части бюллетеня отметку в одном квадрате, относящемся к политической партии; в другой части — в одном квадрате, относящемся к порядковому номеру кандидата. Если избиратель не делает выбора в пользу какой-нибудь политпартии, то ставит отметку в квадрате к позиции «Против всех».
На выборах депутатов Жогорку Кенеша по единому избирательному округу недействительными считаются избирательные бюллетени, если избиратель поставил отметку в квадрате, относящемся к политической партии, при этом не отметил порядковый номер кандидата из списка либо поставил отметку в квадрате выбывшего кандидата, то голос избирателя засчитывается в пользу данной политической партии. Если сделал отметку в квадрате, относящемся к политической партии, но при этом поставил более одной отметки в квадратах с порядковыми номерами кандидатов в нижней части бюллетеня; избиратель не поставил отметку в квадрате, относящемся к политической партии, но при этом поставил отметку в квадрате с порядковыми номерами кандидатов в нижней части бланка.
Избирательный бюллетень ещё в разработке, необходимо сделать его удобочитаемым, понятным и негромоздким, но основные принципы его, описанные выше, будут взяты за основу.
Изменились и сроки проведения выборов. Если прежде по законодательству предполагалось провести их в последнее воскресенье октября (в этом году это 31 число), то теперь выборы должны состояться в одно из воскресений ноября. Дата определится по мере готовности избирательной системы, в том числе её технической составляющей.
Времени осталось не так много, будьте готовы сделать честный, осознанный выбор!
Ирина ПРОКОФЬЕВА.
Related News
Укрепление союзнических отношений
Торага Жогорку Кенеша Нурланбек Шакиев принял генерального секретаря Парламентской ассамблеи тюркоязычных стран (ТюркПА) Мехмета СурейяRead More