Main Menu

Бизнес в шоке

Принятый депутатами Жогорку Кенеша закон о ЧС в экономике вызвал негативную реакцию у бизнеса. Дав добро его инициатору, вице-премьер-министру — министру экономики и финансов Акылбеку Жапарову, депутаты спокойно ушли на каникулы. И деловому миру страны остаётся только махать кулаками после драки. Или как всегда биться в двери Президента, дабы он отклонил этот закон. Пока что бизнесмены и эксперты пытаются донести своё мнение через СМИ.

«В законопроекте о режиме ЧС в экономике Кабмину даётся возможность без согласия парламента или других органов менять ту или иную ставку таможенных пошлин, налогов, то есть остаётся открытым вопрос: кто это станет регулировать и кому это надо?» — спрашивает эксперт Антикоррупционного делового совета при Президенте Айдарбек Мамбеткадыров.
Глава Ассоциации рынков А. Ташибеков считает, что в одностороннем порядке Кабмин воспользовался тем, что ЖК уходит на каникулы. По его словам, при принятии любого законопроекта проводятся определённые виды экспертиз и самыми важными являются анализ регулятивного воздействия и антикоррупционная экспертиза.
«По данному законопроекту никаких подобных действий и экспертиз не проводилось», — сказал он.
Данный законопроект важен с учётом того, что в прошлом году страна сидела в локдауне, экономика понесла существенные потери, он предложен во избежание повторения некоторых моментов, рассказал А. Ташибеков.
«Были такие моменты, когда ввозились медицинские препараты и аппараты, но из-за высокой цены хотели временно снизить таможенные пошлины на ввоз или налоговые пошлины, в таких ситуациях закон должен действовать. Его поздно внесли, без учёта той или иной экспертизы и, самое главное, без учёта мнения бизнес-сообщества», — сказал он, добавив, что Антикоррупционный деловой совет считает законопроект «сырым» и просит Президента вернуть его на доработку с учётом разных мнений.
«Очень непонятны в самом законе пункты: слишком размыты и непонятны в применении. Не соблюдены несколько пунктов статей разных законов, в том числе о регламенте ЖК. Основной момент вызывает большое сомнение, что при применении действительно могут возникнуть определённые осложнения, могут воспользоваться законом и под видом ЧС в экономике совершить какие-либо поставки той или иной продукции или, наоборот, на продукцию, нужную людям, повысить налоговые ставки», — пояснил глава АР.
«А если предприниматель работал, и внезапно — ЧС в экономике, Кабмин поднимет налоги или нет.
Любая компания при расходах должна сокращать либо работников, либо продукцию, чтобы выйти в ноль, и начинаются коллапс, безработица, какие-то другие недопоступления в саму организацию, пояснил он. В законопроекте есть много статей, которые остаются в сомнительном положении, как их потом начнут трактовать?» — задался он очередным вопросом.
«Данный законопроект надо вернуть на доработку с учётом мнений бизнеса и экспертов, после этого сделать более качественный вариант и только потом подписать, потому что могут возникнуть тяжёлые последствия. Я не говорю уже о малом и среднем бизнесе, который может совсем потеряться на этом фоне или уйти в тень, показывать всё по нулям, а это уже нарушение. Большому бизнесу будет тяжело выходить из той или иной ситуации, я имею в виду, что это изменение разных таможенных или налоговых процедур. Ещё налагаются штрафы за несоблюдение данных норм», — говорит он, добавив, что при принятии любого законопроекта проводятся определённые виды экспертиз, и самые важные из них — анализ регулятивного воздействия и антикоррупционная экспертиза.
«Законопроект о режиме ЧС в экономике надо вернуть на доработку, чтобы он стал конкретным и справедливым, не только Кабинету министров следовало эти вопросы решать, а привлечь бизнес-сообщество, представителей парламента или совместно с аппаратом Президента», — считает президент Союза ювелиров и предпринимателей Сталбек Акматов.
Отдельные нормы и функции надо заложить обязательно, а так законопроект усиливает Кабмин: могут увеличить налог или вообще отменить его.
«Этот закон сырой, он не нужен стране. Мы 30 лет жили без этого закона о ЧС, три революции прошли. Разные ситуации происходили, карантин, пандемия — вот как раз в таких случаях такой закон должен работать, это мировая практика. Но мы без этого закона жили. Проблемы у бизнеса имелись, и как-то пытались сами решать их.
По налогам в этом законе предусмотрено, что могут отменить, могут увеличить, могут вдвойне налог поставить, втройне — одним словом, Кабмин это решает. Это на самом деле нехорошо.
Допустим, в таких ситуациях бизнес нуждается в освобождении от налога, а Кабмин вынес решение — увеличить налог, а это уже плохо», — пояснил С. Акматов, предложив конкретно, по пунктам расписать всё в законе, провести обсуждение. А бизнес-сообщество только в Жогорку Кенеше увидело, что министр Акылбек Жапаров презентует закон и его принимают в трёх чтениях.
«Ну, я не знаю, так законы не делаются и не пишутся, нужен анализ регулятивного воздействия. Когда делают АРВ, там есть три варианта — бизнес-сообщество, независимый эксперт, юристы, экономисты участвуют. Никто в стране, ни один эксперт не участвовал в разработке АРВ, то есть этот закон просто написали чиновники, которые сидят в кабинете, теоретики, одним словом», — сказал С. Акматов.
«Мы попытаемся убедить уважаемого Президента, чтобы он не подписывал этот закон и вернул в согласительную комиссию на доработку, где мы, широкая группа экспертов, представителей государства, представителей населения, можем улучшить, доработать и сделать действительно действенный законопроект, который принесёт пользу, а не ущерб экономике», — заявил он, отметив, что анализ регулятивного воздействия — это площадка, где различные группы интересов — представители государства, бизнеса и населения могли бы, совместно обсудив проблему, найдя её корневую причину, предложить пути её решения с учётом всех плюсов и минусов. Все регуляторы возвращаются в бизнес-среду, и они должны исполняться и применяться именно в бизнес-среде, сказал он.
«Если мы, предприниматели — налогоплательщики, заказываем социально-экономические преобразования государству, мы просим государство разработать законы, убрать какие-то барьеры, чтобы облегчить судьбу предпринимательства, улучшить поступления в бюджет.
Эти предприниматели, которые стоят за нами, в процессе АРВ видят весь этот процесс и имеют возможность участвовать через свои ассоциации и передавать свои пожелания, свои экспертные наработки. Таким образом, получается взвешенное решение, например, Кабмина или Жогорку Кенеша», — пояснил С. Акматов.
— В последние 3-4 месяца члены бизнес-ассоциации ЖИА наблюдают за тем, как выходят неожиданные инициативы, говорит её исполнительный директор Фархад Пакыров. По его словам, члены ассоциации узнали о законопроекте из выступлений во время заседания в Жогорку Кенеше, где автор отметил, что ожидается ухудшение экономической ситуации и с учётом этого надо принять этот законопроект, который рассматривает, в основном, налоговые, тарифные нормы и различные штрафы.
«Предприниматели начали к нам обращаться, и мы не смогли ответить, так как сами узнали в тот же день и не слышали до этого о каких-либо обсуждениях. Опыт показывает, что при принятии большинства таких документов, где пропускаются проведение анализа регулятивного воздействия и антикоррупционная экспертиза, постоянно страдают предприниматели. Так как этот документ сырой, сейчас бизнес-сообщество предлагает детально его доработать. В настоящее время бизнес обеспокоен. Все говорят, что осенью, возможно, ухудшится социально-экономическая ситуация.
В этом случае что произойдёт? Мы и так в прошлом году во время пандемии, как другие страны, не смогли оказать в должной мере поддержку предпринимателям, поэтому они у нас в тяжёлом положении. Не станет ли ещё одним ударом этот документ осенью, пока ещё неизвестно. Исходя из опыта, мы предлагаем, чтобы закон совместно доработали и после этого, если есть необходимость принять — приняли, если нет — то отложили», — выступил Ф. Пакыров.
Последние три дня бизнес-ассоциации выступают на различных площадках, где делятся своими опасениями, что во всём мире экономический кризис в большинстве стран, в том числе в Кыргызстане, но в сравнении с другими наша страна пережила также политический кризис, который тоже повлиял на экономическую ситуацию, отметил он.
«Мы все наблюдаем каждый день, что социально-экономическая ситуация в стране ухудшается и сейчас во всём мире идёт обсуждение, как сохранить предпринимателя, рабочие места, чтобы бедность не росла», — заключил Ф. Пакыров.






Добавить комментарий