Main Menu

Утомлённые законопроектами

Депутаты Жогорку Кенеша в среду, 28 июля, во втором и третьем чтениях поддержали законопроект о выборах в парламент.

Документ предполагает: избрание 36 депутатов от одномандатных округов и 54 от партий; преференцированное (адресное) голосование, когда избиратель сможет выбирать кандидата в списке партии; ограничение количества агитаторов: для политических партий — не более 10 тысяч, а для одномандатных депутатов — не более 500 агитаторов; избиратели, находящиеся в тюрьмах, не голосуют; кандидат от одномандатного округа может выдвигаться от любого района, он не привязан к избирательному округу пропиской; запрет на участие политических партий в выборах, зарегистрированных за шесть месяцев до дня назначения выборов; порог для политических партий — 5%, региональный порог — 0,5%; партии смогут выдвигать список кандидатов и кандидатов от одномандатных округов; наличие высшего образования у кандидата в депутаты.
За проект, одобренный комитетом, проголосовали 90 депутатов, против — 12.
Отдельной статьёй депутаты голосовали по гендерной квоте. Не обошлось без споров. Ряд депутатов-мужчин просили коллегу ото-
звать своё предложение о выделении каждого четвёртого мандата женщинам. Однако он не согласился. За его инициативу проголосовали 62 депутата, 34 — против. Вопрос прошёл.
Политолог Денис Бердаков считает, что подкуп голосов избирателей на выборах в ЖК выйдет на новый уровень:
«Теперь что стареющим лидерам партий, что денежным мешкам, что региональным феодалам, что девушкам и идущим по нацквоте придётся рвать на себе все имеющиеся волосы, чтобы набрать лично для себя голоса. А это гораздо сложнее. Раньше кандидаты брали на себя участок (или несколько) и отчитывались только по нему по головам. Доказать партийным боссам, что за тебя проголосовали ещё 50 человек на родине дедушки или одноклассник, было сложно. Теперь же подкуп максимально выгоден во всех регионах от всех кандидатов, ведь каждый голос в копилку. Это и явку, кстати, может поднять. Ведь она просто аховая на последних трёх выборах».
По мнению политолога, ключевое, что произошло, — сломана система партийных боссов, с которых уже «песочек сыпется».
Их регистрация и печать от партии никому не нужны. Они уходят, так этого и не поняв… Если не оставят обязательный пятипроцентный барьер по всем областям, то партии вообще развалятся на региональные и по интересам. Не было партий. Были предвыборные альянсы и патронажные группы вокруг олигархов.
«Интересно, а если сами лидеры партий провалятся в списке? Или как теперь главам партий собирать деньги на предвыборку? Ведь лоббировать людей в правительство теперь они не могут. Это раз! А во-вторых, не смогут обещать богатым людям стабильное место в парламенте…
С другой стороны, теперь, очевидно, появятся супердлинные списки кандидатов. Ведь теоретически партии теряют контроль над распределением мест, и, соответственно, теперь партия нуждается в кандидатах, которые хоть 100 голосов ей принесут, чтобы 5% пройти и мест побольше для распределения внутри себя организовать».
По одномандатникам: это будут суперсильные политические локальные элиты (выиграть на участке в 100 000 избирателей очень сложно), которые однозначно поддержат ту или иную партию своим влиянием «, — подчеркнул политолог.

***
В пятницу парламент Кыргызстана в третьем (финальном) чтении одобрил согласованный вариант проекта закона «О защите от ложной и недостоверной информации», предусматривающий создание госоргана, который будет следить за тем, чтобы интернет-провайдеры защищали своих клиентов от контента, связанного с терроризмом, насилием, детской порнографией и распространением фейков.
Закон даёт уполномоченному государственному органу — правда, пока неясно, какому именно — право предписывать провайдерам интернет-услуг блокировать веб-сайты, содержащие информацию, которую данный орган посчитает ложной. Некой структуре также будет поручено создать базу данных анонимных пользователей с указанием их настоящих имён, хотя пока неясно, как всё это осуществить на практике.
Данный законопроект сначала назывался «О манипулировании информацией» и впервые внесён на рассмотрение в прошлом году, когда власти боролись с первой волной COVID-19. В ответ на появившиеся негодование и критику один из соавторов законопроекта Гульшат Асылбаева выступила в его защиту, заявив, что он «поможет защитить честь и достоинство людей, запятнанных ложными заявлениями в интернете. Специалисты по проверке достоверности информации обнаружили, что некоторые разделы законо-
проекта дословно скопированы из российского законодательства.
Несмотря на сопротивление со стороны журналистов и активистов гражданского общества, парламент поддержал законопроект. Однако тогдашний президент Жээнбеков отправил его на доработку. 30 июня этого года парламент снова проголосовал за документ, переименованный в закон «О защите от ложной и недостоверной информации», но почти не претерпевший каких-либо иных изменений.
«Институт Медиа Полиси» сделал заявление о том, что, согласно регламенту, «повторное рассмотрение отклонённого законопроекта «О защите от ложной и недостоверной информации» («О манипулировании информацией») возможно не ранее января 2022 года». Тем не менее 28 июля депутаты решили провести повторное голосование, хотя законопроект не значился в повестке дня. За его принятие проголосовали 97 депутатов, против — всего пять. Г. Асылбаева заявила, что процессуальных нарушений не было, поскольку закон не был «отклонён» парламентом.
***
На следующий день, 29 июля, депутаты Жогорку Кенеша, несмотря на то, что сняли пакет законопроектов, разработанных администрацией Президента о Кабинете министров, рассмотрели его на заседании.
Перед выходом на перерыв спикер Талант Мамытов попросил коллег записаться на вопросы, чтобы продолжить обсуждение после возвращения. Для выступления записалось более десятка депутатов. Однако, вернувшись с обеда, они даже не заикнулись о том, что утром сняли вопросы с повестки. Наоборот, почти не обсуждая, отправили на голосование.
Напомним, речь идёт о проектах: конституционного закона «О Кабинете министров Кыргызской Республики»; закона «О местной государственной администрации»; закона «О местном самоуправлении»; закона «О государственной гражданской службе и муниципальной службе».
Принятие законов предполагает: наделение министров и глав айыл окмоту неприкосновенностью; выделение министрам служебного жилья; Кабмин сможет созывать сессию Жогорку Кенеша; Президент сможет назначать членов Кабмина, даже если депутаты будут против, и имеет право возглавлять исполнительную власть (Дастан Бекешев считает, что он не вправе, а обязан по новой Конституции).
В итоге парламент рассмотрел около 30 проектов законов и даже тех, что снял с повестки. Таким образом, внеочередная сессия Жогорку Кенеша VI созыва закрылась.
Заседание завершилось исполнением гимна. Очередная сессия начнётся через месяц, 1 сентября. А уже в октябре-декабре планируется провести выборы нового созыва депутатов. Дата будет зависеть от того, насколько быстро ЦИК и Министерство цифрового развития смогут запрограммировать автоматически считывающие урны под смешанную систему голосования.
В заключение спикер Талант Мамытов обратился к депутатам: «Будьте здоровы. Не забудьте о сегодняшнем заседании». Как стало известно, внеплановое «заседание» состоялось в ресторане Rixos Hall с участием десятков народных избранников, которые отпраздновали в этом банкетном зале завершение сессии и уход на каникулы.
По материалам республиканских СМИ.
Подготовила Ирина ПРОКОФЬЕВА.






Добавить комментарий