Main Menu

Золотой ключик, или Как Кыргызстану забрать золотодобывающий рудник «Кумтор» и не обанкротиться

Лучшие умы страны заняты крайне важной и сложной задачей — указать, наконец-то, компании «Центерра» её место на задворках и в случае чего выиграть все международные судебные разбирательства да ещё и слупить с канадцев миллиарды сомов за нанесение экологического урона.

Про…
7 мая этого года Октябрьский районный суд по иску частных лиц обязал ЗАО «Кумтор голд компани» (дочернее предприятие «Центерры») выплатить в пользу Кыргызской Республики 261 млрд. 719 млн. сомов в качестве возмещения ущерба за складирование отходов на ледниках Давыдова и Лысый. А 12 мая госкомиссия по проверке деятельности «Кумтор голд компани» обнародовала своё заключение и предложила взыскать с канадских золотодобытчиков 460 млрд. сомов. Днём же ранее поступила информация, что в УВД Иссык-Кульской области расследуются дела по происшедшим ранее инцидентам на руднике, в частности, когда завалило двоих рабочих.
И, наконец, 17 мая на внеочередном заседании Жогорку Кенеша депутаты поручили Кабинету министров временно ввести внешнее управление в ЗАО «Кумтор голд компани».
«До 31 августа надо либо развестись с «Центеррой», либо начать судебные разбирательства. Под разводом я подразумеваю, чтобы «Центерра» жила своей жизнью, а мы — своей, — сказал коллегам-депутатам председатель госкомиссии по проверке Кумтора Акылбек Жапаров.

…и контра
Почувствовав, что запахло жареным, в буквальном смысле возможными задержаниями, все сорок канадских специалистов от мала до велика, собственно, весь менеджмент покинул давший им стол и кров наш горный край. И уже из Торонто зазвучали нелицеприятные речи: мол, это потенциально будет иметь далеко идущие последствия для прямых иностранных инвестиций в КР.
16 мая канадский инвестор инициировал арбитражное разбирательство против кыргызского правительства. Компания запретила «Кыргызалтыну» проводить операции со своими акциями в «Центерре». Также «Кыргызалтыну» с его 26 процентами акций запрещено продавать или обращать ценные бумаги. При этом сторона не имеет права выражать несогласие в отношении своих акций в «Центерре». Кстати, эти запреты и ограничения предусмотрены ни чем иным, как совместным соглашением КР и «Центерры» от 2009 года.
Дошло вообще до невообразимого. «Центерра» отключила системы слежения и контроля за безопасностью ледников, что поставило под угрозу жизнь занятых на руднике сотрудников. Более того, канадцы заявили, что с 17 мая не контролируют его, «поскольку власти КР ещё 15-16 мая установили свой контроль». Вот пусть, мол, они и обеспечивают безопасность работы на предприятии.
И как заключительный аккорд прозвучали из Торонто слова президента и главного исполнительного директора компании «Центерра» Скотта Перри: «Руководство Кыргызской Республики с поразительной скоростью предприняло действия по подрыву основы, на которой рудник был задействован, и отказалось сотрудничать с нами по любым вопросам, которые считает предметом спора. Действия правительства КР не оставили «Центерре» иного выбора, кроме как реализовать свои законные права через арбитраж для защиты интересов «Кумтор голд компани» и наших акционеров». И, следуя, что называется, этикету, исполнительный директор «Центерры» призывает: «В случае, если правительство КР желает участвовать в конструктивном диалоге, мы по-прежнему готовы к этому».

Хитрый Бирштейн и другие рулевые
Чем обладала республика после распада Союза? Заводами и фабриками, довольно развитым сельским хозяйством, недрами и гидроэнергетическим потенциалом. Ещё с советских времен оставались бетонные тоннели — предтеча Верхненарынского каскада ГЭС. Но, как известно, со строительством гидросооружений ничего не вышло. «Отдадим мы деньги этим из «Росгидро», лишь бы не гавкали», — так реагировал Атамбаев на очередной призыв российских энергетиков вернуть средства за строительство гидрогородка на реке Нарын. Кажется, так и не вернул.
Заводы и фабрики раскурочили ещё задолго до Атамбаева по знаменитой и разрушительной программе «ПЕСАК», ещё при Акаеве (с которого все эти катавасии и начались). Да и просто так — металлоломом всё уходило в Китай.
Оставался только инвестированный канадцами рудник «Кумтор». По соглашению 1992 года месторождением владели Кыргызстан (67 процентов) и «Камеко» (33 процента). Акаев, что называется, гордился таким раскладом и всё повторял, что в отношениях с канадцами участвует «один хитрый еврей», частый гость в Торонто. Как писала в 2016-м газета «Багыт», Борис Бирштейн прибыл в Кыргызстан не для того, чтобы помочь стране, только обретшей независимость. Создав частно-государственную корпорацию «Сиабеко-Кыргызстан», Бирштейн сотоварищи стали присматриваться к местным полезным ископаемым. В итоге кыргызское правительство под давлением этого «Сиабеко» и Акаева отдало канадской компании «Камеко» крупнейшее золотое месторождение Кумтор без проведения какого-либо тендера. Хотя поступали и более выгодные предложения. Дружба между Акаевым и Бирштейном вынудила правительство пойти на непопулярную меру. 3 декабря 1992 года в Торонто было составлено генеральное соглашение по Кумтору между кыргызским правительством и «Камеко», которая занималась добычей урана и была под угрозой закрытия, так как задолжала кредиторам $460 миллионов. Но, к счастью для компании, при помощи Бирштейна в Кыргызстане обнаружили Клондайк.
С 1993 года «Камеко» освободили на 10 лет от всех видов налогов и обязательных платежей. Это указали в генеральном соглашении по проекту «Кумтор». До 2003-го года Кыргызстан никак не мог вмешиваться в то, что происходило на «Кумторе». Все процессы контролировала компания «Камеко» и крутила Кыргызстаном как хотела (завышение расходов на технику и оборудование, использование заёмных денег, по которым рассчитывалось правительство КР, Кыргызстан получал долю от прибыли, а не от добытого золота). В общем, международный аферист оказался на высоте.
После того как для «Камеко» подошли к концу налоговые каникулы и Кыргызстан должен был получать большую прибыль, как владелец 67 процентов, канадцы предложили реструктуризацию «Кумтора», при которой компания вошла в состав общественной корпорации «Центерра», сформированной же «Камеко». И тогда вместо 67 процентов у Кыргызстана оказалось лишь 33. А ведь только в 2011 году «Кумтор» обеспечил 92 процента от всех доходов «Центерры». Остальные её проекты оказались убыточными.
В конце 1990-х годов произошло серьёзное происшествие, когда в реку Барскоон сорвался грузовик с цианидами. Заражённая вода пошла в сторону Иссык-Куля. Предполагались худшие последствия, вплоть до закрытия озера для отдыхающих. Но больше бед нанесла хлорка, которой какой-то столичный начальник сдуру распорядился обильно посыпать место аварии и окрест.
А что «хитрый еврей»? Он покинул страну то ли до, то ли вместе с Акаевыми в дни мартовской революции.
Менялись президенты, менялись и рулевые. При Бакиеве это был Алексей Елисеев — «личный юрист» Максима Бакиева. Буквально на днях на одном из сайтов появилось его интервью. «В 2008 году, — говорит Елисеев, — мы вели переговоры не с «Центеррой», а с «Камеко» — её крупнейшим акционером, который выходил из компании. И Кыргызстан мог тогда стать управляющим акционером». Но не случилось. И Елисеев не поясняет, почему этого не произошло. Лишь ссылается на непрофессионализм представителей КР в «Центерре». Или здесь нечто другое? Кто-то в этом что-то поимел?
Последние лет десять власти Кыргызстана рассматривали два варианта — выйти из «Центерры» и разделить с ней акции в «Кумтор голд компани» 50 на 50. А второй вариант — национализировать объект и самим добывать золото. Сторонники этого второго «пути выхода» общественный деятель Ишенбай Кадырбеков и депутат Рыскельди Момбеков считают, что «тогда бы мы приняли соответствующий закон и судились бы с «Центеррой» по сумме компенсаций», а также «поскольку мы предъявляем «Кумтор голд компани» претензии в $5 млрд., то, получив их через суд, могли бы рассчитаться по долгу с Китаем». Однако Аскар Сыдыков из Международного делового совета с ними не согласен: государство — плохой менеджер. Процентов 70-80 госпредприятий работают в убыток.
Похоже, наверху пока и сами не знают, как поступить лучше. Не случайно же госкомиссии по проверке «Кумтора», работающей уже три месяца, парламент дал ещё столько же времени. Вот именно до 31 августа — либо развод, либо суд.
Наши деятели настолько накалили обстановку, что отношения с «Центеррой» воспринимают не иначе, как: «либо ужас без конца, либо ужасный конец (для «Центерры», разумеется)». Такими категориями можно руководствоваться разве что на поле брани, а не в отношении с партнёром, совладельцем, коим «Центерра» и является для Кыргызстана. А получается, кто бы путём революций-переворотов-мятежей ни приходил к власти, следует новое соглашение по «Кумтору». Годы 2003-й, 2008-й, 2009-й, 2017-й. В 2009-м «Кумтор голд компани» получила особые преференции. Два ледника — Давыдова и Лысый — законодательно перешли канадцам. И автором этого предложения считают Акылбека Жапарова, того самого председателя сегодняшней госкомиссии. И вот по этому-то соглашению «Центерра» и будет строить свою защиту-нападение в арбитраже. Сами же отдали, а теперь обвиняете в отвалах на ледниках. И требуете за это миллиарды сомов компенсации.
И уже при Атамбаеве очередной рулевой Исаков подписал новое соглашение в сентябре 2017 года. Канадская сторона увеличивает ежегодный экологический платёж Кыргызстану с $310 тысяч до 3 миллионов, выделяет 50 млн. «зелёных» на новый фонд развития природы, а 10 млн. — в фонд развития онкологической службы,  а ёще ежегодно выплачивает по $6 млн. в фонд рекультивации проекта «Кумтор». При этом стороны отказываются (внимание!) от всех судебных разбирательств, снимаются все ограничения по структуризации «Кумтора», а соглашение 2009 года остаётся в полной силе. Кроме того, правительство КР отзывает иск к «Кумтору» на $100 млн. Кыргызстан забил последний гвоздь в крышку гроба. Потом звучали, конечно, возмущения: мол, уступили в споре с «Центеррой». В июне 2018-го уже новое правительство заявило о намерении пересмотреть условия соглашения. Но к какому решению пришло правительство Абылгазиева, неизвестно. Ныне и он сам вслед за Исаковым находится под следствием.

Пан или пропал
Похоже, никогда ещё за 30 лет своего существования страна не пребывала в таком подвешенном состоянии. Ведь что такое месторождение Кумтор? Это 16-17 тонн золота в год. В 2021 году планируется добыть 15,8 тонны этого драгметалла и принести прибыль 10 млрд. сомов. «Кумтор» — это 10 процентов ВВП страны и 20 процентов объёма промышленности. Кыргызстан получил от месторождения с момента его запуска $4,4 млрд., «Центерра» — $11,5 млрд. За 24 года канадская компания вывезла из Кыргызстана 400 тонн золота.
Все эти данные присутствуют в открытом доступе. Но нет главного — каким образом можно было профукать (проворовать, про…рать) такой Клондайк?! Несомненно, каждое из последующих соглашений по «Кумтору» — это даже хуже уступки, это — ошибка. Корыстная или бестолковая — пусть прокуратура разбирается.
«Мы направили в правоохранительные органы и Генпрокуратуру запрос о даче правовой оценки действиям лиц и сам их список, в который войдут бывшие президенты и премьер-министры, подписывавшие соглашения. А также тогдашние руководители гостехинспекций и Госналоговой службы и, конечно, тогдашние представители кыргызской стороны в «Центерре» и экс-председатели «Кыргызалтына», — предупредил Акылбек Жапаров. А сам он, принимавший участие в подготовке ряда соглашений, выйдет сухим из воды? Похоже, заключит сделку со следствием и будет помогать выводить на чистую воду всех виновных и причастных к «золотому делу».
Не прав тот, кто считает, что глава государства не самостоятельно, а по подсказке решился на эту «войну» с «Кумтором». Надо вспомнить, за что сидели в тюрьме Садыр Жапаров, Камчыбек Ташиев и Талант Мамытов? За организацию беспорядков на подступах к «Кумтору»? Нет, надо полагать, за правду о «Кумторе». И что, Садыр Жапаров оставил бы идею разобраться с «Центеррой», став Президентом? Может, для него это и есть тот оселок, который станет основным за его каденцию. Другое дело, что на кону бюджет страны в случае проигрыша в арбитраже. Хотя новый руководитель «Кыргызалтына», временный управляющий Кумтором Тенгиз Болтурук и уверяет,что у страны есть источники ($20 млн. «Кыргызалтына», предполагаемые $20 млн. кредита), чтобы хватило на первые два месяца работы предприятия. А, мол, в дальнейшем планируется добывать золото на $50 млн. ежемесячно.
Но когда Болтурук объявил, что на обеспечение рудника будет уходить больше, на зарплату сотрудникам меньше (долларов на 300), профбоссы «Кумтора» отметили, что среди персонала идут разговоры о возможной забастовке. И теперь Болтурук о снижении зарплат не намекает.
Вместе с тем его положение вызывает вопросы. Гражданин Канады преследуется «Центеррой» по иску Высшего суда Онтарио за нарушение доверенных ему обязанностей как члена совета директоров и в связи с захватом рудника правительством КР. «Компания узнала, что до его отставки из правления Болтурук вёл переговоры с правительством КР относительно «Кумтора».
В общем, Акылбек Жапаров ли, Тенгиз Болтурук ли — кто будет стрелочником в случае провала, и возможна ли досудебная договорённость с «Центеррой» или за спинами наших игроков маячит третья сила, в любом случае страна не должна пострадать, а только за счёт «Кумтора» выиграть. Пусть все эти действующие лица ищут золотой ключик, как в сказке о Буратино.
Геннадий КУЗЬМИН.






Добавить комментарий