Main Menu

Где справедливые цены? На бирже!

Кыргызские дехкане   приступили к сбору урожая, пусть небогатого в силу  известных объективных причин, но  каждый крестьянин мечтает   не обанкротиться, хоть что-то заработать, оправдать вложенные в поля средства. Детей в  школу надо собирать,  что сегодня недешево, к зиме готовиться, запасать корм скоту. Кто знает,  вдруг холода продлятся дольше обычного, как в нынешнем году,  ко всему нужно быть готовым. Сельскохозяйственное производство во всем мире считается  рискованным бизнесом, недаром  в развитых богатых государствах правительство субсидирует аграриев, помогает  выйти на  потребительские рынки, быть  конкурентоспособными.

В Кыргызстане  свой «особый» подход:  правительство  поддерживает  фермеров льготным кредитованием, выделяет горючее по низким ценам  в период  весенне-полевых работ и  сбора урожая, организует осенние ярмарки-распродажи без посредников, что выгодно и производителям, и покупателям.
Министерство сельского хозяйства развернуло огромную агитационную работу: не в силах заставить частников выращивать то, что  нужно стране,  что наверняка осенью будет иметь спрос, сотрудники аграрного ведомства  тщательно анализируют  внутренний и соседний  продуктовые рынки,  советуют, рекомендуют, предостерегают дехкан.
Беда в том, что крестьяне их не слушают, у них свой горький опыт общения с государством. При Бакиеве   тем, кто  выращивал зерно,  дабы обеспечить республике  продовольственную безопасность,  правительство  предоставило банковские  кредиты, взяв на себя частичное их погашение. Агропродкорпорация  должна   была выкупить урожай пшеницы по  заранее оговоренным  ценам. В республиканский  бюджет на эти цели заложили соответствующие денежные ресурсы.
Сославшись  на низкое качество выращенного зерна (не тот процент клейковины), чиновники «кинули»  сельхозпроизводителей,  которым пришлось выплачивать коммерческие кредиты, что было многим не под силу, заемщики  разорились. Поди заставь их снова сажать озимые в большом объеме. Дураков нет,   частник быстро учится на собственных ошибках, расплачиваясь благополучием семьи. Верит не  специалистам-аграриям, а больше  смотрит на соседей:  в прошлом году вырастили много капусты, ее  весной даром раздавали малоимущим  и детским домам. В нынешнем  из-за дефицита  стоимость  среднего кочана подскочила до 30-35 сомов, тогда как в это же время  2011 года цена капусты не превышала 6-7 сомов.

Можно вспомнить  «горе луковое» начала 90-годов, перепроизводство картофеля, бобовых, бахчевых… Если бы срочно не вмешалось правительство,  не договорилось по своим  каналам с покупателями за границей,  положение  наших крестьян было бы более чем печальное.

Так где же  она таится —  достойная,   справедливая цена  урожая, политого потом и нелегким трудом землепашца?  На базарах  цены всегда «кусаются» и неприятно удивляют: даже в разгар лета  стоимость  овощей и фруктов зашкаливает,  эксперты в один голос твердят, что  так теперь и будет,  вниз  цены не поползут, не надейтесь, приводят  факты: в мире вообще продовольствие дорожает : то засуха, то наводнение, то  еще что-нибудь, связанное с изменением климата и природными  катаклизмами.

НЕ СПИСЫВАЙТЕ АДАМА СМИТА.
А как же  «невидимая рука  рынка»,   которая, по теории,  должна сама регулировать  цены — спрос и предложение,   обилие поставщиков,   среди них  должны возникать конкуренция, борьба за покупателя, ведь именно  на них уповал  в прошлом веке  знаменитый  английский экономист Адам Смит. Что, в наши дни его учение стало неактуальным?

Вспомним  «агрессивные» 90-е годы, когда отпустили цены на волю стихийного рынка. Стоимость питания враз подскочила, к примеру, кекс за 16 копеек, как в советские времена, не найти было ни в одном  магазине. Зато люди избавились от созерцания пустых полок, рыночные цены — это своеобразная расплата  за обилие овощей, фруктов, бахчевых,  мясных  и рыбных деликатесов. Исчез  дефицит — это главное.

К тому же стоимость продуктов  не росла бесконечно долго, установилась такая цена, которую могли предложить кыргызстанцы за тот или иной товар. Без всякого вмешательства  извне. Да,  сегодня ситуация  в мире изменилась,  и сильно,  а в Европе, Америке, восточно-азиатских странах  периодически возникают финансовые кризисы, которые не дают спокойно жить.

Некоторые  политики  склонны считать, что  без вмешательства государства  рынок  становится «диким», неуправляемым,  неизвестно чего от него ожидать в будущем, а как же быть с защитой малоимущих? Это функция государственных органов. Куда смотрит антимонопольное ведомство?

Эта структура  теперь находится в  Министерстве экономики и антимонопольной политики, работает согласно принятому законодательству. Вмешивается лишь тогда, когда  производитель  монополизирует  рынок товаров и услуг. А продуктовый рынок, рынок зерна и мукомольных изделий относятся к высококонкурентным рынкам, здесь низкая доля концентрации хозяйствующих субъектов.

К примеру, одна из  крупных мукомольных компаний  «Яшар» занимает чуть более 4% доли на рынке муки и мукомольных изделий и не имеет реальной рыночной силы, чтобы влиять на процесс ценообразования. Дело скорей всего не в теории Адама Смита, она  всегда будет верной, так как ученый  открыл закон рыночной экономики, виноваты те, кто  вносит  поправки в  аксиому.

В Кыргызстане   нет  полноценного  справедливого рынка купли и продажи, который сам собой  регулировал бы потребительские цены.  Если слишком задерешь  их, никто ведь не купит, быстропортящийся товар просто сгниет, что и толкает  торговцев идти на определенные уступки покупателям.

Нормальному рыночному ценообразованию мешают посредники, «крышевание»  сбыта, а попросту  говоря, коррупция. Не секрет, что имеет место  корпоративный сговор  между собой, а также с чиновниками нескольких крупных фирм-производителей той или иной ежедневно потребляемой  кыргызстанцами продукции, в частности, муки, зерна, риса. В бюджет деньги не идут, а оседают в карманах  мошенников-перекупщиков, с этой  напастью  правительству никак не удается справиться.

Лишь 20% фермеров южного региона страны  самостоятельно продают на рынке свои овощи,  остальную часть  фруктов и овощей с их садов и полей реализуют  перекупщики — такой вывод сделали в  Центре конкурентоспособности агробизнеса по результатам проведенного исследования.

На наших рынках давно работают устойчивые группы перекупщиков, которые постоянно вносят свою лепту в повышение цен. Причем существуют  зоны, регулируемые полукриминальными группировками. Проходя через их руки, сельхозпродукция значительно  дорожает.

Сравните: наценка на  говядину в среднем составляет 100%, на свинину — 70%, картофель — 80%,  белокочанная  капуста «тяжелеет» на 40%, столько же свекла, при  отпускных ценах на эти овощи 5 и 10 сомов соответственно. Подобная ситуация бьет по карману потребителя. Нетрудно догадаться, что те, кто сегодня заправляет рыночной  торговлей в городах, не выращивают ни груш, ни персиков, ни скот. Они их покупают, а потом снова продают, нехило навариваясь.

Перекупщики оптом скупают товар у ворот  рынков, если не удается  по-хорошему договориться с  производителем,  то  действуют с помощью силы, заставляя фермеров немедленно продавать им свой товар. У посредников все схвачено, везде свои люди — в лаборатории, за прилавками. Они знают, где на ночь  оставить  непроданные продукты, как  избежать  ограбления или поджога.

А крестьянин  по логике и не должен превращаться в торговца,  у него нет времени стоять целый день за прилавком, его дело — поле, кошара, сев озимых. В городе  торговое место стоит дорого, не по карману сельчанину, да и добраться до городского рынка, нанять транспорт недешево. Пусть торгуют  заготовительно-сбытовые кооперативы и делают это цивилизованно, законно,  уплачивая налоги в бюджет.  Проблема  в том, что их в нашей республике недостаточно, кооперация не  приобрела  массовый характер. Вот и жмутся  одиночки- сельхозпроизводители со своими ишачками-извозчиками  вдоль  автомагистралей, так как  на столичные базары их не пускают, да и  с обочин проезжей части дорог  гонит милиция: не положено!

Оно-то так, только и фермер  заинтересован напрямую попасть к покупателю, и горожане ищут  продукты, которые  подешевле да посвежее. Здесь интересы  продавца и покупателя совпадают. А  цивилизованных посреднических компаний остро не хватает. Вероятно, мешает несовершенное законодательство. Потребительские кооперативы платят с прибыли  10 % подоходного налога и 27%  перечисляют в Соцфонд.  А фермер-одиночка вносит платежи только за землю. Где справедливость?

Несколько лет назад мы наблюдали следующую картину: хозяева мукомольных предприятий умышленно устанавливали на свою продукцию демпинговые цены, но отпускали ее лишь «своим» подконтрольным перекупщикам. Последние покупали патент за  600 сомов и работали как самостоятельные юридические лица, никаких других налогов не платили. Все финансовые потоки шли черным налом.

КАК СНИЗИТЬ ЦЕНЫ?
Можно позаимствовать опыт Германии. В этой европейской стране формирование стоимости товара — процесс прозрачный и подконтрольный. При резком колебании цен на рынке антимонопольное ведомство имеет право возвращать их назад, а затем уже проводит соответствующее  расследование, выясняя, кто виноват, и думая, как наказать нерадивого монополиста, чтобы  ему впредь неповадно было задирать цены.

Вызывает большое сомнение, что  положительный европейский опыт приживется в нашей постсоветской республике  с ее своеобразным менталитетом. При существующих сегодня в Кыргызстане темпах прокурорских расследований и  «оперативного» исполнения судопроизводства ущерб, который за время следствия (оно может тянуться годами) нанесут нашей экономике монополисты, может принять угрожающий характер.

В России Торгово-промышленная палата совместно с Национальным институтом развития     Академии наук подготовила концептуальные  подходы к  формированию государственной политики цен  в РФ. Согласно  этому документу,  посредники там, где они необходимы, на пути к потребителям  должны действовать  в пределах установленных ценовых  коридоров. Выход за их пределы  грозит серьезными штрафами. А что касается «паразитических звеньев», то их россияне вообще  исключили  из цепочки «производитель — потребитель».

А  наши покупатели вообще не замечают никаких изменений на городских рынках  (имеется в виду понижение цен), хотя  сотрудники   Министерства экономики и антимонопольной политики  регулярно отслеживают стоимость продуктов питания в Бишкеке и Оше, а также в регионах,  вывешивают  изменившиеся показатели  на своих сайтах.

Недавно сотрудники Южного межрегионального отдела Департамента по развитию конкуренции    обнаружили несколько складов  с запасами муки. Дефицитный товар после  соответствующих  разъяснений  и переговоров с хозяевами, все же поступил на рынки Ошской области. Директор  южного антимонопольного ведомства Данил Ибраев провел расширенное совещание   с участием первого  заместителя губернатора  Ошской области, руководителями  районных госадминистраций южных регионов республики, руководителями мукомольных предприятий  и владельцами  рынков.

Обнародовали сведения  по объемам и остаткам имеющегося зерна, соизмерили их с  производственными мощностями  местных мукомолов, создали рабочие мобильные группы, организовали  передвижные пункты продажи муки по ценам производителя. Открыли также  несколько магазинов по продаже хлеба для бедных по низким ценам. Ситуация в южном регионе  на рынке муки стабилизируется.

А рейды на продовольственные базары продолжаются: выявляют необоснованное завышение цен на продукты №1 — хлеб, муку. К рейдам привлекают сотрудников  местной государственной налоговой инспекции.

Интересы сельских производителей  призваны защищать сортировочно-накопительные  логистические центры,  мы только приступили к их созданию,  эксперимент проходит в Оше и Кызыл-Кие. Там покупают у фермеров  сельскохозяйственное сырье, сортируют его, упаковывают и отгружают  для перепродажи на рынки и в магазины больших городов, а также для экспорта в Казахстан.

В Ноокатском районе частные  предприниматели приступили к  приему овощей, картофеля  и бахчевых культур для дальнейшего хранения   на своих  частных складах, оснащенных современными холодильными установками. В таких случаях в выигрыше все: и крестьяне, получившие за своей труд хорошие деньги, и цивилизованные посредники, и покупатели, которые приобретают к столу свежие и  качественные продукты.

Специалисты южного филиала ЦКА отмечают еще одно преимущество. К примеру, в Ноокатском и Араванском районах фермеры, активно взявшиеся за выращивание высокодоходных ранних овощей и фруктов, обзавелись собственными теплицами на своих подворьях.

Помидоры, огурцы, сладкий перец, арбузы теперь созревают у ошан раньше, чем  у узбекских крестьян. Прежде выигрыш во времени терялся  в процессе доставки груза в логистические центры. Теперь с  дехканами заключили договор: выращенную ими  витаминную продукцию  сортировочно-накопительные центры  принимают на месте.

Министр сельского хозяйства и мелиорации Аскар Джаныбеков пообещал открыть   подобные логистические центры  и в Чуйской долине, создав целую систему  удобного и оперативного сбыта сельхозпродукции,  согласился  помочь в оснащении таких центров  упаковочным и другим необходимым оборудованием.

Правда, кыргызстанские  крестьяне не отличаются дисциплинированностью, не держат данного слова.  Разговаривала как-то с немецкими партнерами,  заключившими  договоры  с одиночками-фермерами на переработку  экологически чистой  сельхозпродукции — помидоров,  а также  свиного мяса для небольшого колбасного цеха (СП).

Мало того что не всегда выдерживаются заявленные объемы  сырья, так  крестьяне  умудряются нарушать  соглашения  с переработчиками, подводят их, продавая  сельхозпродукцию  на стороне, если за нее посулили  больше денег. Так не  принято в деловом мире, предприниматели обязаны держать слово, чтобы  им доверяли, тогда  можно рассчитывать  на  долгосрочные  стабильные и гарантированные  отношения с партнерами, распрощаться со стихийным непредсказуемым  сбытом, а значит,  значительно снизить свои риски.

БЕЗ ПОСРЕДНИКОВ

Одна из  причин, оказывающих негативное влияние на продовольственный рынок и сельское хозяйство республики, — отсутствие современных механизмов продвижения товарной продукции от сельских производителей  к оптово-розничным покупателям,   считает   директор службы развития  рынка Центра  конкурентоспособности агробизнеса Улан  Тунгатаров.

И перечисляет недостатки в  обороте сельхозпродукции: невозможно  заранее прогнозировать объемы —  сколько и чего вырастят на полях дехкане; не  ясно, кому, куда и по какой стоимости пойдет  продукция, в республике отсутствует логистика и отлаженная система поставок продуктов, нет гарантии оплаты даже уже закупленной продукции. К тому же,  говорит  У. Тунгатаров,  нет контроля качества и экспресс-анализа скоропортящегося сырья для переработки.

Добавьте  сюда трудности с переходом границы соседнего государства, куда в основном экспортируют выращенное  кыргызские фермеры,  проблемы с растоможкой, новые правила оперативного рассмотрения экономических споров, отсутствие  плодоовощных баз для временного хранения  продуктов и т.д.

Становится  ясно, что установить непосредственную связь между продавцом и покупателем может только  товарно-сырьевая биржа. Ценообразование в  ее рамках — более обоснованное  и прозрачное,  поскольку  получаемая биржей оперативная информация  о закупочных ценах достоверна, дает возможность выявить оптовую наценку на реализуемые товары в мелкооптовой и розничной торговле с целью определить реальные доходы торговых предприятий. Сырьевая биржа  когда-то неплохо работала в республике, ее первый президент — Темир Сариев, нынче возглавивший Министерство экономики и антимонопольной политики.

— Обилие  торгующих организаций  и  фермеров на потребительском розничном  рынке не снимает  проблемы роста цен, обеспечения качества продаваемой продукции, — говорит министр. — Решение проблемы лежит в сфере оборота и оптовых поставок, финансового обеспечения и логистики, причем  действенный инструмент здесь — возрождение товарно-сырьевой  биржи.

На ней будут представлены  ежедневно обновляемые  ценовые и конъюнктурные данные по плодово-овощному рынку, к услугам продавцов — расчетно-клиринговые палаты для обеспечения гарантий поставок  и взаиморасчетов по биржевым  контрактам, а также  склады, где можно хранить  скоропортящуюся сельхозпродукцию. Заработает и биржевой арбитраж для оперативного разрешения  экономических споров.

Такая цивилизованная организация торговли  увеличит легальный оборот и собираемость налогов, заключенные фьючерские контракты защитят крестьянина от ценовых рисков и инфляции,   сократится участие криминала  в коммерческих отношениях, а государство сэкономит средства в бюджете, — уверен Темир Сариев, —  в мировой практике признанными центрами  ценообразования считаются  товарные биржи.

В ходе биржевых сессий складываются и определяются  текущие цены по спросу и предложениям, составляются ценовые прогнозы и котировки. Крестьяне-производители не чувствуют себя  слепыми котятами. Здесь все конкретно: срок поставки, стоимость, объем товаров, покупатель.

Уверенность в будущем
Как известно, английское  слово «фьючерс»  переводится как «будущее».  История  коммерческих фьючерских сделок берет начало с ХVIII века. Уже тогда купцы придумали удобный способ страховать свои риски, оберегая доходы.  Судите сами: погода непредсказуемая: то цунами, то наводнение, то землетрясение, а  расходы у фермера всегда были и есть: надо закупить семена, удобрения, приобрести трактор, сеялку, комбайн и т.д. Да еще рассчитаться с наемными сезонными рабочими.

Стабильность нужна в любом бизнесе. А здесь  продавец совсем не уверен, что, скажем, через полгода сможет продать свой товар по той цене, которая покроет его затраты. Поэтому крестьяне стали заранее договариваться с покупателями, что те обязательно купят  у них продукты питания даже через несколько месяцев или через год по заранее  оговоренным ценам. В этом случае фермер на 100% будет уверен в  будущем и может спокойно  отправляться работать на свое поле.

Другой, приобретающей, стороне тоже выгодно. Пшеницу, предположим,  решил закупить у фермера  мукомольный комбинат. А у него в свою очередь может быть заключен  жесткий  контракт с какой-нибудь, предположим,  военной частью на поставку  хлеба. И если цена на зерно вдруг резко вырастет, то комбинат понесет убытки.

Таким образом, фьючерский контракт — это своего рода обоюдная страховка для двух сторон:  поставщика и покупателя.  Практика показывает, что  продукты дорожают из-за большого  количества  «неестественных» посредников. По оценкам экспертов, на их долю приходится от 50% до 200% оптовой цены, что приводит к искаженному ценообразованию и  необоснованному повышению цен на продовольствие.

Сравните: биржевые брокеры за свое посредничество берут всего 1% от стоимости товара. Используя биржу как единый взаимно сообщающийся агропродовольственный рынок, государство сможет своевременно принимать  эффективные меры по регулированию потребительского местного рынка, совершать товарные или закупочные интервенции, скажем, муки или зерна.

Если возродим у себя деятельность товарно-сырьевой биржи, то  получим огромные преимущества, главное — улучшится снабжение населения качественными продуктами питания по оптимальным ценам, пополнятся государственный бюджет  и внебюджетные фонды за счет увеличения легального оборота в стране, вырастет налоговая база,  возникнут  условия для выхода из тени ряда предприятий перерабатывающей  пищевой промышленности (особенно их много в малом бизнесе).

К тому же наладится и упрочится торговля со странами СНГ и дальнего зарубежья, увеличится экспортный потенциал аграрного сектора страны. Необходимо лишь одно —  обратить  внимание государства на нужды  крестьян, услышать их  sos, помочь  подготовить  единую электронную  и селекторную  площадку для постоянного предоставления  сельским товаропроизводителям возможности продавать выращенное  без посредников, с гарантиями оплаты по зафиксированным на торгах ценам.

Улан Тунгатаров предлагает  правительству  в лице министерств, занимающихся государственной политикой  в области экономики, сельского хозяйства, торговли, а также  ОАО «Кыргызская  агропродовольственная  корпорация» совместно с привлечением частного сектора организовать агробиржу, обеспечив ее  функционирование в  виде открытого акционерного общества и войти в список учредителей от имени государства.

Через биржу осуществлять закупки сельхозпродукции для бюджетных организаций, министерств и ведомств, перейти от тендерных, скомпрометировавших  себя закупок к  фьючерсным сделкам, внести соответствующие изменения в законодательство Кыргызской Республики.

Тогда в средствах массовой информации появятся  сведения  о ежедневных биржевых котировках, открытые и прозрачные, как  курсы валют  Национального банка, к которым все давно привыкли.

Галина ЛУНЕВА.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.
 






Добавить комментарий