Main Menu

На экспорт, но с Чем?

Стало уже традиционным и привычным:  Кыргызстан  ввозит втрое больше  продукции,  чем продает за рубежом. Вот свежие данные Национального статистического комитета: объем экспорта за  январь-июль т.г. вылился в сумму  почти $ 800 млн.,  а импорта  — $2 млрд. 328 млн.

Не секрет, что продаем в основном сырье, вследствие чего торговое сальдо вот уже более 20 лет складывается отрицательным. Вступление Кыргызстана  в ВТО в  1998 году не принесло  ожидаемых положительных результатов: наш экспорт в основном приходится на постсоветские страны, видимо, сказываются неприхотливость  и склонность бывших советских людей к дешевым и добротным товарам (к примеру, в швейной промышленности).
Сохранение  подобной тенденции в  долгосрочной перспективе  нежелательно, это тревожный сигнал для экономики:  нигде в мире сырьевые державы не добивались успеха и процветания. Вагон хлопка-сырца и такой же объем   хлопчатобумажных сорочек стоят, понятно,  по-разному, к тому же  при экспорте готовых изделий вся добавленная рыночная стоимость  остается в стране-производителе.
Десятки лет говорим о необходимости наращивать экспортный потенциал страны. Действительно, внутренний рынок Кыргызстана мал, платежеспособность  населения низкая, и только  эффективная    внешнеэкономическая деятельность может обеспечить республике процветание и  социальное развитие.  Но  текущий платежный баланс у нас  постоянно перетягивает импорт,  мы ввозим  не только продукцию, которую сами не выпускаем, но и  товары повседневного спроса.
Если удастся запустить простаивающие предприятия и, главное, найти сбыт производимой ими продукции, возможно, экспорт и вырастет. Но это в будущем. Нам нужно добиться ежегодного прироста экспорта  хотя бы на 20%, эта задача, поставленная кабинетом министров,  до сих пор не решена. От нее зависят  экономическая стабильность в стране и    целенаправленное развитие приоритетных отраслей хозяйствования.
Поражаемся  прямо-таки  фантастическим достижениям «азиатских тигров» —  Малайзии, Гонконга, Сингапура,  Китая, Кореи, Турции, чей успех  достигнут благодаря  хорошо налаженной экспортной  политике. А сами продолжаем    топтаться  на месте, хотя обладаем  гораздо большими природными ресурсами, чем отдельно взятая та или иная страна. Что оставляет нас в неприглядном списке государств, имеющих серьезные проблемы на пути расширения  бизнеса?
Многие считают  главной причиной отсутствие конкурентоспособной продукции и неэффективность маркетинга. Деловые люди постоянно  жалуются на отсутствие стимулов и существующую в стране  несправедливую систему налогообложения. Значительная часть  малых производств по-прежнему предпочитает теневые обороты.  По данным Всемирного банка, Кыргызстан занимает  150-е место  из 175 стран по количеству препятствий  на пути развития бизнеса.
А в это время  другие страны СНГ — Россия, Таджикистан, Казахстан, Беларусь — стараются расширить свои  экспортные  возможности,   войти во Всемирную торговую  организацию,  что в конечном итоге ужесточает межгосударственную конкуренцию. Мы тоже должны искать  наши конкурентные преимущества на международных потребительских рынках, выстроить крепкий стержень  национальной экспортной политики. Тем более  что скоро вступим в Таможенный союз, рынок расширится до 160 млн. человек, что, безусловно,  станет  притягивать в наш горный край инвесторов.
Эксперт по  экономике,  профессор  Макгиллского университета в Монреале Рейвен  Бреннер писал, что «…для успешного проведения экспортной  политики необходимо создать класс высококвалифицированных предпринимателей и существенно снизить ставки налогов». Эта модель движения экономики удачно апробирована в странах Европы и Юго-Восточной Азии, она пробудила у людей интерес к деловой  активности наряду  с разработанной стратегией экспорта,  воспитывалась психология экспортера, нацеленного на ведение  качественного производства,  стремление реализовать свою продукцию, рассчитывая только на свои способности.
Не последнюю роль в стимулировании экспорта сыграли  частные банки,  которые развивались  в соответствии с  потребностями  производственного сектора. Они выдавали кредиты под залог товаров, которые  находились еще только в пути или в стадии переработки. Банкиры в этих странах   умудрялись  получать доходы  даже при мизерных резервах, а экспортеров освободили от досадного государственного регулирования, поэтому и произошел в этих государствах резкий скачок благосостояния и интеллектуального развития населения. Банки со своей стороны стимулировали наращивание экспорта и продвижение нации к процветанию.
Кстати, по такому же пути пошел Вьетнам, который демонстрирует сегодня хорошую динамику  экономического развития. Профессор Бреннер говорит, что способность к творчеству  заложена в человеке природой. Однако успех приносят не новые идеи как таковые, а их коммерциализация. Появление же стимулов к такой коммерциализации связано с системой  налогообложения и доступом  к финансовым рынкам.
Как обстоит  дело со стимулированием экспорта в Кыргызстане, бизнесменам хорошо известно. Попробуйте вернуть НДС, положенный по закону, потратите  чуть ли не годы. Постоянно декларируя свое невмешательство в дела бизнеса,  государство на самом деле  старается  прибрать к рукам  высокодоходные  участки. Как иначе назовешь организацию госпредприятия «Единое окно», которое  вытесняет   созданную таможенными брокерами, хорошо отлаженную,  конкурентную систему оперативной  растаможки  грузов?
А если взять  нашу  банковскую систему, проанализировать выдачу ссуд, то станет ясно, что банкиры  больше работают на себя, чем   предоставляют  кредиты производственникам. Длинных и дешевых денег как не было в стране, так и нет.  Сегодня  ситуация в нашей республике диктует необходимость стимулировать экспортные поставки.
— Для начала следует четко определить перечень конкурентоспособной продукции, —  говорят эксперты, — усилить  свободные экономические зоны и экспортные центры, создать  экспортоориентированные технопарки. Глава «Легпрома» Асанов  так и не дождался  обещанного мэрией Бишкека отвода земельного участка под  строительство мини-городка для швейников.  А ведь эта общественная организация наладила   партнерские отношения  не только с Россией и Казахстаном, но и  с дальним зарубежьем, куда и собиралась  экспортировать   швейные изделия.
В продвижении экспорта  важную роль играют  Министерство иностранных дел, а также наши торговые представительства. К сожалению, отсутствие  реестра  местных компаний, ориентированных на торговалю за границей,  не позволяет  дипломатам вести предметный разговор с иностранцами.
Вспоминаются слова другого известного экономиста,  соавтора экономического чуда в Чили,  Словении и Польше Джозефа Шумпетера: » Сегодня, перед  лицом вызовов, исходящих от совершенно новой экономической ситуации в мире, успешно реализовать  в одиночку национальную  экспортную политику не удастся ни одному государству. Будущее — за транснациональными объединениями, организованными, коллективными действиями, направленными на выполнение единой  цели».
А чтобы наши фермеры могли продавать  экологически чистую сельхозпродукцию за рубеж, надо принять международные продовольственные стандарты, и Кыргызстан намерен продвигаться в этом направлении.
Одна из ключевых нерешенных проблем — мелкотоварное  сельхозпроизводство: на 5 млн. населения  — 500 тысяч  частных домохозяйств. Мы  проигрываем в объемах. Одиноким  фермерам не под силу транспортные расходы, а для того чтобы отправлять  регулярно продукцию за рубеж по железной дороге, нужны внушительные объемы — сотни тонн. Где их взять? Без кооперации  не обойтись.
А она у нас все еще  неразвита. В Италии, Голландии,  Франции,  Германии  давно нет крестьян-одиночек. Там работают торгово-сбытовые кооперативы, которые  имеют дело с индивидуальными производителями, собирают все выращенное на полях, перерабатывают, сводят в солидные партии и  выставляют на продажу.
А в Кыргызстане каждый сельхозник крепко держится за свою собственность — небольшой клочок земли, боится его лишиться, не верит в коллективное хозяйствование. Сельчане, особенно на юге республики,  активно пополняют ряды трудовых мигрантов, а присылаемые ими на родину деньги гораздо выше того дохода, который можно получить с земли, обрабатывая свои наделы. Поэтому мало кто  из дехкан задумывается о расширении  своих посевных площадей. Привезенный капитал идет не на открытие бизнеса, развитие экономики, а на приобретение недвижимости в Бишкеке и Оше. Так надежнее, да и проще, чем затевать собственное дело, местная власть не помогает, а ставит  всяческие заслоны, требует делиться.  Нужны  стимулы, чтобы нехилые капиталы заработали на созидание, а   в  отдаленных регионах появлялись новые рабочие места,  молодежь вернулась на свою малую родину.
Продвигать продукцию на внешние рынки  — трудоемкое и очень затратное дело.  Необходимы консолидированные исследования, широкая реклама, предпродажная подготовка.  Наша сельхозпродукция ориентирована в основном на базары. А Казахстан и Россия давно перешли на  торговые розничные сети. Чтобы нам в  них попасть, нужно сначала классифицировать свой товар, научиться  поставлять его в удобной для покупателей  малогабаритной упаковке, а не  ящиками, с этим у нас тоже проблемы.
Когда выходит на внешний рынок крупная корпорация,  у нее уже имеются свои развернутые торговые сети, торговые дома в других государствах.  Больших компаний у нас немного, там, как правило,  работают квалицифированные  маркетологи, юристы,  грамотные менеджеры. Мелкий же бизнес очень нуждается в государственной поддержке, продолжает оставаться на задворках. По словам экспертов, нам необходимо прежде всего  постараться удержать традиционные рынки — российский и казахский.
Очень важно,  что через ВТО мы имеем доступ к информации, это позволяет своевременно выявить тенденции меняющихся рынков сбыта. На мировых рынках сегодня тесно, там  давно все места заняты сильными корпоративными компаниями и нас никто не ждет — конкуренция. Учитываются авторитет компании, ее известность, бренд, опыт работы на рынке. К тому же в европейских  странах  особые требования  не только к качеству, но и к  технологиям переработки сельхозпродукции, их надо соблюдать.
Где же ниша Кыргызстана  во внешней торговле? Остается  только одно: «пристегнуться» к какой-нибудь великой державе,  организовать совместные предприятия и вместе пробиваться к новым потребительским рынкам.

Галина ЛУНЕВА.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.

 



« (Previous News)



Добавить комментарий