Main Menu

Добрый конь — крылья для человека

Скакуны горного Кыргызстана
Этой публикацией  постоянного автора «СК» завершается цикл рассказов о нашем легендарном соотечественнике председателе колхоза «Кенеш» Исаке Кочкорбаеве и его вкладе в дело развития коневодства в советской Киргизии. История возникновения новокыргызской породы лошадей представлена во всех подробностях, когда-то эти лошади составляли славу нашего горного края. Автор уверен, что у Кыргызстана  еще есть высокий потенциал для возрождения и развития элитной породы скакунов.

Народная молва называла своего верного спутника — коня «крыльями человека». У кыргызов, живших вдали от морских путей, в горной местности, лошадь издревле была на особом положении. Даже устное эпическое творчество оставило свидетельства почтения человека к фантастически сильным, выносливым и быстрым скакунам. Образы тулпаров в эпосе «Манас» как нельзя лучше отражают любовь и уважение кыргызского народа к этому благородному животному — другу и помощнику кочевого труженика.
Лошади кыргызской породы, что издавна жили в горах Тянь-Шаня, были хорошо известны уже более тысячи лет назад. Их использовали в своих походах армии Чингисхана и Тамерлана. Причем лучшие конницы Чингисхана, Багухана, Тамерлана, Бабура состояли  именно из лошадей кыргызской породы. Благодаря выносливости и резвости эти скакуны легко передвигались по долинам и предгорьям Ала-Тоо, достигали Енисея, Пекина и Дели. Известны исторические факты, когда русские самодержцы специально отправляли казаков за лошадьми кыргызской породы, которые славились своими отличными рабочими характеристиками.
К слову, дикие лошади Пржевальского, что упоминаются в записках  известного русского путешественника ХVIII века,  исконно обитали на территории современного Кыргызстана и, по некоторым данным, внесли свою лепту в формирование этой уникальной породы лошадей. В народе бытовало свидетельство, что когда-то одомашненные кобылицы уходили к диким табунам лошадей Пржевальского, возвращаясь потом с готовым уже родиться приплодом к своему хозяину. Именно от таких скрещиваний появлялись невероятно выносливые кыргызские тулпары.
Как говорят специальные справочники, кыргызская порода — это мелкорослая лошадь, ведущая свое начало от монгольского корня, хорошо адаптированная к условиям высокогорья. В горах требовались неприхотливые животные среднего роста, массивного сложения, крепкой конституции, обладающие выносливостью и большой работоспособностью. Скакун кыргызской породы не боится резких перепадов погоды, выдерживает длительные переходы под седлом. Благодаря особенностям своего экстерьера кыргызская лошадь  спокойно преодолевает даже отвесные горные склоны. Она легко привязывается к табуну, хорошо обучаема и предана хозяину. И к тому же нравом эта лошадь покладиста и терпелива, несмотря на свою недюжинную силу и энергию. Такая помощница в горах просто незаменима. Зимой она самостоятельно находит себе пропитание под снегом, да и вообще неприхотлива в еде и долго не теряет в весе. Сама жизнь в горных условиях заставляла наших предков заниматься совершенствованием местной породы лошадей.
К большому сожалению, кыргызскую лошадь, описанную в исторических свидетельствах, сегодня невозможно найти, она практически исчезла, и вернуть исконно кыргызскую породу уже не представляется возможным. Но зато остался опыт разведения и выращивания новокыргызской породы. Он берет свое начало (хотелось бы напомнить читателю), ведет свою историю с колхоза «Кенеш» Иссык-Атинского района.
Как известно, буденовская (ныне новокыргызская) порода была выведена в этом колхозе (ныне сельская управа имени Кочкорбаева Иссык-Атинского района Чуйской области). Её основателем является знаток скакунов глава колхоза Исак Кочкорбаев. Собственно коневодство в нашей стране и до, и после войны было ведущей отраслью народного хозяйства. Ни овцы, ни тем более крупный рогатый скот не могли соперничать с лошадьми по рентабельности в условиях кочевья. Лошадь круглый год находилась на подножном корме и даже зимой тебеневала (сама добывала корм из-под толщи снега). Она не только служила незаменимым транспортом чабанам, но и давала мясо, молоко.
Однако путь к выведению новокыргызской породы (а это случилось в 1948 году) был пройден немалый. Труд коневодов никогда не был легким. Можно только поклониться их мужеству и любви к этим сильным и благородным животным. Мастера коневодства Сыдык Кочкорбаев, Джумакмат Байзаков и многие другие под открытым небом, в любую погоду умудрялись сохранять и приумножать поголовье и приплод.
Российский автор В. Я. Бенкович, изучавший жизнь и быт коневодов в 1918 г., с нескрываемым восхищением писал: «Кто может сравниться с пастухом-киргизом, умевшим во время буранов оберегать гонимые ветром и снегом табуны лошадей, зачастую не слезая по несколько дней с седла, без пищи, в страшную стужу при леденящем ветре?.. А киргиз-пастух не бросит табун».
Еще в начале ХХ века сыну бедного скотовода, бывшему батраку Исаку Кочкорбаеву удалось обменять пшеницу, с огромным трудом выращенную им на собственном земельном наделе, которую в качестве оплаты за труд выделила ему советская власть, на чистокровного жеребца. Совершить такой обмен парень уговорил проходившего мимо села по пути из России в Китай караванбаши. Страсть к лошадям у Кочкорбаева, видно, была в крови.
В 1935 году уже председатель ассоциации кооперативов колхоза «Кенеш» Исак Кочкорбаев назначил своего старшего брата Сыдыка заведующим конно-товарной фермой (КТФ), поскольку тот слыл настоящим знатоком лошадей. Начало было многообещающим, ведь и ухаживали  за лошадьми опытные коневоды Джумакмат Байзаков, а также табунщики Шейше Осмонов, Абдула  Соспаков, Мамараим  Шелбаев и другие. Хороший уход, правильная и эффективная организация табунного содержания обеспечили быстрый прирост поголовья. Так, например, уже в 1937 году было выращено 175 жеребят от 184 маток, а в 1938-м — 200 жеребят от 211 маток. В конце 40-х годов коневоды «Кенеша» вывели буденовскую (новокыргызскую) породу путем скрещивания кыргызских  кобыл  с   чистокровными жеребцами английской и донской пород.
Уже в 1938 году  за выполнение производственных планов колхоз, руководимый И. Кочкорбаевым, на республиканском совещании передовиков животноводства был премирован   чистокровным английским жеребцом. В том же году для конефермы  приобрели английских и русско-американских производителей скаковых и рысистых пород. Тогда же  купили жеребца по кличке Привет — внука знаменитого американского рысака-рекордсмена Боба Дугласа и еще трех полукровных английских рысаков.
Ежегодно конеферма продавала по 100 лошадей. В стойлах в хороших условиях содержались жеребцы-производители, тогда как матки и молодняк круглый год находились на пастбищах. Образцово была поставлена Исмаилом Тыныстановым и Зарлыком Токбергеном ветеринарная служба коневодства. С конца мая все поголовье колхоза перегонялось на летние высокогорные пастбища Суусамыра, которые заранее изучались табунщиками на предмет наибольшей питательности и обилия горного разнотравья. В 50-х годах на конеферме «Кенеша» уже содержалось более 500 голов чистокровных лошадей английской и новокыргызской пород. Количество рабочих лошадей кыргызской породы на пастбищах достигло  2 500 голов.
В 1948 году колхоз-миллионер  «Кенеш» посетил большой знаток конного дела маршал Советского Союза Семен  Михайлович  Буденный, который высоко оценил именно выносливость чистокровных лошадей кыргызской породы, выращенных коневодами колхоза. Маршал, резко вскочив в седло, проскакал на жеребце, слез и похвалил его за небывалую резвость и выносливость. Высокий большевистский военачальник только посетовал, что порода некрупная. В знак признательности за труд коневодов Буденный подарил колхозу двух чистокровных жеребцов-дончаков (Зофира и Жосира). Посещение  маршалом «Кенеша» также способствовало тому, что в колхозе-миллионере начали выводить лошадей новокыргызской (буденовской) породы. Она появилась путем скрещивания горных кыргызских кобыл с жеребцами донской, а затем уже английской пород. Лошадь была более крупной, но оставалась все такой же выносливой, сильной и работоспособной.
Известно, что донская лошадь,  выведенная на берегах одноименной реки казаками, за долгие годы военных испытаний снискала себе славу лучшей в мире кавалерийской лошади. От своих чистокровных верховых родителей английской породы новокыргызская унаследовала сухость экстерьера, высокий аллюр, резвый темперамент и добрый нрав. Английские скакуны признаны самыми быстрыми в мире. Лучшие представители этой породы проходят один километр за рекордные 56-57 секунд.
Между прочим, дистанцию в 235 км новокыргызские лошади проходят в среднем за 55 минут, а донские за 57. Испытания на короткие и средние дистанции показали, что новокыргызская лошадь резвее донской, кабардинской, но уступает чистокровной английской. Хорошие результаты показывает она в аламан-байге, приучена к кокбору, тартышу и оодарышу (стаскиванию с седла соперников).
Новая порода сконцентрировала в себе лучшие характеристики: крепкую конституцию, высокие рабочие качества в горных условиях, неприхотливость к кормам, способность к быстрому восстановлению, стойкость к природным капризам. К тому же лошадь наделена исключительной плодовитостью и молочностью. Научные данные ученых советской Киргизии показали, что благодаря выращиванию новокыргызской породы в уникальных условиях горного Кыргызстана она обладает повышенным содержанием эритроцитов в крови и усиленным клеточным дыханием, что дает животным высокие рабочие качества и выносливость.
Появление такой породы стало возможным в результате особых методов отбора и    целенаправленного выращивания помесей нужного вида. Благодаря многолетней работе новокыргызская лошадь стала обладать большей резвостью во всех аллюрах, лучшим экстерьером. Теперь она могла с успехом использоваться на сельскохозяйственных и транспортных работах, в строевой службе кавалерии армии, в пограничных отрядах,  стала хорошей верховой лошадью в горах, помогая геологам и лесничим, почтальонам и охотникам. Она сыграла большую роль в развитии табунного продуктивного мясного и молочного коневодства, производстве кумыса.
Подопечные коневодов «Кенеша» на протяжении многих лет неоднократно выигрывали кубки дерби, Калинина, Буденного, международные призы. Скакуны Кочкорбаева завоевали известность не только в Союзе, но и за рубежом. Об этом также свидетельствует участие коневодов «Кенеша» в Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ) в Москве в 1939, 1940, 1949, 1953, 1956 годах.
Стараниями и опытом таких мастеров животноводства, как бригадир Султанкул Рустанбеков, Осипа Элгондиева, звеньевых Жекмана, Сыдымбаевой и Макетая Кадырова, табунщиков Джумакмата Байзакова, Этогулова Курмана, Момбека Мансурова, Смана Белегенова, Абира Акылова, чабанов Абдрахмана Тыныстанова, Мотая Жолдошбекова, Кармыша Бусурманова, заведующих фермами Темира Осмонова, Сатыгула Рыспаева, Сабырбека  Турдубекова, Апека Абылгазиева процветала отрасль.
После изучения практического опыта  коневодов колхоза «Кенеш» по   выращиванию    чистокровных лошадей английской породы в 40-х годах ученые Кыргизского научно-исследовательского института животноводства (КирНИИЖа) во главе с Н. Чашкиным  предложили создать в высокогорных условиях Киргизии такие конезаводы, как  Иссык-Кульский-53, Нарынский-54, Таласский, Ошский, Джергетальский и другие. На протяжении многих лет эти хозяйства практически доказали, что в условиях высокогорья и резкоконтинентального климата чистокровные лошади английской породы быстрее адаптируются и лучше развиваются.
В 1970 году конеферма колхоза им. И. Кочкорбаева возродила выращивание чистокровных лошадей английской породы и получила статус конезавода. Из России были завезены производители и кобылы элитной английской верховой породы. От них получили жеребят, которые приняли участие в скачках в Пятигорске, отлично зарекомендовали себя, выиграв кубок дерби. Затем из Казахстана  завезли потомков чемпионов, выросших в Англии, во Франции, в Германии, Ирландии и США.
Уже их потомки  выиграли кубки дерби, Калинина и другие многочисленные призы. Конезавод И. Кочкорбаева воспитал жеребца Приза (Залив-Пермь), который во Всесоюзном соревновании конников, где участвовали 11 союзных республик, выиграл призы Киргизской и Азербайджанской ССР. В 1991 году во Всесоюзном соревновании конников в Пятигорске эти же призы выиграла родная сестра Приза — Проза (Пермь-Залив), о ней журналы писали: «Нельзя не отметить победительницу дерби на Бишкекском ипподроме кобылу Прозу колхоза им. Кочкорбаева, что в Киргизии… Ей не было равных среди  лошадей, рожденных в хозяйствах Средней Азии, Прибалтики, Закавказья, Молдовы и Казахстана». Проза же выиграла дерби и в Алма-Ате в 1992 году.
Сегодня на заводе растут потомки Ангелины, Афинс-Вууд, Монконтура, Витстеда, Флагмана и других двенадцати известных в мире элитных коневодческих линий. Сюда  регулярно приезжают специалисты  Всероссийского научно-исследовательского института коневодства. Питомцы эти занесены в Российскую государственную племенную книгу лошадей чистокровной верховой породы. Проведенные анализы ДНК подтверждают происхождение киргизских лошадей от элитных производителей.
В декабре 1993-го с конезавода им. Кочкорбаева по приглашению одного арабского шейха  вывезли в Объединенные Арабские Эмираты шесть чистокровных лошадей английской породы. К сожалению, скакунов Кыргызстана не допустили к скачкам из-за отсутствия регистрации в жокей-клубе. Однако тренировочные результаты  наших лошадей в скачечном клубе арабского шейха показали, что горные скакуны Кыргызстана, даже спустившись к океану, в Персидский залив, показывают отличные скаковые данные, опережая лошадей с элитной родословной, специально привезенных из Англии, как минимум на 1-2 секунды.
Для экспертов из Эмиратов очевидно, что выращенные на родине Манаса лошади при соответствующей тренировке дают лучшие результаты на бегах и вполне могут занимать призовые места. Уникальные природные условия Прииссыккулья и высокогорного Кыргызстана, многовековой опыт наших саяпкеров способны создать  скакунов международного класса. Известно, что мало какой «товар» может сравниться с классной чистокровной лошадью с высокой родословной. Годовалый жеребенок — сын Нарсена Дансера — был продан за 10,1 млн. долларов, а внук — за 13,1 млн.. Этих элитных скакунов произвели на американском конезаводе «Синдикат Нижинского». Самого  зачинателя родословной Нарсен Дансер Флэйминг Пэйыжа продали в свое время за 54 миллиона долларов. Это, конечно, уникальные лошади, но вырастить скакунов, оценивающихся в десятки и сотни тысяч долларов, вполне по силам и нам.
В мире практикуются классические скачки с участием только чистокровных лошадей английской породы. Думается, и мы должны в своих уникальных условиях выращивать именно таких скакунов, чтобы выйти на мировой рынок и возродить славу наших предков.

Мекен КОЧКОРБАЕВ.
Фото из архива автора.






Добавить комментарий