Main Menu

По долгу службы и во имя справедливости

Каская Эралиевича Эралиева, председателя Ак-Сууйского районного народного суда Иссык-Кульской области, уважали за профессионализм, житейскую мудрость, за ту неторопливость и рассудительность в работе, которые так уместны при его должности. Он работал счетоводом, ревизором, председателем колхоза. И уже в те годы проявилось его стремление к справедливости.

Каскай Эралиев

Юристом Эралиев стал не со студенческой скамьи, а после участия в Великой Отечественной войне. Желание быть им пришло уже в зрелые годы. Осознанное, продиктованное долгими размышлениями о добре и зле. За плечами первые годы работы в колхозе счетоводом, потом фронтовые дороги, пост председателя коллективного хозяйства.

Его биография типична для тех незабываемых лет. Молодость Каская прошла в селе Корумду Тюпского района. В то время колхозы едва начинали становиться на ноги. Партия и правительство ставили перед молодёжью большие задачи, отправляли работать на самые трудные участки, учили активно участвовать в укреплении советской власти, экономики хозяйства, управлять государством. Молодость и задор кипели тогда в душе у Каская Эралиева.

В школе он считался любознательным учеником, получал хорошие оценки. Секретарь комсомольской ячейки привлекал в свои ряды тех, кто мог своевременно выполнять поручения партии, а в трудные минуты — не пожалеть и своей жизни. Среди них был Каскай. Навсегда в его памяти остался день, когда приняли в коммунистический союз молодёжи. Выездное бюро комсомола проходило в селе Кен-Суу. Требовалось явиться к 10 часам утра. Расстояние от Корумду до Кен-Суу составляло без малого 20 километров. Хозяйничала зима. Случись бурану — замерзнёшь в дороге. Трое ребят утром рано пешком отправились в путь. Молодость, энергия, стремление быть в гуще дел переустройства мира вдохновляли их, придавали сил. И от этого росло и чувство гордости за себя, за свою судьбу. Счастливые мысли уносили подростков далеко вперёд. Это стало их первым испытанием. По прибытии в Кен-Суу юноши получили комсомольские билеты и значки с изображением Ленина.

Какен Сартаева и Каскай Эралиев

Незабываемыми оказались те годы для юного К. Эралиева. Высокий, статный, с задатками лидера. После вступления в комсомол товарищи выбрали его своим вожаком. В те годы перед молодыми стояли большие задачи. Началось движение по ликвидации безграмотности. К. Эралиеву, как комсомольскому активисту, пришлось работать днём и ночью, не зная усталости. Многие сельские жители стремились обучиться грамоте, научиться читать и писать. Они высоко ценили своего молодого учителя, его стремление объяснить всё просто и доступно.

Чтобы помогать своей многодетной семье, трудовую деятельность Каскай начал в отрочестве: с 14 лет в селе Кайнар Тюпского района устроился в колхозе счетоводом, успешно закончив бухгалтерскую школу. Работал Каскай много и честно, а вскоре стал ревизором. Его честность характеризует такой пример. В то время в колхозе сеяли сурепку, из которой получали масло для хозяйственных нужд. Как-то при проверке обнаружилась недостача полученной продукции. Виновных выявили и привлекли к ответственности. Эралиев сумел доказать, что он не может мириться с расточителями общественного добра. Взяточников наказали.

22 июня 1941 года над Родиной нависла смертельная угроза. Весь советский народ поднялся на защиту родной земли от немецко-фашистских захватчиков. Восемнадцатилетним юношей ушёл на фронт Каскай Эралиев, став артиллеристом-наводчиком. Сначала Каскай самоотверженно сражался под Москвой и удостоился боевых наград; затем его после прохождения краткосрочных курсов назначили командиром орудия артиллерийского подразделения под Сталинградом.

Вручение высокой правительственной награды

На берегах Волги в то время разгорелись жаркие бои. Его батарея оказалась в самом пекле, на одном из труднейших участков фронта. Тяжёлые бои шли круглосуточно, без передышки. Но немного времени оставалось тогда до полной победы в Сталинградском сражении. В одном из ожесточённых боёв орудие под командованием Эралиева, поддерживая метким огнём атаку красноармейцев, старалось подавить огневые точки и уничтожить приближающиеся танки и самоходные установки противника. Для этого пришлось выкатить пушку на прямую наводку. Благодаря отваге орудийного расчёта пехота сумела подняться и занять вражеские окопы. Около орудия К. Эралиева разорвался снаряд. Всех четверых артиллеристов ранило. Получил контузию и тяжёлое ранение в ноги и сам командир Эралиев. Он очень долго лежал, истекая кровью, среди погибших солдат, пока санитары поняли, что он жив. И лишь тогда они вынесли окровавленного Каская с поля боя. В сознание он пришёл лишь в госпитале. Боялся, что ампутируют ноги, но когда очнулся после операции, ощупал их и понял, что целы. За бесстрашный подвиг Эралиева наградили орденом Красной Звезды. Его грудь к тому времени уже украшали медали «За отвагу», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда» и другие награды.

Полученные раны долго не заживали, долечиваться Каская отправили в Ташкент. В 1944 году война для него закончилась, его признали непригодным к прохождению дальнейшей службы, он демобилизовался и приехал в родные края.

— Трудно пришлось во время войны и в тылу. В колхозах работали женщины и подростки. Они жали и пахали, сеяли и косили. Нелегко было даже мне, фронтовику, — вспоминал К. Эралиев. — Не знали ни сна, ни усталости, трудились мы для фронта, для Победы. Отправляли солдатам посылки, тёплую одежду, продовольствие. Делали всё от нас зависящее, чтобы ускорить долгожданную Победу. Тогда я вновь возглавил руководство комсомольской организацией села. Вёл активную военно-патриотическую работу среди молодёжи. Позднее меня избрали председателем колхоза. Подростки в то нелёгкое время наравне со взрослыми пахали и сеяли. Одним словом, мы вносили немалый вклад в общенародное дело освобождения любимой Родины. Я продолжал руководить работой молодёжи. День Победы для меня навсегда стал одним из самых радостных и торжественных праздников.

Работал Эралиев всегда хорошо, но всё же чувствовал, что призвание его в другом. В 1952 году он поступил в Высшую следственную школу при Прокуратуре Советского Союза в Ленинграде. Каскай Эралиевич потом всегда вспоминал это учебное заведение на Литейном проспекте и его преподавателей с большой теплотой и благодарностью за полученные знания и опыт. После успешного окончания учёбы Эралиева ждала очень ответственная и интересная работа на родине. Он трудился следователем в органах прокуратуры Нарынской и Иссык-Кульской областей. Расследовал тяжкие и особо тяжкие преступления, имевшие большой общественный резонанс. Юридический факультет КГУ в тогдашнем Фрунзе он закончил без отрыва от работы. С 1960-го по 1972 год являлся судьёй в Тюпском районе. В 1973-м в связи с организацией нового, Ак-Сууйского района в Иссык-Кульской области Каская назначают туда председателем народного суда.

Вся трудовая жизнь Эралиева посвящена ликвидации преступности. Он много времени уделял воспитательной и профилактической работе. Пользовался большим уважением населения, оно оказывало высокое доверие Эралиеву. Проработал народным судьёй Ак-Сууйского района 20 лет. За эти годы, если говорить сухим языком статистики, Каскай Эралиевич провёл более ста судебных процессов. Все они являли собой наглядный пример воспитания и перевоспитания правонарушителей. Народный судья совершенно справедливо считал, что одно хорошо подготовленное судебное заседание может предотвратить несколько преступлений. За это же время он заставил расхитителей собственности возместить в пользу государства многотысячный ущерб. Люди привыкли видеть его спокойным и доброжелательным. Эралиев всегда выглядел подтянутым, фронтовую закалку и выдержку сохранял всю свою жизнь. Да и сам часто искренне признавался, совершенно не рисуясь, что он простой и справедливый человек. Но в то же время Каскай Эралиевич оставался непреклонен и непримирим к тем, кто не хотел осознать своей вины, кто сознательно шёл на злодеяние.

За свой нелёгкий и многолетний плодотворный труд в этой должности Эралиев в 1976 году награждён орденом Трудового Красного Знамени. Он стал единственным из действующих судей Киргизской ССР, удостоенным такой высокой награды. Обычно её вручали за большие достижения в производстве или в сельском хозяйстве. Всего на орденской планке у Каская Эралиева расположилось девять наград, среди них восемь боевых. Помимо этого, у него имелись многочисленные грамоты, полученные за добросовестный труд, начиная с районных и областных, заканчивая Почётной грамотой Верховного Совета Киргизской ССР. Вся трудовая жизнь Каская Эралиевича посвящена ликвидации преступности, воспитанию молодёжи. Многие из молодых людей встали на честный жизненный путь. Подобное в его практике случалось нередко.

В 1975 году, в честь 30-летия Победы, к Эралиеву специально приезжали корреспонденты из журнала «Человек и закон» — известный публицист Виктор Пронин и фотожурналист Евгений Зимин, которые поведали в своём очерке о человеке «из глубинки», прошедшем фронтовые дороги, работающем председателем народного суда в далёкой от Москвы Киргизии. Строки о нём, его работе и неукоснительном соблюдении законности в судебных процессах, с использованием своих знаний, жизненного опыта стали тогда достоянием широкой общественности страны.

С уходом на пенсию Эралиев не сидел сложа руки. Неутомимый, неравнодушный, как и прежде, он старался быть нужным и полезным людям. Каскай Эралиевч часто встречался со школьниками, молодёжью на вечерах, организованных районным руководством, как ветеран труда и войны, рассказывал им интересные и поучительные истории. На этих встречах он больше рассказывал, как и многие фронтовики, об отваге своих боевых товарищей, чем о себе. Ему всегда было что рассказать. Это производило на молодых людей большое впечатление, так как факты Эралиев брал из собственной жизни, из тех дней, когда он был комсомольцем и воевал на фронте. Каскай Эралиевич всегда уделял большое внимание воспитанию молодых, не только по долгу службы, но и по личному стремлению. В одном из своих выступлений он как-то отметил:

— Родители стремятся воспитать своих детей честными и преданными гражданами нашей Родины, этому должна помогать и общественность. Горько смотреть, когда беспомощные дети из-за неправильного воспитания уже совершеннолетними попадают к нам. Мы должны их воспитывать, указывать им место в жизни, давать советы и наставления, учить быть волевыми, правдивыми и уметь преодолевать все трудности. Многие из молодых правильно воспринимают наши наставления и делают соответствующие выводы.

К. Эралиев одним из первых в нашей республике начал практиковать выездные заседания суда, что помогало добиваться повышения их действенности. Каскай Эралиевич отличался огромным жизнелюбием, духовной силой, любовью к своей стране и народу. Всегда с теплотой вспоминал своих соратников-коллег, с которыми довелось работать — Б. Насырова, К. Бообекова, В. Федянина, Ч. Баекову и многих-многих других, уже ушедших из жизни и ныне здравствующих.

Эралиев являлся главой счастливой семьи. Слыл хлебосольным и гостеприимным хозяином. Он воспитал десятерых детей, дал им всем высшее образование, они стали его надеждой, радостью и гордостью. Сын Таалайбек и внучка Аяна, получив юридическое образование, пошли по стопам отца и дедушки, работая в системе правопорядка. Сегодня его повзрослевшие дети трудятся в различных отраслях народного хозяйства. В том, что они примерные и работящие, прежде всего заслуга жены — скромной и трудолюбивой Какен Сартаевой, считал Каскай Эралиевич. Она была надёжной опорой своему супругу, прожив с ним в мире и согласии 60 лет, дождавшись многочисленных внуков и правнуков.

Равиль ВАХИТОВ.

Фотографии из семейного архива Эралиевых.






Добавить комментарий