Main Menu

У детства грустное лицо

В Кыргызстане увеличилось число работающих и не посещающих школы детей. Об этом недавно на коллегии Министерства социального развития сообщила начальник Управления по защите детей Екатерина Хорошман.

По ее словам, за 6 месяцев 2012 года выявлено 569 необучающихся детей, что на 21 процент больше, чем за аналогичный период 2011-го. «Из них возвращены в школу всего 210, или менее половины. Количество работающих несовершеннолетних составляет 6 547, что на 22,5 процента больше прошлогоднего показателя. Из  них  временно трудятся 5 641, постоянно — около 1 тысячи подростков», — сообщила  Екатерина Хорошман.
Отмечается также увеличение  числа детей, находящихся в конфликте с законом. Их насчитывается 3 319. Выявлено 4 197 детей, не имеющих свидетельств о рождении, что на 4,7 процента больше. Восстановлены документы всего у 930 детей.
Почему так происходит и что делается для защиты права детей на образование? С этим вопросом мы обратились в Управление образования мэрии Бишкека. Прокомментировать ситуацию согласилась  его начальник  Ольга БРЫЗГАЛОВА.
Мы постоянно контролируем выполнение  Государственной программы действий социальных партнеров по искоренению наихудших форм труда несовершеннолетних. Регулярно проводим коллегии, совещания с руководителями образовательных организаций. В начале каждого учебного года в школах составляются планы с учетом  национальных программ защиты прав детей. В Бишкеке функционирует два реабилитационных центра. Один в Первомайском районе, другой в Ленинском.
Необходимо отметить, что школы сотрудничают со многими НПО. Совместные действия направлены на соблюдение  прав и интересов ребенка, а о них дети, а порой и их родители мало знают. Вовлечение родителей в этот процесс является очень важным. Важно вовремя донести до них, что, несмотря на материальные трудности, ребенок все же должен учиться, а иначе в будущем он не реализует себя в жизни, не сможет соответственно обеспечивать. Сегодня нам нужно привлечь сообщества к развитию альтернатив детского труда. В этих вопросах помогают правовая клиника «Адилет», Ассоциация НКО по продвижению прав и интересов детей, ОО «Центр защиты детей», представительство Евросоюза и другие.
Что же касается отсутствия документов у детей, работа по их восстановлению ведется отделами загсов, районными отделами опеки и попечительства и паспортными службами.
Для того чтобы ребята из малообеспеченных семей могли организовать себе досуг, в системе городского управления образования находятся шесть внешкольных учреждений, где функционируют 1 244 кружка. Всего охвачены 15 657 ребятишек. Все обучение бесплатное.
Ежеквартально в районных администрациях сотрудники центров семейной медицины и школ уточняют списки работающих детей.
Исполняя распоряжение мэрии, бишкекское территориальное управление ФОМС совместно с ГУВД, ГУО и районными администрациями проводит профилактический медицинский осмотр  таких ребятишек. Сотрудники городского центра укрепления здоровья и врачи ЦСМ читают лекции  о вреде детского труда на Орто-Сайском, Ошском рынках и на «Дордое». Но никто не может гарантировать, что, прослушав такую лекцию, ребенок перестанет трудиться в ущерб здоровью.
Школы три раза в год  (август, январь, май)  уточняют и корректируют списки детей школьного возраста, проживающих на микроучастке.
Для планирования количества учащихся, подлежащих приему в первый класс, ежегодно составляются списки детей 5-6-летнего возраста. Например, по результатам майского учета 2012 года  всего  в столице их  4 787.
Более 40% детей, обучающихся в городских школах, не имеют прописки и постоянного места жительства.
Чтобы  предотвратить использование детского труда в наиболее худших формах, школы проводят анализ работающих во внеурочное время.  В основном ребята заняты работой в киосках, кафе, на автомойках,  уличной продажей газет и журналов, на рынках. Основная причина — помощь родителям.
Так, за 2012 год в разных районах города насчитывается 417 работающих детей.
Они имеют возможность получить образование в центрах обучения молодежи (ЦОМ), которых в столице три. Есть также три специальные вспомогательные школы и  12 специальных коррекционных классов.  Обучение детей, имеющих пробелы в образовании, проводится в шести школах. Они охватывают более 670 учащихся.
С января 2010 года работал  пилотный проект по созданию групп профильного обучения на базе профессиональных лицеев, рассчитанный на один год. Бюджет — 2 миллиона 113 тысяч сомов. Учащиеся 10-х классов Ленинского района еженедельно посещали занятия в этих лицеях. У них была возможность приобрести специальности электросварщика, столяра, строителя, повара, кондитера, швеи и т.д.  В эксперимент включили  и ребят из других районов, но из-за дефицита финансирования проект приостановили.
Систематически в школах  проводятся рейды по профилактике бродяжничества.  С января по май их было 18, выявлены 6 учеников, с ними  проведена воспитательная работа.

Анна САРАЖИТИНОВА.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.






Добавить комментарий