Main Menu

Эхо «Интергельпо»

В Бишкеке побывала творческая группа художественного фильма «Лицо человека» во главе с генеральным продюсером словацкой кинокомпании LECA production Андреем Антонио Лекой. Её принял министр культуры, информации и туризма КР Азамат Жаманкулов. 

Как рассказали гости, жанр будущей картины — историческая драма, а посвящена она выдающемуся государственному деятелю Словакии и Чехии Александру Дубчеку, 100-летие со дня рождения которого общественность двух стран отметит в 2022 году. Известно, что детские и юношеские годы А. Дубчек провёл в Киргизии, куда прибыл в 1925 году в составе кооператива «Интергельпо», члены которого активно помогали нашей республике в становлении её промышленности.

Предполагается, что основные съёмки пройдут в Кыргызстане и в них примут участие известные мировые кинозвёзды. Так, одну из ключевых ролей исполнит популярный французский актёр (имеющий ещё и российское гражданство) Жерар Депардье. Авторы ленты представят в картине туристический потенциал Кыргызстана, раскроют его европейскому зрителю. Начало съёмок планируется на будущий год, а на мировой экран картина выйдет в 2022-м, юбилейном для её героя году. Бюджет фильма составит более 10 миллионов евро, свой патронаж над ним уже взяли главы правительств: Словакии — Петер Пеллигрини и Чехии — Андрей Бабиш.

«Свободу Дубчеку!» — такой лозунг был написан на одном из плакатов, с которым в 1968 году вышли на Красную площадь в Белокаменной советские диссиденты, протестующие против ввода войск стран Варшавского договора в Чехословакию. Дубчек был главным вдохновителем реформ «Пражской весны», и он же подписал московский протокол, который поставил на ней крест. События 1968-го превратили Дубчека не только в Чехословакии, но и в СССР в фигуру полумифическую, а в силу исторического момента сделали его героем политических анекдотов. «Социализм в Чехословакии дал Дубчека» — острили на московских кухнях и в ленинградских НИИ. «Что делают советские солдаты в Чехословакии? — Собирают жёлуди, чтобы из них не выросли Дубчеки».

Он был из тех реформаторов, которые пытались придать социализму «человеческое лицо». Пятого января 1968 года А. Дубчек был избран первым секретарём ЦК КПЧ, став первым словаком, избранным на этот пост, и фактически самым влиятельным человеком в государстве. Он был самой яркой фигурой начавшегося в стране процесса демократизации, против которого выступали консерваторы из числа руководства Компартии ЧССР. Однако самый главный и серьёзный противник его находился в Москве, и звали его Леонид Брежнев.

…В Киргизии его семья пребывала до 1938 года. Под каток сталинских репрессий она, к счастью, не попала и благополучно вернулась в Чехословакию. Благодаря хорошему знанию русского языка Александра направили в Москву, где он учился с 1955-го по 1957 год в Высшей партийной школе ЦК КПСС вместе с Михаилом Горбачёвым. Он стал свидетелем разоблачения культа личности, затем, занимая различные посты в словацкой и чехословацкой компартии, добивался реабилитации осуждённых в 1950-1960-е годы в ЧССР. Простой, неконфликтный, обаятельный — такого партийного функционера ещё не видели. «Он смеётся, у него маленькие глаза, и он смеётся, его оптимизм заразителен, и он ведёт себя, как вы или я, обычный человек, и люди такого человека с удовольствием поддержат», — писал знаменитый чешский актёр Ян Верих.

Словом, Дубчек показал себя, как очень человечный человек. Например, он участвовал в прыжках в воду со скалы, что принесло политику огромную популярность в народе. Возглавив реформы, он превратился в икону «Пражской весны». После вторжения в Чехословакию Дубчека в числе других чехословацких лидеров вывезли в Союз и после пребывания в «лесном заключении» в апреле 1988 года доставили в Москву, где должны были подписать протокол о принятии братской помощи от СССР. Тогда отказаться поставить подпись нашёл в себе силы только Франтишек Кригель, но не Дубчек. Представленная Кремлём программа по выходу из кризисной ситуации сворачивала демократические процессы и подтверждала постоянное пребывание в ЧССР советских войск. Дубчек не смог противостоять прессингу Москвы и сдавал позиции, смещая с постов коммунистов-реформаторов.

Фигуру Александра Дубчека можно назвать трагической, он смог дать людям надежду и был прекрасным символом, но плохим политиком, так оценил его один из современников. В апреле 1989-го Дубчека на посту первого секретаря сменил Густав Гусак, в октябре того же года он ушёл и с поста председателя парламента. Затем полгода прослужил послом в Турции, потом жил в уединении в Братиславе под наблюдением спецслужб. Лишь “бархатная” революция 1989 года вернула бывшего реформатора на политическую авансцену. В октябре 1992-го автомобиль, в котором А. Дубчек направлялся в Братиславу, попал в аварию на 88-м километре скоростного шоссе D-1 недалеко от города Гумпольца. Его шофёр, вероятно, ехал со скоростью 130 километров в час. Затем водитель был осуждён и попал под амнистию. В прессе появится немало конспирологических версий и теорий, однако в итоге всё признают несчастным случаем. При аварии Дубчека выбросило из авто, он получил тяжёлые травмы позвоночника и грудной клетки и попал в пражскую больницу, где провёл более двух месяцев. Ему сделали операцию, но в конце октября состояние пациента резко ухудшилось, и через две недели, 7 ноября 1992 года, Александр Дубчек скончался на больничной койке. Похоронен отец «Пражской весны» в столице Словакии — Братиславе.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

Фото пресс-службы Министерства культуры, информации и туризма.






Добавить комментарий