Main Menu

ЖИЗНЬ — НИ МНОГО НИ МАЛО — МГНОВЕНЬЕ ОДНО!

У древнего мудреца Бабура есть строки: «Когда назначена судьба, ее никто не обойдет». Очень похоже, что они — о жизни Саташа Джекшембаева, видного партийного и государственного деятеля Кыргызстана, чье столетие со дня рождения отмечается в республике. Он родился в 1912 году в Пишпекском уезде Семиреченской области в семье крестьянина-бедняка. В родном селе Саташ окончил начальную школу,  в 15 лет вступил в комсомол и до 1930 года трудился в местном колхозе.

В том же году окончил во Фрунзе трехмесячные курсы переподготовки учителей, преподавал в сельских школах, директорствовал. В 1935 году Джекшембаева зачислили студентом учительского института во Фрунзе, но из-за тяжелого материального положения семьи он не смог завершить учебу: надо было помогать матери, на воспитании у которой после смерти отца оставались восемь детей. Окончив первый курс института, он возглавил начальную среднюю школу им. Карла Маркса в Кантском районе, затем работал инспектором Кантского районо (в 1937-м был принят в члены ВКП (б)), а в 1938-м Республиканский наркомат просвещения направляет его завотделом образования в Нарынский район Тянь-Шаньской области.  Позже он руководил средней школой имени Калинина Ат-Башинского района, где трудился до начала Великой Отечественной войны. В 1940 году его педагогический труд был отмечен Почетной грамотой Верховного Совета Киргизской ССР.
В 1941-м, с началом войны, Джекшембаева назначают завотделом агитации и пропаганды Нарынского райкома партии. Эта должность имела ключевое значение в военное время: частые поездки по колхозам и учреждениям для чтения лекций, политических докладов, организация ежедневных политинформаций — и всё это с целью направить работу каждого коллектива и человека на победу на фронте. Активную деятельность Джекшембаева  оценили  и в 1943 году  перевели в Ат-Башинский район, где избрали председателем районного совета депутатов трудящихся. Во время войны братья Саташа воевали на фронте, двое старших пропали без вести, а трое  после ранения возвратились домой.
В те суровые годы и в глубоком  тылу жили по законам войны. Требовалась постоянная идеологическая работа с людьми, чтобы мобилизовать все силы и ресурсы для фронта, поднять дух народа и вселить уверенность в то, что победа будет за нами. Серьезную помощь Джекшембаев оказывал руководителям колхозов и совхозов в решении весьма тяжелых в то время производственных вопросов: во что бы то ни стало сократить падеж скота, в срок заготовить для него корма. В самые тяжелые дни войны, соприкасаясь со многими людьми, сильная личность может кардинально повлиять на народное сознание и дать в сложных ситуациях надежду на будущее. Саташ обладал такими качествами и в переломные и критические моменты жизни смело брал ответственность на себя. Президиум Верховного Совета СССР за доблестный труд в тылу во время Великой Отечественной войны наградил Саташа Джекшембаева грамотой и медалью «За доблестный труд».
В 1946 году Джекшембаева на два года направли в партшколу при ЦК КП(б) Киргизии. По окончании учебы — председателем Кочкорского райисполкома Тянь-Шаньской области. В 1950 году первым секретарем ЦК КП Киргизии избрали Исхака Раззакова.
Распоряжение об утверждении Саташа Джекшембаева вторым секретарем Кочкорского райкома подписал именно Раззаков.  В те годы многие руководящие партийные работники с гордостью называли себя его соратниками, а более молодые коммунисты считали себя «раззаковскими кадрами». Они равнялись на личные качества лидера республики в профессиональном и нравственном отношении, особенно в преодолении серьезных  испытаний, например, когда приходилось выдерживать несправедливые обвинения.
Джекшембаеву было 40 лет, когда на Буденовской районной партконференции (ныне Манасский район Таласской области) его избрали членом райкома, а на организационном пленуме — первым секретарем Буденовского райкома. В своей деятельности Саташ устанавливал отношения с местными органами власти на основе строгой и справедливой требовательности, стремясь при этом выявлять умелых и компетентных работников, болеющих за дело.
Саташ Джекшембаев лично знакомился с ходом работы непосредственно в колхозах и совхозах и там же решал все необходимые вопросы: за каждым мероприятием он закреплял персонально ответственных, при этом лично принимал участие в решении конкретных вопросов — таков был стиль его работы. Все, кто трудился рядом с ним, поражались его работоспособности. Он мог через достаточно короткий срок знать в лицо всех председателей колхозов и совхозов, директоров школ, большое внимание уделял укомплектованности отдаленных сельских школ педагогами и охвату местных детей образованием. Сказывалась оставшаяся у него на всю жизнь любовь к знаниям и учительской профессии.
Вот что позже рассказывала жена одного чабана:  «Мы зимовали на самом отдаленном пастбище. Вдруг вечером входит в нашу юрту первый секретарь райкома с водителем! Мы с мужем обомлели, так как к нам не приезжал даже председатель колхоза. Гость попросился заночевать. Мы решили зарезать барашка, но он поблагодарил и вежливо отговорил нас от этой затеи. Выпил кумыса, похвалил за отменный вкус, расспросил о заготовке кормов, о том, как идет окот, о быте нашем, спросил, чего  не хватает, в общем, проговорили мы за полночь. Он лег, укрывшись тулупом, и заснул. Утром очень рано уехал, даже не успела угостить гостя чаем. Муж тогда сказал, что секретарь райкома больше него знает об овцеводстве, и добавил, что для него это, как сон. А на третий день приехал председатель колхоза, и все трудности потихоньку начали решаться. Второй раз видела первого секретаря много позже, когда во Фрунзе мне сделали операцию. Я сидела в аэропорту, в кассе не было билета. Он подошел, поздоровался и спросил, что я делаю в столице. Объяснила, он тут же подозвал молодого человека, попросил его переоформить билет на меня, а тот полетел следующим рейсом. Когда прилетели в Талас,  его водитель отвез меня, а сам секретарь сел в другую машину и уехал. Этот удивительный человек видел меня один раз и сразу узнал; больше я не встречала подобных ему людей, такой заботы не проявляли ко мне даже дети».
Во время руководства республикой Исхаком Раззаковым, в 50-х годах прошлого века, в Киргизии открывались вузы и техникумы для подготовки национальных кадров — специалистов для развивающихся отраслей народного хозяйства. Однако поступить в них  без знания русского языка было нелегко, и ЦК Компартии Киргизии принял решение вести в старших классах предметы на русском языке. Имевший 14 лет педагогического опыта Саташ Джекшембаев организовал в районе детский сад, где детвору учили русскому языку. Укомплектованность всех средних школ учителями русского всегда была под его пристальным контролем.
В 1954 году на пленуме ЦК КПСС поставили вопрос об ускоренном развитии животноводства. Требовалось  строить кошары для снижения падежа скота во время зимовки, особенно в горных районах. Самые тяжелые условия были у животноводов на отдаленных горных пастбищах: туда сложно доставлять материалы для строительства кошар. К решению этой проблемы, как и любой другой, Джекшембаев подошел творчески и представил правительству  авторский проект строительства кошар из камыша. Его одобрили, на  реализацию выделили средства, и уже первые образцы кошар были оценены чабанами, которые благодарили инициатора проекта за заботу и улучшение их жизни. Метод Джекшембаева  внедрили во всех горных районах Чуйской и Тянь-Шаньской областей.
В 1956 году республика успешно выполнила план  поставок государству всех видов сельскохозяйственной продукции и сырья. За достигнутые успехи в развитии сельского хозяйства Киргизскую ССР  наградили  орденом Ленина. Передовиков Буденовского района также удостоили правительственных наград.  Звание Героя Социалистического Труда присвоили молодому чабану Базаралы Кокобаеву…
В первый год своего назначения в Буденовский район Джекшембаев, проезжая вечером мимо здания НКВД, однажды увидел мальчика, сидящего на дереве. Он попросил водителя узнать, что делает тут паренек в такое позднее время, и позвать его. Подошел мальчик. примерно 11 лет, который рассказал, что стая волков напала на отару и задрала большую часть овец, отца арестовали и привезли сюда, а он его ждет. Джекшембаев отправил мальчишку домой со своим водителем, сказав, чтобы тот продолжал пасти овец, пока не вернется отец, а  он здесь во всем разберется. Именно этот мальчик в 17 лет стал старшим чабаном, а когда ему исполнилось  23 года, за большие успехи, достигнутые в развитии овцеводства, увеличении производства и сдаче государству шерсти и мяса, Президиум Верховного Совета СССР присвоил ему почетное звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина. Это и был Б. Кокобаев.
Впоследствии один из близких друзей Саташа, бывший министр сельского хозяйства республики, постоянный представитель  Совмина Киргизской ССР при Совете Министров СССР Мукаш Умуралиев, вспоминая о Дшекшембаеве, отмечал его удивительную скромность. Когда того хотели представить к высокой награде, он ответил, что руководители должны служить народу, а награды получать простые труженики. И в самом деле, где бы ни трудился Саташ Джекшебаевич, там действительно награды получали именно достойные труженики.
В то же время он был тверд и принципиален, когда приходилось отстаивать выбранную им позицию, отвечать на несправедливые упреки и обвинения. Его карьерный путь не был безоблачным: на него писали  анонимки, собирали компромат, приходили с обысками, но Саташ ничем не замарал своего честного имени. Такие же высокие нравственные качества он воспитывал и в тех, кто трудился под его началом, кому помогал в человеческом становлении и профессиональном росте. Можно назвать только имя  Кулуйпы Кондучаловой, приехавшей в 18 лет в конце 30-х годов  в Тянь-Шаньский район  после окончания Фрунзенского педтехникума;  ее жизненный путь затем нередко пересекался с семьей Дшекшембаевых, у главы которой она часто находила  нужную поддержку и получала добрый совет.
Работа требовала от Джекшембаева  неимоверных физических и духовных сил. Поездки на горные пастбища, бессонные ночи — всё это отразилось на здоровье. В феврале 1959-го его назначили председателем Таласского райисполкома, затем в связи с ухудшением здоровья он переехал в Чуйскую область, где, несмотря на болезнь, работал председателем колхоза. Саташ Джекшембаев принимал активное участие в общественной и политической жизни республики, неоднократно избирался членом и кандидатом в члены ЦК КП Киргизии, депутатом местных советов. Партия и советское правительство высоко оценили трудовую деятельность С. Джекшембаева, наградив его орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
После тяжелой продолжительной болезни 6 августа 1962 года он скончался  в возрасте 50 лет. В траурной церемонии похорон, чтобы отдать ушедшему последнюю дань уважения, участвовали люди из всех областей, где он работал. Саташ Джекшембаев похоронен в родном селе им. Кирова Иссык-Атинского района. Некролог, подписанный членами бюро ЦК КП Киргизии и правительства Киргизской ССР,  опубликовали в центральных и республиканских газетах.
Быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях не унывать и не пасть — вот в чем жизнь, вот в чем ее задача. И этот человеческий долг до конца был исполнен Саташем Джекшембаевым. Те, кто сегодня вспоминает его, уважительно отмечают, что Саташу Джекшембаевичу поставлен на земле главный памятник:  не каменный, а нерукотворный — добрая память людей о нем. Он преданно любил, чтил и ценил в жизни школу. Есть ли сегодня среди них  такая, где обучали бы человеколюбию, преданности своему делу и Отчизне, искреннему и самоотверженному служению Родине, умению сплотить людей для выполнения любых задач, честности и справедливости, скромности и деликатности по отношению к людям, бескорыстной заботе о народе, что было так присуще этому светлому человеку? Если она все-таки  существует,  то учить в ней должны на жизненном примере Саташа Джекшембаева.

Александр ШЕПЕЛЕНКО. 

 






Добавить комментарий