Main Menu

Как повысить качество медицинских услуг?

Оно зависит от знаний и умений врачей, среднего медперсонала. Но кто те «судьи», что в Кыргызстане оценивают компетентность медработников и решают, можно ли доверять им здоровье пациентов?

Сертификация выпускников проводится образовательными организациями, которые сами же и обучают, роль профессиональных ассоциаций пока незначительна; оценка квалификации врачей субъективная; реагирование на случаи некомпетентности врача неэффективно. Эти проблемы системы здравоохранения обусловливают недостаточную квалификацию медицинских специалистов, считают организаторы и участники круглого стола, состоявшегося на днях в Бишкеке.

Они обсудили систему сертификации и лицензирования профессиональной медицинской деятельности, зарубежный опыт и уроки для Кыргызстана. На мероприятии присутствовали координаторы здравоохранения в регионах, представители Министерства здравоохранения во главе со статс-секретарём Калысом Шадыхановым, кыргызстанских медвузов и медицинских факультетов, организаций практического здравоохранения, профессиональных ассоциаций, проекта «Реформы медицинского образования в Кыргызской Республике», Национального центра независимой экзаменации из Казахстана (которые на мероприятии рассказали о казахстанском опыте аттестации), посольства Швейцарии в КР, международных донорских организаций.

Открывая круглый стол, Калыс Шадыханов напомнил, что в Кыргызстане нет независимой системы оценки компетентности медкадров: её проводят те же структуры, что сами обучают или составляют тесты для проверки знаний.

А в соседнем Казахстане создан Национальный центр независимой экзаменации — это саморегулируемая неправительственная организация. О нём рассказали его представители Гульмира Жангереева и Сармат Утигалиев. По их словам, в НЦНЭ аттестацию проводят не медики, а IT-специалисты, менеджеры и т. д.: там система автоматизирована, в ней используются тесты, составленные обученными тестологами из числа профессоров и преподавателей медвузов, не имеющими доступа к экзаменации. То есть риск заинтересованности, пристрастности исключён.

В разных странах такие вопросы решаются профессиональными медицинскими (сестринскими) ассоциациями, советами и другими самостоятельными органами. В России создаётся система аккредитации специалистов здравоохранения, в Великобритании есть Общий медицинский совет — независимый орган регулирования врачей… Нужно ли внедрять подобную модель в нашей республике?

Организаторы круглого стола видят важными обновление системы сертификации и лицензирования врачей (чтобы она основывалась на непрерывном развитии); внедрить механизмы «отлучения» от оказания медицинских услуг некомпетентных врачей — через приостановление или лишение лицензии; введение системы независимой оценки, создание независимого учреждения, устанавливающего профессиональные стандарты и обеспечивающего независимую сертификацию и ресертификацию медработников; использовать международный опыт.

Аттестация — официальная процедура определения уровня теоретических знаний и практических навыков работника, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей по соответствующей специальности и на определённой должности на основе оценки отчёта о его профессиональной деятельности, результатов тестирования и собеседования. В медицинской сфере проводится в обязательном порядке (для допуска к медицинской и фармацевтической деятельности с присвоением специальности и выдачей сертификата специалиста на основании послевузовского профессионального и дополнительного образования без присвоения категории; на соответствие занимаемой должности; руководителей организаций здравоохранения) или добровольном (на присвоение категории; для частнопрактикующего медработника).

Для вашего понимания расскажем, что в Кыргызстане 13 620 врачей (в том числе 9 496 пенсионного возраста). Из них 29% — высшей категории, а 59% не имеют категорий. Что касается специалистов со средним медицинским образованием, то их в республике 34 084, из них 23% — высшей категории, 66% — не имеют категорий. Такие данные озвучила начальник управления человеческих ресурсов и организационной работы Министерства здравоохранения Айгуль Бообекова.

Меньше всего врачей в Джалал-Абадской (13,7 на 10 тыс. жителей), Нарынской (13,3) и Таласской (12,4) областях. Больше всего их в столице (23,4) и Оше (26,6). А вот со средним медперсоналом дела в Бишкеке (34) и Чуйской области (33,8) обстоят хуже, чем в остальных регионах, например, в Баткенской (74,1), Таласской (59,1) и Ошской областях. Семейных врачей в стране 1 637, 79% их — пред- или пенсионного возраста.

Основные проблемы кыргызстанского здравоохранения, связанные с кадрами, таковы: низкая мотивация к труду (зар- платы, социальные факторы); миграция (в 2018-м прибыло 1 185, убыло 1 650, в том числе за пределы КР — 91 врач); дефицит кадров в регионах; набор и подготовка в вузах, медколледжах ведётся без учёта потребностей в кадрах (узких специалистов выпускают больше, чем нужно) и возможностей клинических баз, не в полной мере используются региональные клинические базы; уровень профессиональных компетенций медицинских работников позволяет говорить о необходимости улучшений.

Алия МОЛДАЛИЕВА.






Добавить комментарий