Main Menu

Палитра Таласа

Богатый и интересный потенциал художественного творчества представлен на выставке таласского филиала Союза художников Кыргызстана «Талас дубурту», открывшейся в Национальном музее изобразительных искусств имени Г. Айтиева. В её экспозиции собран колоритный букет самобытных творческих традиций и направлений.

Экспозиция таласских художников, разместившаяся в двух музейных залах, представила живопись, скульптуру, графику, керамику, объединив в себе произведения более 20 авторов, среди которых и опытные мастера кисти, и молодые художники. Выставленные на зрительский суд картины и скульптурные композиции показывают многообразие индивидуальностей, жанров, стилей, художественных форм, национальных особенностей и расширяют географические границы изобразительного искусства КР. Таласская экспозиция — это качественная выставка, отражающая творческое состояние её авторов на сегодняшний день.

Видное место в выставочной экспозиции занимают полотна народного художника КР Суйутбека Торобекова, талантливого автора целой серии портретов выдающихся личностей современного Кыргызстана. Выпускник знаменитой Санкт-Петербургской «Репинки» известен как портретист, в формировании которого сыграла свою особую роль русская классическая школа живописи. В его работах этого жанра (на выставке представлен портрет народного артиста СССР, замечательного кинорежиссёра Т. Океева) зрительское внимание привлекает не только углублённое раскрытие внутреннего мира человека, художественная цельность, убедительность трактовки образов, которая служит критерием ценности этого жанра изобразительного искусства, но и возможности поиска в них новой жизненной энергии. Художник также является автором пейзажных картин лирического звучания, важное место в его творчестве занимает и бытовой жанр. В экспозиции представлены пейзажи «Забытая мелодия», «Сон-Куль» и триптих «Раздумья», созданный по мотивам произведений Ч. Айтматова с портретом народного писателя на центральной картине.

Другой автор — Шекербек Анарбеков, создаёт в своих картинах целостный и художественный мир («Горы Налды», «Кожомкул баатыр», «Байтик баатыр», «Когда падают горы», «Тополя Уч-Эмчека», «В долине Таласа», «Двойной портрет С. Чокморова», «Кыргызские пирамиды», «Портрет Чингиза»), в котором царит национальная самобытность и духовность, где есть место красоте и надежде, грусти и любви, и вся непростая динамика жизни воспринимается автором через призму кочевой культуры, таинство азиатской души, в которой ясно ощутимы отзвуки мироощущения предков-кочевников. А приглушённая цветовая гамма полотен Максатбек уулу Мирлана («Саякбай» и «Без названия», где изображён Ч. Айтматов с сыном) делает их композиционно завершёнными, непринуждёнными, позволяя художнику таким образом отвечать современным эстетическим притязаниям.

Таласские художники работают в различных направлениях и видах изоискусства, и мотивы их творческих поисков весьма многогранны. Их художественные устремления проявляются в декоративно-монументальном искусстве, в пластике малых форм, где они уделяют большое значение выбору материала и его обработке. Сегодня это гипс, натуральный камень, металл. Интересными представляются работы, тематически связанные с национальным фольклором и выдающимися айтматовскими произведениями. В работах Байысбека Батырбекова (портреты С. Чокморова. и Ч. Айтматова, композиции «Плач Акбары, «Манасчи» и «Пегий пёс, бегущий краем моря») и Бообека Арыкова (картины «Три грации», «Гармония», «Легенда о любви», композиции «Обон», «Кыргызское великодержавие», «Апокалипсис Гульсары» и памятник воспитанникам Кировской школы-интерната) гармонично соединены приверженность традициям и экспрессивная манера самовыражения, что в итоге и пробуждает интерес публики к этим произведениям.

При всём многообразии творческих исканий таласские художники в своих работах сохранили давние художественные традиции возвращения к истокам, реалистическим методам, работе с натуры. Академический реализм чётко предстаёт в серии портретных произведений Сапарбая Осмоналиева (портреты известных хирургов Кыргызстана Э. Акрамова, С. Джумабекова, А. Казакбаева и доктора медицины А. Усупбаева, женские портреты Айгуль, Бурул, Эльмиры, Анипы апы, бабушки, Бекберди аке). Искренние, яркие, трепетные работы показал на выставке Чингиз Ормонбеков в своём цикле натюрмортов («Осенний натюрморт», «Чулан» и «Старый кувшин»). Эти картины притягивают и впечатляют и заставляют думать и сопереживать вместе с художником. Ещё один автор Кадыркул Орозматов («Чуйские просторы», «В горах», «Ак-Талаа», «Последний день в раю», «Праздник в Суусамыре» и «Дорога Бишкек — Кара-Балта») преданно сохраняет наследие так называемой оттепели шестидесятников, в его картинах преобладают признаки мужественного стиля — простота, лаконизм, мощная пластика, отсутствие ненужного украшательства.

Народный реализм зритель увидел в эмоциональных и красивых пейзажах Жолдошбека Казакбаева (картины «Сороки», «Вершина Манаса», «Маймак», «Тополя», «Лес Налды ата», «Каракол — пристань», «Река, впадающая в Иссык-Куль», «В селе Аксу», «В моём дворе». Эти полотна ценны цельными поэтичными чувствами-размышлениями над извечными темами: «Родные истоки — Жизнь человека — Мать-природа». В реалистическом направлении интересно работают и молодые авторы Жаныбек Суйюнбеков (пейзажи «После дождя» и «Дом пионеров»), Урматбек Чоюнбеков (серия пейзажей «Тропинка», «Вечер» и «Утро»). В полотнах Бузурманкула Мырзалиева («Сбор абрикосов», «Кожомкул с лошадью», «Бешбармак на двоих»), Малабека Бутешова («В Уч-Эмчеке», «Каменный пояс», «Иссык-Куль», «Каджи-Сай», «Наше прошлое») и Барпыбека Тамаева («Пастух Айдар», «Свет над покоем», «Старая нефтебаза») ощутим плодотворный результат вдумчивого тематического отбора, знакового обобщения интеллектуального и эмоционального авторского переживания.

Сильное влияние на изобразительную культуру Кыргызстана оказали достижения советского модернизма 70-80-х годов минувшего века, а также живописные поиски перестроечной «новой волны». Сегодня модернистское течение является одним из популярных направлений в национальном изоискусстве, и его в экспозиции талассцев представили в своих картинах Эргеш Нукешев («Ностальгия», «Сынган богу») и Абдысадыр Турусбеков («Убойный цех», «Кошара», «Мой красный петух», «Осенние цветы» и «Осенний дождь»). Цвет и нюансы на их полотнах являются ключевым средством художественной выразительности. Фон по цветовой пластичности активно взаимодействует с изображёнными фигурами и предметами, соединяясь с ними в цельные живописные образы.

Другой художник из Таласа — Анарбек Момуналиев свои картины, написанные в смешанной технике, создаёт в духе авангардной живописи («История одной курицы», «Сон в летнюю ночь»). Он также сильный график. На выставке представлены его иллюстрации к поэме Ж. Баласагына и Антологии кыргызской поэзии. Художник, безусловно, относится к тем одарённым живописцам, которые постоянно ищут новые средства выражения, созвучные современному художественному мышлению.

В выставочной экспозиции представлены также скульптурные работы Жээнбая Артыкбаева. Это чисто декоративные произведения, сюжетные портреты и прекрасные иллюстрации в материале («Бишкек», «Мастерицы», «Осень», «Пласты»). Известный кыргызский монументалист Базарбек Сыдыков, автор величественного памятника Манасу на центральной площади Ала-Тоо, на итоговой выставке также порадовал публику самобытными скульптурными композициями («Таш», «Камни веков», мраморное изваяние «Белое облако Чингисхана»). Известно, что в каждом человеке со дня его рождения живёт художник, и вот наступает момент осознания того, что ему жизненно необходимо творить. Преображение происходит в разное время, спонтанно, это может случиться в детстве, юности или уже в зрелом возрасте. Самое главное, что такие люди становятся счастливыми, поскольку художественное творчество наполняет их жизнь великим смыслом и позволяет реализовать себя в вечном искусстве.

Отрадно заметить, что в представленной экспозиции таласским художникам удалось добиться гармоничного единения между тематическими произведениями, работами в жанре натюрморта и пейзажа, выполненными в формате богатых традиций отечественной школы изобразительной культуры и их удачного сочетания с экспериментальными, а порой и новаторскими художественными поисками сегодняшнего дня. Поэтому осмелимся утверждать, что выставка «Талас дубурту» помогла каждому её автору почувствовать свежий приток вдохновения, и, будем надеяться, что своеобразие искусства этого уникального региона Кыргызстана, изменяясь и преображаясь, сохранит свою ценность и искренность, поскольку вечными и незыблемыми остаются его истоки и основы, жизнеутверждающее начало, яркость мышления, кровная и прочная связь с духовным наследием предков и родной землёй, которые и питают неиссякаемый родник народного таланта.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

Фото Игоря САПОЖНИКОВА.

 






Добавить комментарий