Main Menu

Пациент, знай свои права!

Согласно данным Национального статистического комитета,  во втором полугодии 2017 года Минздрав получил 14,3 балла в индексе доверия населения, это в два раза ниже среднего показателя по всем государственным органам.

В индексе «Личное представление об уровне коррупции» у ведомства 9 баллов, что указывает на наличие коррупционных рисков в системе здравоохранения.

Как можно изменить показатели и вернуть доверие населения к организациям здравоохранения? Что сделало правительство для выполнения взятых на себя обязательств перед международным сообществом по повышению прозрачности своей деятельности в рамках Национального плана действий? Восьмая инициатива «Открытые данные о деятельности организаций здравоохранения» должна осуществиться к концу 2020 года. Каким образом она изменит жизнь пациентов и что для этого предстоит сделать? Эти вопросы обсуждались на встрече заинтересованных представителей пациентских и некоммерческих организаций, госорганов, работающих по линии Открытого правительства, журналистов, прошедшей в столице.

Учредитель общественного объединения «Мастерская онкопациентов — вместе ради жизни» Шаир Сагынбаева рассказала о проблемах, с которыми сталкиваются онкобольные. Когда они узнают о страшном диагнозе, естественно, впадают в шоковое состояние. И в наших больницах нет специалистов, которые помогли бы переключиться на правильный настрой — бороться за жизнь.

— Нет никакой информации. Пациенты должны знать свои права. Если бы человеку  в поликлинике говорили: «Не переживайте, есть такие-то результаты борьбы с раком», он бы не опускал рук. Больной не знает, что ему дальше делать, и тут важно подсказать ему, где и какие анализы нужно сдавать. В ЦСМ они проводятся совершенно бесплатно. Но проблема в том, что каждый врач сотрудничает с определёнными лабораториями, узистами. Изначально пациент не понимает, какая это серьёзная проблема. Он идёт в платные клиники. В результате теряет огромные  средства, — говорит она.

После подтверждения диагноза в частных больницах  начинаются не только моральные, физические, но и материальные адские муки. К примеру, при раке молочной железы минимальная стоимость химиотерапии 13 тысяч сомов за курс, и так каждые три недели.  Но порой сумма может достигать и ста тысяч. Плюс сопутствующие препараты. От государства никакой помощи нет. Человек болеет несколько лет. В конце концов семья нищает. Недавно был у нас один такой случай. Семья продала всё: дом, скотину и т. д. Благо девочка их пошла на поправку после 4-й стадии рака. Чтобы помочь таким людям,  наше сообщество придумало для них способ заработка  — шитьё сумок, вязание. А что им делать? Выбора нет!

Вступивший в диалог пациент с пересаженной почкой, представитель ОО «Право на жизнь» Чингиз Чилдебаев в свою очередь отметил, что запущенные формы заболеваний — вина не только государства, проводящего недостаточную их  профилактику, или врачей, но прежде всего и самого больного.

— Я заболел, анализы плохие, но не стал обращать на них внимание, хотя лаборант убеждала меня продолжить обследования. Однако моя беспечность привела к трём годам на гемодиализе, клинической смерти. Если бы в то время я понимал, что это настолько серьёзно, то не дошёл бы до такого состояния и сохранил своё здоровье, орган. Сначала обвинял врачей, что вовремя  не предупредили, но ведь предупреждали! Получается, сам виноват, — поделился он.

По словам Чингиза, когда человек узнаёт о тяжёлом диагнозе, то первая мысль: «Я умру». Он начинает часто выпивать, курить, впадать в депрессию, готовиться к смерти. Тем самым усугубляя своё положение.

— Люди, сдавшиеся морально, не видевшие смысла выполнять рекомендации врачей и бороться за жизнь, ушли быстро. Несдавшиеся — выздоравливали. И врачи ценят такие старания.

Исполнительный директор общественного объединения «Социум» Батма Эстебесова отметила: чтобы искать финансирование приоритетных проблем здравоохранения, нужно иметь данные о республиканском бюджете. Однако сегодня для этого нужно написать запрос и ждать ответ. А это  занимает много времени. К тому же ещё неизвестно, та ли информация будет получена. В этой связи назрел вопрос открытия данных.

— Существует   многосекторальное партнёрство между 76 странами. Очень хорошо, что мы присоединились к этой многосторонней инициативе Открытого правительства. Данные о бюджетах, госзакупках нужны для  правильного прогнозирования, построения планов и преодоления коррупции.

Сейчас несколько пилотных ведомств работают над созданием доступной информационной базы. Остаётся пройти все этапы её внедрения — разработку нормативов, продумать набор данных, их безопасность.

— В идеале нужно сделать так, чтобы жители отдалённых районов, прежде чем ехать на лечение, могли бы располагать  информацией об интересующей больнице, заранее записаться на приём, узнать, как получить тот или иной  необходимый препарат.

— Ведь сейчас идёт цифровизация. Мы оплачиваем счета дистанционно. Почему бы не создать такие же условия для пациентов? — заключила Батма Эстебесова.

Участники  диалога рассказали и о позитивных моментах, достигнутых на пути открытиях данных. Внедрена электронная амбулаторная карточка — прекрасный опыт Национального центра онкологии по переходу к цифровизации. О нём подробно поведал IT-администратор, врач-онколог Васип Мухаммад. По его словам,  два года назад НЦО обратился с такой инициативой к Минздраву, после чего получил финансирование.  Минздрав также провёл тендер на программное обеспечение, закупку  необходимого оборудования.

— Программу мы создали сами. Она хранит всю информацию о пациентах, к которой доступ имеет ограниченное число специалистов. Что это даёт? Во-первых, врач видит динамику состояния больного, историю его болезни. Во-вторых, это экономит время, потраченное на бумажную волокиту. На первом этаже НЦО  размещена информация о ценах медуслуг, очереди к специалистам, их часы приёма. На которые, кстати, в отличие от бумажных плакатов, рассказывающих о заболеваниях, люди обращают внимание.

Программа ещё дорабатывается. Вся информация хранится на личном сервере НЦО. Однако в перспективе планируется распространить её во всех организациях здравоохранения.

Председатель общественного совета при Министерстве здравоохранения Нурхан Жумабаева считает, что конечным потребителем открытых данных является общество: граждане, бизнес-сообщество, научные и некоммерческие организации.

— Что мы ожидаем от результатов внедрения инициативы открытых данных? Повышение уровня обеспечения конституционного права на доступ к информации,  укрепление доверия к государственной власти, получение максимального социального и экономического эффектов от использования открытых данных, активизацию IT- индустрии в здравоохранении, оптимизацию использования бюджетных средств, — заключила она.

Аида ШИРИНОВА.






Добавить комментарий