Main Menu

Уютный войлочный домик для помидоров и огурцов

Изобретение кочевых народов — удобная переносная юрта — с неменьшим успехом может использоваться в выращивании ранних овощей и зелени. Войлок хорошо сохраняет тепло, спасает нежные побеги от дождя и снега, способствует круглогодичному урожаю и отменному качеству продукции парниковых хозяйств. Не об этом ли твердит второй год подряд Президент Сооронбай Жээнбеков, рекомендуя кыргызстанцам выращивать овощи круглый год, расширять бизнес, в наилучшем виде доставлять ценную витаминную продукцию на внутренний и внешний потребительские рынки.

— Возродим былую славу нашей плодородной долины! — напутствовал первопроходцев заместитель полномочного представителя правительства в Чуйской области Эркинбек Аширбаев. Какой требуется стартовый капитал, чтобы бизнес по выращиванию сельскохозяйственных культур в закрытом грунте как можно скорее стал прибыльным? Какие материалы лучше использовать для строительства теплицы и какие её размеры самые оптимальные?

Вопросов больше, чем ответов. Наши фермеры сталкиваются с множеством препятствий: где взять незаражённые семена сельхозкультур? Какой сорт выбрать? Агробизнес — целая наука, не познав которую, легко стать банкротом.

Какие препараты понадобятся для борьбы с вредителями растений? Как правильно организовать полив и подкормку? По словам Мурата Артыкова — одного из первопроходцев парникового предпринимательства, нельзя не учитывать климатических особенностей местности, слепо копируя зарубежный опыт, нельзя быть жадным, экономя каждый тыйын, пренебрегая современными технологиями высадки рассады в закрытом грунте. Знайте: теплица требует не только знаний, огромных финансовых затрат, но и терпения. Окупаются финансовые вложения за 2-3 года, не раньше. «Лучше бы построил очередной супермаркет, — с горечью признаётся Мурат. — Давно бы стриг дивиденды, купи-продай — бизнес простой и всем понятный: приобрёл за меньшую цену, продал дороже, вот и всё, никаких других забот». А тут пришлось и квартиру заложить, и огромный кредит на шею повесить: в новое для себя дело Мурат вложил почти $1 млн. и остался ни с чем. Ташкентские помидоры и огурцы раскупали охотнее, там давно сложился свой устойчивый бренд.

Производство же ранней сельхозпродукции очень даже хлопотное дело: нужно позаботиться об освещении теплицы, её вентиляции, сохранении влажности, тепла, определённой температуры. Наладить устойчивый сбыт тоже нелегко: огурцов, помидоров, клубники на наших базарах завались, рынок открыт всем, по стоимости привозные овощи и фрукты бывают дешевле своих, выращенных на домашних подворьях. Чем привлечь покупателей, особенно оптовых? Оказалось только отменным качеством: санатории, рестораны и кафе готовы платить за тепличные сорта по 200 сомов за килограмм, лишь бы огурцы не горчили, были вкусными, «сладкими».

В отличие от Артыкова, занимающегося тепличным хозяйством на западной окраине Бишкека, Тилек Токтогазиев начал своё непростое дело в селе имени Первого мая Сокулукского района. Мечтал о теплице ещё со студенческих времён, думал заниматься благотворительством, помогать малоимущим, престарелым гражданам. Не вышло, убыток составил свыше 12 млн. сомов. Тилек ругает себя, что при постройке применил прогрессивную корейскую технологию, на практике ничего хорошего из этого не вышло. Отапливать теплицу электричеством, углём или газом — невыгодно, очень дорого, тогда пришла идея применить войлок из отходов швейного производства вкупе с целлофановой плёнкой. На наружной стороне теплицы — привычная плёнка, а на внутренней — войлок, получалось двойное тепло, котёл помещался прямо в парнике, на вид — просто удлинённая юрта, очень даже похоже, можно сохранять нужный микроклимат. Но всё оказалось непросто: на обработку одной грядки уходило не меньше двух часов, плёнка над войлоком позволяла регулировать температуру, из удобрений можно было применять только биогумус из птичьего помёта или кокосовую стружку. Результат предпринимателя не радовал: из взятогог в коммерческом банке кредита удавалось возвратить лишь 15% от суммы: не разбогатеешь. «Ранние побеги капризные, теплолюбивые, за ними, как за маленькими детьми, круглосуточный уход нужен, — рассуждает Тилек. — В таком парнике требуется только рассеянный свет, прямые солнечные лучи губят завязь».

КАК НЕ СТАТЬ БАНКРОТОМ?

— С тепличным хозяйством проблем — воз и маленькая тележка, — горько усмехается мой другой собеседник Магомед Рамазанов, из села Манас Сокулукского района. — И кто сказал, что содержать парник — дело прибыльное? Я второй год пытаюсь его наладить, не получается, прибыли пока не имею, но кредит в банке не беру: опасаюсь, что не смогу выплатить долг. В 2016 году 1 кг помидоров стоил 40 сомов, потом все домохозяйки стали сажать томаты, многие — на свой страх и риск — в парниках, рядом с цветами. Возились с рассадой вплоть до декабря, но полиэтиленовая плёнка оказалась очень тонкой, ветер её порвал, весь урожай замёрз. Так что тех, кто строил планы быстро превратиться в миллионера, ждало разочарование. Теплицы требуют адского труда, не работаешь, а вкалываешь, иначе не скажешь, не будешь следить за посевами — потеряешь урожай за одни сутки. В 2017 году парниковым предпринимательством занимались лишь полторы тысячи физических лиц на площади около 145 гектаров. В прошлом году площадь тепличного хозяйства увеличилась на 8 гектаров. Многие фермеры не выдерживают, бросают это хлопотное дело, выращивают другие культуры.

Заметим: в России и Казахстане — у наших основных торговых партнёров — тепличный бизнес активно дотирует государство. В Узбекистане, чьи ранние овощи и фрукты регулярно поступают на наш рынок, тепличники тоже получают солидные субсидии. Если взять страны дальнего зарубежья, то, к примеру, в Японии налагаются пошлины на все привозные продукты: там защищают своих производителей. У нас такого нет, хотя развитие тепличного хозяйства в приоритете у правительства. Тем, кто решил заняться парниками, выдают льготные кредиты под 10% годовых, за прошлый год выдали свыше 485,2 млн. сомов, это вам не шутки.

Если сравнивать с Советским Союзом, не надо забывать, что тогда в сельском хозяйстве работали специалисты-агрономы, сегодня фермер по привычке выбирает семена подешевле, удобрения — тоже, в результате терпит фиаско. Бывшие советские лаборатории тоже устарели, могут выдать анализ лишь на содержание в парниковых овощах азота и калия, а для экспорта требуется наличие разрешений ещё как минимум по 12 показателям, включая воду и почву. Закон же «Об органическом сельском хозяйстве» — простая декларация.

— Каждый такой проект должен просчитываться индивидуально, с учётом всех особенностей местности и имеющихся средств, — говорит Тилек Токтогазиев. — Для эффективного выращивания нужно иметь высокотехничное оборудование с автоматизированной системой управления и контроля, солнцезащитную сетку, прочную плёнку, тогда полученной в закрытом грунте витаминной продукцией можно будет наслаждаться круглый год. Хорошо бы иметь и агроинвестора.

О массовом промышленном производстве тепличной продукции говорить, разумеется, рано. Но потенциал здесь огромный. В парниках я увидела много интересных начинаний, к примеру, гибриды в человеческий рост. Семена огурцов высаживают на корень тыквы, что в разы увеличивает питание огуречной рассады. А что касается популярности парникового бизнеса, то достаточно сказать, что женщины, сопровождающие журналистов по тепличным хозяйствам, весьма заинтересовались продемонстрированным опытом, задавали много вопросов. Оказалось, многие из них собираются соорудить небольшую теплицу у себя в огороде, рассчитывают на быстрый успех. В основном это бабушки, дети которых трудятся в России, а внуков оставили пожилым родителям. Трудовых мигрантов в Белокаменной сегодня насчитывается свыше 700 тысяч человек, у них около 300 тысяч ребятишек остались на родине на попечении бабушек и дедушек. Из них около 100 тысяч — дети внутренних трудовых мигрантов.

Галина ЛУНЁВА.

Фото автора.






Добавить комментарий