Main Menu

Попали в яблочко. Оптимизация школьного питания

Министерство образования и науки к началу 2019/2020 учебного года приступило к запуску программы по горячему питанию ещё в 295 средних школах страны. Сейчас в этих учебных заведениях идёт ремонт помещений для столовых. В столице и городах Оше и Чолпон-Ате прошли тренинги по организации школьного питания для представителей областных и районных госадминистраций, глав сельских округов, специалистов по школьному питанию районных отделов образования и ответственных за внедрение горячего питания сотрудников школ. Министерство также запланировало обучение школьных поваров.

На днях в Кочкорском районе Нарынской области состоялся пресс-тур, в формате которого журналисты познакомились с организацией программы по оптимизации школьного питания.

Сегодня в школах Кочкорского района более 90% учащихся получают горячее питание. Наш пресс-тур начался с посещения средней школы в селе Кара-Саз, которая носит имя выдающегося сказителя эпоса «Манас», земляка сельчан Сагымбая Орозбакова. Обучается здесь свыше 300 учеников, преподают ребятам 28 педагогов. Есть музей прославленного манасчи, в котором ученики-гиды ведут экскурсии на трёх языках — кыргызском, русском и английском. Открыли музей к 125-летию сказителя. В экспозиции представлены личные вещи манасчи и членов семьи, а также предметы их домашнего обихода. Есть картина, подаренная народным художником Т. Герценом, — портрет С. Орозбакова и гравюры известного живописца к эпосу «Манас». Директор школы Нурлан Бакиров сообщил, что это единственный музей сказителя в стране. Экспозицию собирали всем миром, всем селом. Есть подарки из-за рубежа, в школу во время визита в Кыргызстан приезжал и известный кыргызский сказитель «Манаса» из Китая Жусуп Мамай, который преподнёс в дар музею часы, выполненные из дерева. В школе также создан кружок манасчи, дети рассказывают эпос на кыргызском, русском и английском языках, перевод «Манаса» сделали школьные учителя.

Но вернёмся к теме нашего пресс-тура. Как пояснила нам ведущий специалист Кочкорского отдела образования Венера Ибраева, всего в районе 33 средние школы, и уже в 24 проект горячего питания запущен, а к сентябрю ещё 5 школ будут в него включены. Сейчас там идут ремонтные работы в столовых и кухнях. Из 5 986 учащихся первых и четвёртых классов более 4 тысяч детей имеют возможность поесть между занятиями. В селе Кара-Саз из 300 учащихся около 170 учеников начальных классов получают горячее питание. В меню входят молочные каши с разными крупами (перловая, рисовая, манная), мясные блюда (супы, борщи, вторые блюда с мясом). Есть выпечка с вареньем, повидлом, творогом и салаты, приготовленные согласно стандарту, утверждённому решением Минздрава и Минобразования.

Проект работает с 2014 года, запущен Всемирной продовольственной программой ООН параллельно с международной гуманитарной организацией «Мерсико». На каждого ребёнка из госбюджета выделяется по 10 сомов, ещё 5 сомов добровольно доплачивают родители. В школе действует попечительский совет. Родители следят за расходами и проверяют процесс питания и качество блюд. Раз в полгода проходят родительские слушания по школьному бюджету.

Детей кормят 5 раз в неделю, поскольку в школах действует пятидневка. Этот проект даёт хороший эффект для здоровья школьников. У детей в 2018-м не наблюдалось острых распираторных заболеваний, что положительно сказывается на посещаемости уроков и качестве знаний. Ребята активно участвуют в учебно-воспитательном процессе. Сейчас механизм горячего питания в районе чётко отлажен, школы обмениваются калькуляцией, меню. Если возникают проблемы, то в их решении помогает районный отдел образования.

Второй в нашем рабочем маршруте стала средняя школа села Аджар, где обучаются 435 детей в две смены. Горячим питанием обеспечены 178 учеников начальной школы.Образовательное учреждение интересно тем, что здесь оборудована специальная площадка, где проходят занятия по обучению младшеклассников правилам дорожного движения, а из учащихся старших классов здесь готовят инспекторов ПДД.

Подробней о программе по горячему питанию рассказала журналистам Умамат Кандалаева, директор «Мерсико» в Кыргызстане.

«Мы стараемся помочь государственной программе осуществиться в правильном контексте так, чтобы через пару лет, когда «Мерсико» уйдёт из проекта, школы получат нужное оснащение, а персонал обучен. С 2012 года организация тесно сотрудничает с Министерством образования и науки Кыргызстана. Подписан трёхсторонний меморандум с Минздравом и Минобразования специально для реализации программы «Продовольствие для образования» до 2021 года. На сегодня уже 291-я школа участвует в этой программе, а до 2021 года ещё более 200 школ к ней присоединятся», — подчеркнула глава представительства.

Министерство образования и науки предлагает список школ, где оно считает нужным организовать горячее питание. Со стороны партнёра выдвигается обязательное требование участия родительского комитета и местных сообществ в осуществлении каждого шага этой программы. Только в координации с дирекцией школы, местным айыл окмоту осуществляется планирование и непосредственная реализация программы. Важным критерием считается наличие в каждом учебном заведении водоснабжения. В ином случае подключаются международные доноры, которые могут решить проблему обеспечения чистой питьевой воды.

Все школьные повара сначала проходят курсы повышения квалификации на базе профтехлицеев и получают сертификат. Каждая школьная кухня полностью оснащается современным оборудованием, рассчитанным на приготовление пищи для большого количества детей. Это и специальные печи, кастрюли, мойки, сушилки. Партнёры с дирекцией школы делают всё возможное, чтобы привить детям гигиенические навыки. Самая главная задача программы — улучшение качества образования — сытый ребёнок лучше усваивает информацию, чем голодный.

В область, кстати, уже прибыла группа международных специалистов, которые оценят деятельность «Мерсико» по этой программе. Оценка проводится независимыми экспертами, которые по итогам мониторинга дадут свои рекомендации.

Министерства образования и здравоохранения совместно утвердили новые рецепты школьного питания. Об этом прессе сообщил специалист управления общественного здравоохранения Минздрава Тилек Бутешов. Он отметил, что при правильном сбалансированном рационе дети потребляют все необходимые витамины, это улучшает работоспособность и даёт возможность ребёнку сфокусироваться на учёбе, укрепляет здоровье. В 2016 году утвердили санитарные нормы для общеобразовательных школ, где конкретно расписаны требования к кухонным и столовым помещениям и к качеству приготовления блюд. «Есть также санитарная служба, которая непосредственно проводит плановые проверки предприятий школьного общепита — от отбора проб вплоть до лабораторного обследования качества продуктов. Кухонные работники и повара раз в год проходят обязательный осмотр медицинскими сотрудниками, а при принятии на работу в школьные точки общепита они должны иметь соответствующие сертификаты и санитарные книжки», — пояснил специалист Минздрава республики.

Журналисты поинтересовались школьным меню. Оно составляется под эгидой Минздрава, который следит за качеством питания, элементами витаминизации продуктов. На местах этим занимаются специалисты местных органов здравоохранения совместно с районо, чтобы блюда были комплексными и витаминизированными. Высока также и роль родителей, без их активной помощи такую серьёзную работу организовать и проводить невозможно. Оценку деятельности поваров, руководства школ и классных руководителей проводят родители. О финансовой поддержке системы питания решение принимает родительский комитет каждой школы. Пока в этом плане министерство ориентируется на бюджет республики. С 2006 года выделяется 10 сомов на ребёнка. Это стакан горячего чая и булочка, поэтому ведомство внесло в проект закона «Об образовании» изменения и дополнения, сегодня документ рассматривается в правительстве. «Мы хотим увеличить количество выделенных средств, чтобы программа питания стала устойчивой. Международные проекты сегодня-завтра закончат свою работу, и необходимо, чтобы республика могла самостоятельно продолжать начатое», — сказала ведущий специалист управления дошкольного, школьного и внешкольного образования Министерства образования и науки С. Умралиева.

Познакомились журналисты в этой поездке и с современными формами обучения в Нарынской области. В Кыргызстане при поддержке ВБ, АБР и правительства республики во всех областях функционирует 91 инновационная школа, активно идёт создание образовательных кластеров в регионах. Из действующих инновационных школ каждая третья уже оснащена компьютерами последнего поколения, многофункциональными устройствами, серверным оборудованием, интерактивными досками и системами видеоконференц-связи. В задачу таких школ входит апробация электронного обучения, пилотирование внедрения мультимедийных электронных технологий, дистанционное повышение квалификации педагогов. Планируется, что данные школы станут образовательными региональными кластерами и будут способствовать развитию областей в целом. Поэтому участники пресс-тура с интересом посетили Кочкорскую школу-гимназию имени народного поэта Кыргызстана Нинакан Джундубаевой. Здесь в учебный процесс внедрена мультимедийная методика, и, как сообщил её директор Мырстанбек Суналиев, в районе такая пока одна.

Гимназия статус инновационной получила в 2015 году. Здесь также реализуется программа непрерывного профессионального развития учителей. Для средних и старших классов внедрены мультимедийные комплексы открытых образовательных ресурсов «Билим булагы» и IBILIM. Материалы предложены на кыргызском и русском языках в онлайн- и в оффлайн-версиях по математике, изоискусству, музыке, естествознанию, кыргызскому и русскому языкам для младших классов и химии, физике, биологии, истории, английскому языку, географии, математике и литературе для старших. Данные форматы дают педагогу возможность творчески подойти к объяснению уроков и сделать их занимательными и эффективными.

Ученики прослушивают классические произведения на уроке музыки, посещают онлайн-уроки по английскому языку и смотрят видеоролики по истории. В гимназии есть компьютерный кабинет, а в учебном процессе делается акцент на углублённое преподавание гуманитарных дисциплин, в частности языков. Дети поступают в вузы страны и зарубежья по программе АССЕLS. Русские и кыргызские классы обучаются отдельно. Как рассказала нам учитель русского языка и литературы, выпускница российского Мичуринского пединститута Майрам Бараканова, в школу приезжали в первом полугодии российские волонтёры — послы русского языка и целую неделю преподавали местным учащимся. В районе они вели такие уроки в двух школах. Дети остались впечатлены их работой на уроках. В школе к русскому языку отношение особое, тут много педагогов по этому предмету, среди них три учителя, которые окончили российские вузы.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

 Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий