Main Menu

Чтобы не остаться на задворках мировой цивилизации. Президент озабочен вопросами безопасности

Внимательно слушая выступление Президента Сооронбая Жээнбекова перед депутатами Жогорку Кенеша, обратил внимание на следующее. Может, сказалась моя многолетняя работа в секретариате Совета безопасности, но, на мой взгляд, глава государства раскрыл перед депутатами основные моменты нового подхода к обеспечению безопасности кыргызского государства, общества и личности в условиях перманентного финансово-экономического кризиса в мировом хозяйстве, усиления глобальной политической турбулентности и возникновения всё большего числа локальных войн на земном шаре. Потому что и по структуре, и по содержанию его речь отразила все современные вызовы и угрозы безопасности нашей страны — начиная с внешних и заканчивая многочисленными внутренними проблемами, которые могут нанести ущерб государству и обществу, если их своевременно не решать. «Принятие решительных мер для сохранения безопасности внутри страны и на границе, защита мира и спокойствия в государстве всегда были и остаются нашими главными обязанностями», — подчеркнул Президент в своём выступлении.

Прежде всего глава государства остановился на внешних угрозах, на усиливающейся в мире конкуренции между государствами и народами. «Перед различными мировыми угрозами и духовными экспансиями мы устоим благодаря своим знаниям, культуре и национальным ценностям. Для этого надо не ограничиваться процессами внутри страны, а обратить внимание на мировые тенденции, изучить их и с учётом этого уточнить наши планы на перспективу». Эти слова главы государства можно расценивать как прямое указание соответствующим органам, прежде всего секретариату Совета безопасности республики, приступить к разработке стратегии национальной безопасности, отвечающей на новые вызовы и угрозы, порождаемые современным мировым развитием. Потому что мы малая развивающаяся страна с открытой экономикой, а значит, и более уязвимая к негативному влиянию различных кризисных явлений в окружающем мире.

Президент более подробно остановился на трёх внешних угрозах нашей безопасности. Это, в первую очередь, всё более увеличивающийся демографический дисбаланс между Кыргызстаном и соседними государствами. Он привёл впечатляющие цифры угрожающего разрыва в человеческом потенциале с соседями, поскольку «население Китая каждый год увеличивается на 7 млн. человек, Казахстана — на 240 000, Узбекистана — на 550 0000, Таджикистана — на 200 000. В Кыргызстане же ежегодный рост населения составляет 122 000 человек. Около 700 000 наших граждан находятся за рубежом, в миграции». Очевидно, что глубинной причиной усиливающегося демографического давления со стороны Таджикистана, выливающегося в периодические приграничные конфликты, является разность человеческого потенциала на приграничных территориях — у соседей густо, а с нашей стороны — пусто. Руководитель государства опять же даёт прямое указание, что «мы должны тщательно изучить эту ситуацию и изменить не только нашу миграционную политику, но и социальную политику в целом». В новой стратегии национальной безопасности эти вопросы обязательно должны отра-

зиться, в особенности состояние здравоохранения и образования, поскольку эти два направления напрямую влияют на качество человеческих ресурсов, от которого зависит способность нации осуществлять технологические прорывы. Президент в своём выступлении уделил значительное внимание развитию этих отраслей, многое на сегодняшний день сделано в здравоохранении и образовании, ещё больше предстоит сделать. Мы должны, если станем и дальше это делать, поставлять в другие страны ITшников, специалистов по современным технологиям — био- и нанотехнологиям, композитным материалам и т. д., а не дворников, сторожей, кухарок и работниц секс-индустрии. Конечно, лучше если они останутся в стране и начнут трудиться на благо своей Родины.

Президент считает, что «единственный путь, способный помочь нам не остаться на задворках мировой цивилизации и передать будущему поколению развитое государство, — это незамедлительное и решительное освоение новых технологий». Альтернатива этому — только вечное прозябание в числе недоразвитых стран мира, когда может реализоваться серьёзная внешняя угроза, такая как технологическая отсталость, которая ставит страну в зависимость от более высокоразвитых в этом отношении государств. Развивать те или иные производства на территории страны смогут только зарубежные компании и иностранные специалисты. Это в конце концов может привести к потере суверенитета государства, когда целые отрасли экономики станут неподвластными стране, а окажутся под иностранной юрисдикцией. В связи с этим глава государства подчёркивает, «что если мы не примем участие в следующем этапе глобальных технологий, то перспективы нашего развития окажутся весьма туманны».

Президент также обращает наше внимание и на другой геополитический вызов — начавшийся процесс передела мира в результате неравномерного развития различных частей земного шара. «Одно из важных глобальных изменений — изменился сам центр всемирной экономической активности. Он перемещён на Азиатский континент. В первую очередь это обусловлено экономическим развитием Китая и Индии. А у нас появилось уникальное условие для развития. С одной стороны, мы с Китаем — ближайшие соседи, с другой — члены ЕАЭС. У многих стран нет этого шанса стать своеобразным мостом между этими глобальными экономическими зонами. Мы не должны упустить эту возможность, и нам следует умело воспользоваться ею». Разумеется, реализация этой прекрасной идеи главы государства потребует от нашего правительства титанических усилий как внутри страны, так и за её пределами, поскольку в перспективе конкуренция в регионе только усилится. Не следует также забывать, что Кыргызстан занимает центральное место в реализации глобальной стратегии Китая «Один пояс — один путь», которая позволит ему по сухопутному пути через Кыргызстан, Узбекистан, Иран, Турцию доставлять грузы в страны Ближнего Востока и Европу. И тогда Китай перестанет полностью зависеть от морских путей, которые находятся под контролем Запада во главе с США, а также северного маршрута, пролегающего по территории России. Такое развитие событий, безусловно, будет противоречить интересам других мировых игроков в Центральной Азии, и они предпримут соответствующие шаги, чтобы восстановить статус-кво, что может повлиять на безопасность в регионе, в том числе в Кыргызстане. Поэтому в своей стратегии безопасности мы должны учесть соответствующие изменения в геополитической обстановке вокруг республики в ближайшем будущем и принять, возможно, неординарные меры в этом направлении. Предложения на этот счёт имеются, однако по известным соображениям открыто говорить о них преждевременно.

В выступлении главы государства подробно изложены и меры по подъёму экономики и созданию условий для технологической модернизации в промышленности и развитию сельского хозяйства. Нет необходимости повторять их здесь. В целом, если резюмировать эту часть выступления, то речь идёт об экономической безопасности — то есть таком состоянии экономики, при котором обеспечиваются устойчивый экономический рост, оптимальное удовлетворение общественных потребностей, высокое качество управления, защита экономических интересов на национальном и международном уровнях, не допуская чрезмерной зависимости отечественной экономики от внешних факторов. При работе в этом направлении представляется важным не упускать из виду стратегическую цель и то, каким образом достичь её. Например, поставить цель — к такому-то сроку добиться производства ВВП на душу населения в $5 000 или $10 000. (В настоящее время, как известно, $1 200 на одного человека). И под это должна выстраиваться вся долгосрочная экономическая политика, развитие тех или иных отраслей, инфраструктуры, естественно с учётом необходимости обеспечения экономической безопасности.

Одним из главных препятствий на пути к этому, безусловно, является коррупция, которая незаметно разъедает ткань системы государственного управления, делает её уязвимой перед внешним воздействием, снижает эффективность управленческих усилий, искажает движение финансово-экономических ресурсов в обществе. Поэтому её следует рассматривать не только как уголовное преступление, но, в первую очередь, как угрозу национальной безопасности. В концептуальном документе по безопасности нужно самое пристальное внимание уделить этой «тихой» угрозе, разработать механизмы по её выдавливанию из системы госуправления, предусмотрев более эффективные инструменты по пресечению коррупционных правонарушений, так как существующий набор из правоохранительных органов не может противостоять давлению коррупционеров. Не случайно глава государства в своём выступлении объявил, что «борьба с коррупцией, очистка рядов правоохранительных и судебных органов, государственной власти в целом станет бескомпромиссной! Эта работа продолжится в ускоренном темпе и не остановится ни при каких обстоятельствах».

Отрадно, что Президент Сооронбай Жээнбеков не останавливается только на экономике и социальных проблемах, но также глубоко осветил и вопросы политического устройства государства, так как от этого зависит устойчивость политической системы к разного рода негативным воздействиям, а значит, и стабильность в обществе. «Хотел бы особо подчеркнуть, что без развития партийной системы и настоящей политической конкуренции мы не сможем развивать парламентскую демократию. У нас, к сожалению, пока превалирует борьба политиков, стремящихся к лидерству, а не борьба программ и идей. Обстоятельство, требующее особого внимания», — отметил Президент в своём выступлении. У нас же до последнего времени на политическом небосклоне действуют сплошь партии вождистского типа, а программы существуют чисто формально. Нетрудно представить, как такая партия, оказавшись во власти, будет постоянно идти на поводу личных амбиций своего вождя. Такая политика рано или поздно приведёт данную вождистскую партию к поражению, так как народ ждёт от неё выполнения программных установок, которые он поддержал на выборах, а не личных прихотей вождя. Раскол в СДПК тому пример. А вот станет ли этот пример другим наукой, покажут ближайшие выборы. С другой стороны, с точки зрения национальной безопасности наличие вождистских партий в стране, а тем более во власти, представляет серьёзную угрозу, так как «уговорить» одного человека, вождя партии, действовать в том или ином направлении в своих интересах не составит большого труда внешним игрокам, а также деструктивным силам внутри страны. В связи с этим представляется важным в свете реализации предложений главы государства внести серьёзные изменения и дополнения в закон о партиях, так как «только тогда, когда внутри партии станут неукоснительно соблюдаться демократические принципы, мы сможем говорить о парламентской демократии».

В целом, надо сказать, выступление Президента отличается конкретикой, конструктивностью и устремлённостью в будущее, государственным органам предстоит много поработать над их реализацией, особенно в сфере национальной безопасности.

А. БИЯЛИНОВ,

эксперт по экономике и безопасности.






Добавить комментарий