Main Menu

Кутить или не кутить — вот в чём вопрос

Всем, конечно же, известна расхожая фраза про пир во время чумы. Обычно так называется весёлое времяпрепровождение в момент какого-нибудь общественного бедствия. Фраза вышла из-под пера великого А. Пушкина: именно так он назвал одну из своих маленьких трагедий о городе, в котором царит эпидемия чумы, но несколько человек накрывают на стол прямо на улице и начинают пировать. Страдания и боль кругом, и тут же еда и веселье — жуткий сюжет… Но литературоведы считают, что у него есть две трактовки, первая: пир во время чумы — это когда хорошо нескольким, а плохо абсолютному большинству, и вторая: пирующие понимают, что они тоже умрут и хотят напоследок повеселиться. Какая же из них верная?

Разрешить этот спорный вопрос — надо ли кутить, когда кругом не до праздников — на днях в очередной раз попытались в Жогорку Кенеше. Депутат Зияддин Жамалдинов выставил на общественное обсуждение поправки в Закон «О юбилейных мероприятиях в Кыргызской Республике». Народный избранник предлагает оптимизировать и упорядочить проведение юбилейных мероприятий, чтобы рационально и целесообразно использовать финансовые средства из бюджета страны (поправки опубликованы на сайте ЖК, кому интересно — загляните).

Итак, что предлагается? Предлагается не праздновать всё подряд, а обозначить юбилейными датами 50, 75, 100 лет и, соответственно, каждые последующие 25 лет и только в эти даты проводить юбилейные мероприятия общенационального, регионального и корпоративного значения. По другим поводам, в другие даты мероприятия проводить только в особых случаях и только по решению Президента. Поправки должны коснуться министерств, административных ведомств, местных государственных администраций, организаций, учреждений и даже привлечённых грантовых и спонсорских средств.

Если подумать, инициатива важная и нужная. Ежегодно в Кыргызстане утверждается длинный список самых разных юбилейных мероприятий, например, в 2017 году таких набралось аж 120 — праздновать можно было каждые три дня! На 2018-й утвердили чуть меньше — 105 мероприятий. Но это без учёта региональных юбилеев, которые утверждаются отдельно. Когда тут работать, если сплошные праздники?..

Голоса о том, что стоило бы при нынешних условиях дефицита бюджета затянуть потуже пояса и вместо праздников решить ряд социальных и экономических проблем в стране, раздаются время от времени, но к ним до сих пор так и не прислушались.

В сентябре прошлого года экс-депутат Жогорку Кенеша Акылбек Жаманкулов предложил ввести пятилетний мораторий на проведение тоев в Кыргызстане. Ещё раньше депутат Дастан Бекешев предложил не устраивать тои на бюджетные деньги хотя бы один год, а также прекратить в 2019 году финансировать из госбюджета установку новых памятников, проведение торжеств, посвящённых памяти известных личностей, празднование юбилейных дат госорганов и органов местного самоуправления. Свою идею депутат объяснил тем, что в 2018 году в честь празднования 90-летия Чингиза Айтматова был установлен памятник на сумму 37 миллионов сомов. Такие памятники, конечно, нужны, но устанавливать их на госфинансы стоит тогда, когда этих самых финансов в стране будет достаточно.

Предложение хотя бы год пожить без праздников не нашло поддержки у чиновников. Депутаты ЖК исключили из принятого проекта бюджета на 2019 год статью о моратории финансирования различных празднеств и юбилеев из государственной казны. Интересно, что против поправки выступил премьер-министр страны, а вот у министра финансов она не вызвала нареканий, а уж ему-то лучше всех известно, какими возможности госказна (не)располагает.

Не можешь предотвратить — возглавь. Ну или попытайся как-то отрегулировать. По такому принципу время от времени в Кыргызстане появляются законопроекты, предписывающие если не полный запрет «пиршеств», то хотя бы их более скромный «размах». Так, ещё в 2016 году был разработан законопроект, в котором прописали порядок проведения самых разных семейных торжеств, а таких в традициях Кыргызстана набралось немало. Например, обряд «бешикке салуу» (укладывание ребёнка в колыбель) и день рождения, согласно законопроекту, должны были бы проводиться в семейном кругу, на обряды «тушоо кесїї» (разрезание пут) и «сїннєт той» (обрезание) разрешено было бы приглашать не более ста человек, а вручать подарки только мальчику — виновнику торжества. Оговаривалось даже, как госслужащие имели бы право проводить свадьбы — в течение одного дня с банкетом до 150 человек.

Предлагаемые новшества также не нашли поддержки ни у чиновников, ни в тот момент у народа — если бы законопроект набрал 10 тысяч подписей, его бы внесли на рассмотрение в Жогорку Кенеш. Однако за прошедшие пару лет ситуация, похоже, изменилась, и кыргызстанцы на себе почувствовали, что не в лучшую сторону. Не так давно одно бишкекское информагентство провело опрос на тему, нужен ли сегодня Кыргызстану мораторий на празднования. «Нет» ответили лишь 1,77%, «Да, и давно. Настало время экономить» уверены уже 81,74%.

В конце декабря прошлого года министр культуры, информации и туризма Азамат Жаманкулов сообщил, что рабочая группа министерства занята разработкой единого оптимального сценария проведения торжественных мероприятий в стране. По словам министра, к работе привлекли специалистов — общественных деятелей, рестораторов, ведущих. Обсуждается всё, даже такие вопросы, как число подаваемых блюд, количество гостей и суммы, преподносимые в денежных конвертах. Обсуждение, судя по всему, проходит жарко и «со скрипом», ведь, по словам самого Жаманкулова, рабочая группа провела уже два заседания, но так и не смогла найти идеальный вариант, а обнародовать результаты обещали до конца января, но пока — тишина.

Каким образом можно на законодательном уровне закрепить количество гостей, приглашаемых, к примеру, на частный той, или ограничить количество подаваемых угощений, или запретить кому-то дарить конверт пухлее, чем надо — пока остаётся непонятным. Кто за этим будет следить? Похоже, придётся создавать специальные «тойные» войска. А как наказывать нарушителей? Под какую статью в новых кодексах подпадает желание веселиться больше положенного? Министр культуры пообещал, что предложения будут выставлены на общественное обсуждение, что ж, поживём — увидим.

Напоследок немного цифр. Депутаты Жогорку Кенеша приняли бюджет страны на 2019 год и бюджетный прогноз на 2020-2021 годы. По информации на сайте правительства, доходы республиканского бюджета в 2019 году составят 151 млрд. 762,4 млн. сомов (или 25% ВВП), а расходы — 161 млрд. 913,1 млн. сомов (или 26,7% ВВП). Итого имеем: размер дефицита бюджета страны — 10 млрд. 150,7 млн. сомов. Так есть ли повод праздновать?

Марина ДУБОВЧЕНКО.

Фото из Интернета.






Добавить комментарий