Main Menu

Русские в Оше

Извлекая из тайников истории портреты первых русских ошан, нельзя не остановиться на замечательном патриоте Родины -Андрее Евгеньевиче Снесареве, который жил и служил одно время в Оше, а затем был назначен начальником Памирского отряда.

Андрей Снесарев родился в 1865 году в семье священника, окончил математический факультет Московского университета и Московскую консерваторию, так как мечтал петь в Большом театре. К несчастью, однажды сорвал голос, и его мечта угасла. Зато он преуспел в военной службе, когда в 1899 году после окончания военной академии обер-офицером по особо важным поручениям его направили в Ош, а потом на Памир. В Оше Андрей Снесарев был общим любимцем военных и вскоре женился на девице Евгении Васильевне Зайцевой — дочери начальника Ошского уезда подполковника Зайцева.

Евгения же была в большой дружбе с сёстрами Софьей и Евгенией Топорниными, с которыми училась и воспитывалась в Оренбургской гимназии.

В начале Первой мировой войны полковник А. Снесарев проявил высокие способности, дослужившись до генерал-лейтенанта. И в этом звании перешёл в 1917 году на сторону революции. В 1918-м с мандатом, подписанным Лениным, генерал Снесарев направлен руководителем Северо-Кавказского окружного комиссариата по внешним делам и участвовал в тяжёлой обороне Царицына (1918-1919 годы).

Там у него произошёл курьёзный разговор с одним из высоких военных начальников, который, увидев А. Снесарева в форме с погонами царской армии, грозно спросил: «Почему ты носишь эту форму?» На что Снесарев ответил: «Погоны — это знак заслуг перед Отечеством, к тому же, — добавил он, — меня ещё никто не разжаловал».

После окончания гражданской войны Снесарев много лет был начальником военной академии Генерального штаба и упорно агитировал переехать в Москву для преподавания в академии своего старого друга Дмитрия Сергеевича Топорнина, который в начале 1920-х годов проживал в Ташкенте. Однако Топорнин так привык к Средней Азии, что отказался от столь престижного предложения Снесарева.

В годы сталинского разгула А. Снесарев был репрессирован, трагически погиб в 1937 году. Андрей Евгеньевич Снесарев оставил заметный след в истории Оша тем, что владел десятью языками, внёс большой вклад в развитие военной науки, в подготовку военных кадров Красной армии, создал советскую востоковедческую школу…

Роман Николаевич Семернин — бывший фельдфебель царской армии, участник борьбы с басмачами

Из письма Бориса Нестеренко, уроженца Оша, Фёдору Семернину, 13 мая 1975 года, город Фергана: «…Мне хочется вспомнить о вашем родном человеке, вашем отце, о покойном Романе Николаевиче, которого старшее и среднее поколения нашей семьи хорошо помнят с 1910-го по 1925 год. Достоинство Романа Николаевича выразилось в том, что он, будучи фельдфебелем 2-й роты 10-го Туркестанского стрелкового батальона, позже переформированного в 8-й Туркестанский стрелковый полк имени фон Кауфмана, к солдатам относился добродушно, даже проявлял вежливость, не повышал голоса, просто делал замечание или культурно проводил с ними беседы.

Роман Николаевич Семернин был хорошим семьянином, проявлял большую заботу о семье. Жил скромно, был очень честным и всегда любил свою Родину».

Приближался конец 1917 года, всё больше и больше разгоралось пламя гражданской войны. Многие солдаты и офицеры царской армии старались как можно быстрее вернуться с полей Первой мировой войны к своим семьям.

В дороге, при возвращении на Родину, Роману Семернину неоднократно приходилось со своими спутниками попадать под оцепление белоказачьих банд, и он всегда выходил из этого смертельного окружения и помогал своим товарищам. Вернувшись благополучно в Ош, он в начале 1918 года добровольно вступил в красногвардейский отряд. Находясь на посту командира каввзвода, принимал активнейшее участие в борьбе с белоказаками и с возрождающимися басмаческими бандами Нурмата, Халходжи, Муэтдина и контрреволюционными элементами под руководством генерала Муханова.

Летом 1919 года военный руководитель Ошского гарнизона, бывший капитан царской армии Александр Никанорович Ситняковский пробрался в штаб Ошского гарнизона и начал строить свой новый коварный план, присматриваясь к слабым, неустойчивым людям, он их направлял в Памирский отряд, где формировались контрреволюционные подразделения. Из числа «подобранных памирцев» пополнялись ряды Крестьянской армии Монстрова и Муханова.

Когда Ситняковский обратился к Р. Семернину с предложением поехать в Гульчу и другие зоны для набора добровольцев, то получил отказ, поняв затею Ситняковского, который потом предательски сдал ошскую крепость.

Тогда, в начале сентября 1919 года, вражеские отряды басмачей начали наступление на Ош. Семернин проявил бесстрашие и храбрость при нападении бандитов на город западнее Пьян-базара. Он вдохновлял бойцов, смело отбивая атаки врагов. Большую помощь ему оказывал Иван Лаврентьевич Бондарев. Но, несмотря на сопротивление бойцов-пограничников, город Ош был захвачен Крестьянской армией. Храбрецы Семернин и Бондарев сумели скрыться, а спустя две недели, когда в Ош вошло подразделение Казанского полка, пришли в крепость.

Ситняковский после разгрома монстровско-мухановского контрреволюционного блока был захвачен и по приговору военного трибунала расстрелян. Потом Р. Семернин активно участвовал в захвате в плен Муэтдина с куршабцами. За выполнение боевых заданий он премирован конём.

Многие жители Оша хорошо помнят Романа Семернина, бывшего фельдфебеля царской армии, он своей деликатностью по отношению к солдатам, солдатскому быту, имел большой авторитет среди солдат, а также среди младших офицеров царской армии.

Павел Михайлович Таранин — кондитер, владелец гостиницы

Из воспоминаний дочери Ники: «Родители отца жили в Симбирске (Ульяновске), было 10 детей, жили бедно. Отец, будучи учеником в кондитерской в Симбирске, по поручению старших товарищей распространял листовки РСДРП. Прослужив пять лет в польской армии, попал в Скобелев. Он был отличным кондитером, скопил деньги и решил в 1902 году в Оше открыть кондитерскую (сначала в Андижане, но конкурент там не дал работать). Однако в Оше уже была кондитерская Гречкина. Тогда он решил построить номера, занял деньги у узбека и построил гостиницу в 10 комнат, ему помогали обслуживать два племянника — два Ивана.

В 1918 году Павел Михайлович служил в Упопродрае, ездил по районам, заготовлял продукты для армии, кормил семью пайком, сахара не было, вместо него получали пастилу, джем, сухо-

фрукты, частенько делился с соседями, в том числе с Золотарёвыми. Павел Михайлович, видя беспорядки, воровство, хаос, критически относился к советской власти, хотя сначала настоятельно советовал дочери вступить в комсомол.

В большом дворе гостиницы всегда стояли брички и лошади. Гостиницу реквизировали в 1921 году, оставили семье часть дома, отец смог, однако, купить скотину, чтобы вложить деньги. Умер в 1924 году».

Софья НУРМАТОВА.
По материалам архивов.






Добавить комментарий