Main Menu

Образование на пространстве СНГ

В столице Кыргызстана прошёл V съезд учителей и работников образования стран Содружества «Развитие образовательных систем государств — участников СНГ в контексте целей устойчивого развития» с участием делегатов из Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Туркменистана, работников образования из всех регионов КР.

Заседание с повесткой: «Национальные системы образования государств — участников СНГ в контексте Целей устойчивого развития» открыл председатель Исполкома СНГ Сергей Лебедев, отметивший, что форум в Бишкеке собрал специалистов для профессионального обсуждения актуальных проблем дальнейшего развития образования на пространстве СНГ. Уникальность нынешнего форума заключается не только в сообщении и обсуждении последних достижений педагогической науки и современной образовательной практики, но и в возможности создать пути для формирования образовательного пространства стран СНГ с общемировыми задачами в контексте Целей устойчивого развития.

Он убеждён, что предстоящее обсуждение в формате съезда вопросов методологии образования, предоставления качественного образования, повышения профессиональной деятельности педагогических кадров позволит оптимизировать усилия педагогического сообщества в решении поставленных задач, его масштаб и формат проведения — яркий пример поступательного и динамичного развития интеграционных процессов в области образования, свидетельствуют о высоком статусе и роли учителя в обществе.

Директор департамента гуманитарного сотрудничества, общеполитических и социальных проблем Исполкома СНГ Алексей Сазонов отметил символичность того, что съезд проходит в стране, земля которой дала человечеству великого писателя, гуманиста, гражданина, дипломата Чингиза Айтматова, 90-летие которого — значительное событие в культурной жизни не только в СНГ, но и во всём мире. Он пожелал каждому стать Первым учителем нового Чингиза Айтматова, сеять в душах своих учеников семена добра.

Министр образования и науки Кыргызстана Гульмира Кудайбердиева выразила надежду, что форум — серьёзная площадка для обмена накопленным опытом, приобретения новых знаний и контактов, которые помогут перейти к более тесному сотрудничеству, развитию в будущем общего образовательного пространства СНГ. Она отметила, что 39% граждан Кыргызстана — молодёжь, поэтому из шести миллионов населения более двух миллионов непосредственно связаны с системой образования и именно развитие человеческого потенциала может обеспечить конкурентоспособность страны. В связи с этим переход к образованию для устойчивого развития заявлен как главная задача в стратегических документах развития образования, поскольку при большем приоритете инноваций в устойчивом экономическом развитии системе образования необходимо готовить детей к тому, что в будущем им придётся отвечать на более сложные вызовы времени.

Для того чтобы обеспечить конкурентные преимущества своим выпускникам, Кыргызстан в последние годы начал серьёзную перестройку системы: сохранение и развитие культурной самобытности, поддержка национального своеобразия через формирование нового содержания образования и использование достижений мировой образовательной системы для вхождения республики в региональное (в том числе в рамках СНГ) и глобальное образовательное пространство.

Министр подчеркнула, что результаты обучения должны обеспечить выпускникам всех уровней образования гибкость и адаптивность, способность в течение жизни учиться и переучиваться, сотрудничество, ответственность в работе, умение работать в дисциплинарных средах и знание «всеобщего языка понятий», что потребует формирования различных типов мышления (критического, системного, проблемно-профессионального, кооперативно-творческого), понимание принципов устойчивого развития и умение претворять их в реальность, а также овладение информационными технологиями и многоязычие. В последние годы в Кыргызстане проводится реформа образования, направленная на преобразование краеугольных элементов его системы: управления, финансирования и содержания образования.

В сфере управления главными результатами являются создание единой управленческой вертикали в секторе образования и формирование основ управления, ориентированного на результат. Важнейшим же инструментом преобразования системы финансирования и управления сектором стало нормативное бюджетное финансирование, внедряемое на уровнях дошкольного, школьного, начального профессионального и высшего образования. Это обеспечило повышение ответственности образовательных организаций за предоставление качественного обучения и активное вовлечение детей в процесс обучения (сейчас в КР обучается 98,8% детей).

Крупный тренд в развитии образования в КР — цифровизация. Уже сейчас 68% школ подключены к Интернету, при поддержке партнёров созданы 60 современных инновационных школ, призванных стать моделью электронного обучения.

Достижение Целей устойчивого развития невозможно без качественного образования для всех. Съезд в Бишкеке даст возможность обсудить на пленарном и секционных заседаниях ключевые проблемы развития образования, найти единомышленников, завязать полезные контакты.

Вице-министр образования и науки Казахстана Эльмира Суханбердиева подчеркнула, что фактор образованности играет особую роль во влиянии на общую культуру человека и общества, и важным звеном на жизненном пути каждого человека для учеников, патриотов своей страны, строителей её будущего является учитель, потому что именно от него начинается путь в мир познания. Поэтому развитие образования — вопрос не только престижа государства, это задача общенациональной значимости, залога успешного развития страны и общества.

О своих образовательных реформах, стратегических приоритетах в их развитии и возможностях сотрудничества по ключевым аспектам образования для его дальнейшего развития на пространстве Содружества на форуме также рассказали представители делегаций Армении, Таджикистана и Туркменистана.

Лучшим работникам образования, внёсшим значительный вклад в создание общеобразовательного пространства СНГ, вручены нагрудные знаки «Отличник образования Содружества Независимых Государств». Среди кыргызстанцев этого высокого знака профессионального отличия удостоились: Д. Абдуллаева — директор Ново-Павловского УОК лицея №1 имени Ч. Айтматова Жайыльского района, А. Какеев — академик НАН, профессор КРСУ и Г. Кудайбердиева — министр образования и науки КР.

По итогам работы форума делегаты приняли итоговую резолюцию.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.






Добавить комментарий