Main Menu

На след выходят сыскари

Одной из ведущих служб правоохранительной системы страны по обеспечению общественной безопасности и противодействию преступности — уголовному розыску — исполнилось 100 лет.

Его история неразрывно связана с историей страны. Как свидетельствуют архивные документы, первые такие подразделения были сформированы в Пишпекском уезде в октябре 1918 года. В их обязанности входили «охрана революционного порядка путём негласного расследования преступлений уголовного характера и борьба с бандитизмом». Кроме того, сотрудники угро охраняли государственные здания, боролись с пьянством, самогоноварением, отвечали за санитарное состояние городской инфраструктуры и пожарную безопасность. На первоначальном этапе отделы уголовного розыска использовались для борьбы с врагами советской власти, но уже с 1920 года основными направлениями их деятельности становятся борьба с организованными преступными сообществами, крупными бандформированиями, предупреждение и пресечение преступлений методом оперативного сыска.

Вот уже на протяжении века, от басмачества до наших дней, сотрудники этой милицейской службы, сохраняя традиции честного и добросовестного отношения к своему служебному долгу, самоотверженно и профессионально защищают граждан от криминальных посягательств. Одна из самых ярких страниц всей истории уголовного розыска Кыргызстана — годы Великой Отечественной войны. Оперуполномоченные УР, помимо обязанностей по охране общественного порядка в условиях военного времени и борьбе с преступностью, принимали активное участие в спецоперациях по выявлению и уничтожению разведывательно-диверсионных групп германского Абвера, боролись с мародёрством, паникёрством и дезертирством. Многие сотрудники добровольно ушли на фронт, другие сражались в партизанских и истребительных отрядах в глубоком тылу врага.

В послевоенный период большое внимание уделялось качественному улучшению кадрового состава подразделений уголовного розыска и оперативно-разыскной деятельности. В их структуре были созданы отделы по раскрытию преступлений прошлых лет, аналитические группы, повсеместно внедрялись автоматизированные информационно-поисковые системы, для раскрытия преступлений широко использовались научно-технические средства. В середине 80-х годов прошлого столетия авторитет и профессионализм сотрудников уголовного розыска МВД республики оказались настолько высокими, что союзное Министерство внутренних дел постоянно направляло их в горячие точки для раскрытия преступлений на почве меж-

этнических конфликтов (Сумгаит, Нагорный Карабах, Ингушетия, Чечня, Северная Осетия и другие). Сохранили своё лицо наши сыскари и в годы суверенитета. В судьбоносных и сложных для страны событиях они проявляли выдержку и стойкость, оставались верными своим главным предназначениям — обеспечению безопасности граждан и борьбе с преступностью.

В истории уголовного розыска немало знаковых личностей, которых по праву называют операми от Бога, внёсших большой вклад в становление и развитие службы. Вспомним некоторых из них. Это Эргеш Алиев, Чыныбек Алиев, Анатолий Скаргин, Чоюнбек Сагынбаев, Токтожума Жээналиев, Абдыбек Суталинов, Садырбек Дубанаев, Омурбек Кутуев, Болотбек Ногойбаев, Абдылда Суранчиев, Абдыкапар Мавлянов, Осмоналы Гуронов, Кобеген Албанов, Евгений Осетров, Гулям Коконбаев, Самаркул Рыспаев, Кадыр Токоев, Токтогул Чолушев, Борис Горященко, Александр Детыненко, Керим Джунушалиев, Зарылбек Рысалиев, Александр Зеличенко, Мелис Турганбаев, Токтогул Джакыпов, Самрат Кубегенов, Вениамин Крупнов, Калман Турсуматов, Юрий Дешко и многие другие.

Как правило, финал оперативно-разыскных мероприятий по предупреждению и пресечению преступлений — задержание лиц, готовивших их. Обычно это закоренелые преступники, нередко оказывающие вооружённое сопротивление. Операции по их нейтрализации в условиях реальной угрозы для жизни требуют от оперативников огромного напряжения сил, ответственности и особого чутья сыщика. К сожалению, не обходится без потерь. В мемориале Славы МВД увековечены имена более 30 сотрудников уголовного розыска, погибших при исполнении служебного долга за всю историю кыргызской милиции. Многие дела мастеров сыска прошлых лет стали сегодня учебным пособием для молодых оперативников, посвятивших себя работе «на земле». Вот одно из них.

В одной постели с преступником

Январь 1977 года… Сводки столичной милиции пестрели сообщениями о совершённых на территории города особо опасных преступлениях. Вооружённые обрезами преступники врывались в ночное время в квартиры граждан и под пытками забирали деньги и драгоценности. Жертвами бандитов стали несколько семей, проживающие на окраине города. Дерзость и жестокость налётчиков поражали даже видавших всякое опытных оперативников. Раскрыть резонансные преступления поручили оперативной группе в составе начальника ОУР УВД города Фрунзе Ч. Сагынбаева, оперуполномоченных И. Джайлобекова, Б. Малахова, А. Суранчиева, А. Осоева и начальника отделения по борьбе с наркобизнесом Ю. Дешко.

По показаниям потерпевших, нападавших было трое. Одного из них в общении между собой подельники называли Хохлом и беспрекословно выполняли его приказы. Разговаривали на воровском жаргоне. Кому-то из оперативников пришла в голову мысль проверить архивные дела лиц, осуждённых за разбой и освободившихся в 1975-1977 годах из мест заключения после отбытия срока наказания или условно-досрочно. Таких оказалось более пятидесяти. Отобрав самых «перспективных», остановились на криминальной троице В. Мацияшко — К. Шергазиев -В. Семко, вместе сидевших в ИК-12 и недавно вышедших на волю. По их фотографиям потерпевшие не смогли опознать злоумышленников, так как в момент нападения они были в чёрных масках. Тогда жертвам бандитов предъявили для прослушивания магнитофонные записи их допросов по прежним делам, и они уверенно подтвердили, что голоса на плёнке принадлежат вышеперечисленным лицам.

За подозреваемыми установили негласное наблюдение, подключили агентуру и платных осведомителей. Выявляя связи и каналы сбыта награбленного, оперативники вышли на сожительницу В. Мацияшко, как потом стало известно, главаря банды по кличке Хохол. К ней тоже приставили «наружку». По сообщениям агентов, в последнее время женщина часто хвалилась перед соседями серёжками ручной работы с бриллиантами, по описанию похожими на те, что были украдены во время одного из налётов, и что, самое главное — на днях к ней на постоянное жительство переехал её возлюбленный. Разрабатывая план операции по задержанию Хохла, сотрудники уголовного розыска даже не предполагали, что появившиеся новые обстоятельства внесут в него существенные коррективы и потребуют дополнительных сил…

…В один из январских дней наружные службы зафиксировали в доме Веры (так звали пассию В. Мацияшко) необычное оживление. Выяснилось, что «пахан» решил на широкую ногу отметить её день рождения и пригласил по этому поводу каких-то очень важных гостей из Москвы. Они появились ближе к вечеру и сразу же включились в застолье, перешедшее потом в грандиозную пьянку. Ранним утром следующего дня, предварительно заблокировав улицу за железнодорожной станцией Фрунзе-1, на которой стоял дом виновницы торжества, и тщательно изучив пути отхода, оперативники предприняли попытку проникнуть внутрь строения. Вот как об этом вспоминает руководитель и непосредственный участник той операции, ветеран органов внутренних дел полковник в отставке Чоюнбек Сагынбаев: «Брали хозяев и гостей тёпленькими, с глубокого похмелья не успевших оказать вооружённого сопротивления. В одной из комнат дверь в соседнее помещение была заперта, я постучался: «Откройте, милиция!» В ответ услышал отборный мат и угрозу перестрелять поганых ментов за то, что не дают выспаться. Разогнавшись, выбил дверь и вместе с ней упал прямо на кровать, на которой находились Хохол и его подруга. Он попытался выхватить из-под подушки обрез, но мне удалось опередить его и обезоружить».

Обыск в доме любовницы главаря банды длился более двух часов. Из обнаруженных тайников изъяли большое количество ювелирных изделий, крупную сумму денег, магнитофоны, фотоаппараты, ковры, боеприпасы, два обреза 16-го калибра, а также около трёх килограммов наркотических веществ и орудия пыток. В тот же день задержали подельников Хохла — Калдырбека Шергазиева и Владимира Семко. Нашли их в медвытрезвителе, куда они попали за пьяный дебош в летнем кафе около кинотеатра «Ала-Тоо». Имелись у оперативников вопросы и к гостям из Белокаменной. При личном досмотре у одного из них изъяли план вооружённого нападения на сберкассу в столице, на пересечении улиц Советской и Фрунзе. Со слов москвича, активное участие в его разработке принимал Мацияшко, игравший роль наводчика. Он изучал систему охраны сберкассы, маршруты движения инкассаторов, отрабатывал пути отхода на случай провала налёта. Задержанных московских гостей передали в ГУУР МВД СССР для дальнейшей оперативной разработки.

На суде Хохол пытался изобразить из себя этакого Робина Гуда, занимавшегося, по его словам, добровольно-принудительной экспроприацией у зажиточных семей незаконно нажитого имущества в пользу бедных. Маску с преступника сорвали многочисленные свидетели из числа простых граждан, продемонстрировав в ходе судебного процесса оставшиеся на теле следы от раскалённого утюга… Все члены банды получили длительные сроки лишения свободы с содержанием в колонии строгого режима.

Сергей СИДОРОВ.
Фото из книги «Чоюнбек Сагынбаев. Тревога в сердце».
Автор выражает искреннюю признательность ветерану органов внутренних дел, известному писателю и журналисту Леониду Зеличенко за помощь в подготовке материала.






Добавить комментарий