Main Menu

«Сапат» уйдёт, придёт «Маариф»?

Переименование сети образовательных учреждений «Себат» в «Сапат» и введение в состав её учредителей Министерства образования и науки КР не помогло — Турция всё равно выражает настойчивое желание её закрыть и предлагает альтернативу: создать сеть школ фонда «Маариф». Какой выход найдёт Кыргызстан из этой щепетильной ситуации, которая активно освещается в мировых СМИ и называется ни много ни мало тестом на подлинную независимость республики?

На днях Чрезвычайный и Полномочный Посол Турции в КР Женгиз Камил Фырат провёл пресс-конференцию в Бишкеке, посвятив её итогам недавнего официального визита Президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в нашу страну. Дипломат подробно остановился на программе визита, сообщив в основном уже широко известные факты, в том числе о подписании с кыргызской стороной 12 соглашений, о закладке капсулы на месте строительства здания нового — медицинского — факультета Кыргызско-Турецкого университетеа «Манас», об участии в церемонии открытия Игр кочевников и в очередном заседании Совета сотрудничества тюркоязычных государств.

Однако журналистов, пришедших в здание посольства на улице Московской, интересовали прежде всего две сенсации, о которых сообщили уже после завершения визита наши турецкие коллеги. Речь — о переданном кыргызской стороне списке проживающих здесь членов организации исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена — FETO, в котором значатся 130 человек, 13 из которых просят экстрадировать в первую очередь, а также о высказанном Реджепом Эрдоганом уже по пути домой, в самолёте, категоричном мнении о том, что «образовательные программы этой группировки должны быть немедленно прекращены».

Под образовательными учреждениями имеется в виду сеть «Себат» (в Кыргызстане «Сапат»). Поэтому первый же вопрос, заданный на пресс-конференции в посольстве, звучал так: «Будет ли Турция настаивать на закрытии сети «Сапат»? Женгиз Камил Фырат, как опытный дипломат, сфокусировал внимание журналистов на том, что речь идёт не о «закрытии», а о «передаче» сети образовательных учреждений «Сапат» фонду «Маариф». Однако из его дальнейших рассуждений стало понятно, что сути дела это не меняет: да, в стенах зданий, некогда построенных для «Себата», продолжат функционировать учебные заведения, но их деятельность будет определяться уже другим ведомым — фондом «Маариф», специально созданным турецкой стороной и не имеющим отношения к опальному Фетхуллаху Гюлену. «Учебные заведения образовательной сети «Себат», которые сейчас переименованы в «Сапат», в своё время были построены и оснащены на деньги турецких налогоплательщиков и при поддержке турецкого государства, — цитируем дословно Женгиза Камила Фырата, — поэтому со временем их здания и имущество постепенно перейдут турецкому государству. Они не будут закрываться, а будут работать и дальше с государственным фондом «Маариф». Мы заинтересованы в том, чтобы кыргызские дети получали качественное и достойное образование». В качестве примера, на который будут равняться новые учебные заведения, дипломат назвал КТУ «Манас»: «…Все прекрасно знают, что данный вуз является примерным по качеству образования».

Параллельно турецкая сторона намерена начать строительство зданий для новых учебных заведений «Маарифа»: первое возведут в Бишкеке, второе — на юге (вероятнее всего, в Оше), в дальнейшем, возможно, в регионах. Всех их оснастят современным оборудованием и техникой, наряду с кыргызским, турецким, русским, дети будут изучать другие языки. На вопрос о том, какими задуманы эти школы — светскими или религиозными? — посол ответил, что работу планируется вести в тесном сотрудничестве с Министерством образования и науки КР, учебную программу построят в полном соответствии с образовательной политикой и законодательством Кыргызстана.

Интересно, что сразу после пресс-конференции журналисты одного из информагентств обратились за комментариями в Министерство образования и науки. Там пояснили, что вопрос о реорганизации и передаче имущества в соответствии с уставом решается на общем собрании учредителей, в число которых, как сказано выше, входит и само ведомство. Как там отнесутся к передаче имущества на баланс другого собственника? В министерстве также сообщили, что, согласно подписанному им во время визита Эрдогана меморандуму о сотрудничестве с турецким фондом «Маариф», создана совместная рабочая группа по подготовке проекта межправительственного соглашения, которое потом внесут на рассмотрение парламента, чтобы ратифицировать. Можно предположить, что вопрос передачи имущества отрегулируют этим соглашением.

Что представляет на самом деле «Маариф», насколько соответствуют его идеология и программные установки заявленным целям Кыргызстана в развитии государства — изучать, анализировать и делать выводы Министерству образования и науки КР. Надеемся, что так оно и произойдёт.

По данным зарубежных СМИ, фонд «Маариф» (его буквальный перевод означает «предоставление знаний»), сегодня управляет 108 школами в 21 стране, в том числе переданными из сети «Себат». Четыре школы действуют, к примеру, в США, по столько же в Грузии и Македонии, шесть — в Косово, три — в Афганистане. Правительство Турции предоставило в этом году фонду $75 миллионов. Информация о нём в Кыргызстане впервые мелькнула год назад. Тогда предыдущий посол Турции в КР Метин Кылыч сообщил, что его страна специально создала альтернативу «Себату» — образовательный государственный фонд «Маариф». «Когда мы попросили закрыть школы Фетхуллаха Гюлена, правительства некоторых стран заявили, что не знают, что делать с учениками. Поэтому Турция создала «Маариф», который может открыть в других странах современные школы», — заявил он.

Кстати, преемник Кылыча — нынешний посол Женгиз Камил Фырат, упомянул фонд в своём первом же программном обращении к посетителям веб-сайта посольства: «Открыв посредством фонда «Маариф» в различных регионах Кыргызстана учебные заведения, прекрасно оснащённые современным оборудованием, мы включим новое звено в цепь услуг, которые предоставляются учебными заведениями при Министерстве национального просвещения Турции…»

Теперь о якобы переданном списке 130 членов организации FETO, которые, по мнению Эрдогана, цитируемому газетой Sabah, проникли в Кыргызстане даже в государственные институты — «от военных структур до судов». На пресс-конференции Женгиза Камила Фырата прозвучал вопрос: «Не собирается ли турецкая сторона опубликовать этот список?» Одно из информагентств сообщило, что посол отказался комментировать передачу списка. На самом деле дипломат сказал, что FETO признана в Турции вне закона, с Кыргызстаном ведутся переговоры на эту тему, поскольку речь идёт о безопасности обоих государств, придёт время, соответствующие организации дадут разъяснения. Тот факт, что посол не опроверг существование списка, уже само по себе является ответом.

Кифаят АСКЕРОВА.






Добавить комментарий