Main Menu

Опередивший время

В этом году Салморбеку Табышалиеву, имя которого с большим почтением вспоминает каждый знавший его, исполнилось бы 90 лет. Талантливый ректор и организатор науки, председатель Верховного Совета Киргизской ССР, автор публикаций по истории и культуре внёс неоценимый вклад в строительство современного Кыргызстана.

Истоки

На посту председателя Верховного Совета Киргизской ССР

Его необычная жизнь отражает драму советского и постсоветского Кыргызстана. Родился в многодетной семье бедного крестьянина в селе Кызыл-Туу Сокулукского района. В трудные годы перехода кыргызов к оседлому образу жизни и колхозного строительства малообеспеченная семья голодала. По воспоминанию отца, это было самое тяжёлое время для них. В трёхлетнем возрасте Салморбек остался без матери, умершей при родах вместе с новорождённым ребёнком. В 14 лет он уже поступил в педагогический институт во Фрунзе и каждый день добирался туда пешком — 25 км. И так два года, пока не удалось найти угол в городе. Но сельский парнишка продолжал настойчиво двигаться к своей цели получить хорошее образование. Учился успешно, всё схватывая на лету. Стал аспирантом Московского государственного педагогического института и уже в 23 года получил степень кандидата исторических наук. Через пару лет его избрали секретарём ЦК ЛКСМ Киргизии и по совместительству редактором газеты «Комсомолец Киргизии», потом — заведующим отделом науки, школ и культуры ЦК Компартии Киргизии, через несколько лет — директором Института истории АН Киргизской ССР (1954-1956), затем ректором Кыргызского государственного университета (1960-1976). Позже он возвратился в Академию наук как вице-президент и председатель бюро отделения общественных наук (1976-1983).

За свои заслуги и неустанный труд Салморбек Табышалиевич был награждён высшей государственной наградой СССР — Орденом В. Ленина, а также Орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами «Знак Почёта», тремя медалями Великого Хурала Монгольской Народной Республики, медалью им. Вавилова и др.

Ценя организаторский талант Салморбека Табышалиева, его стратегическое видение и дар общения с людьми, руководство назначало его на ответственные должности. Одержимый идеей видеть Кыргызстан процветающим и независимым, будучи новатором и лидером по характеру, он не всегда вписывался в жёсткие рамки партийной дисциплины и конформизма и, этим, естественно, не был удобен партийным руководителям. Некоторые называли его неформальным лидером оппозиции. Учёные Москвы и Петербурга выделяли его как одного из современных организаторов науки Кыргызстана и как лидера вольнодумцев, несогласных с советской интерпретацией истории. Благодаря его мужеству и целенаправленности в первые годы перестройки восстановили многие имена репрессированных учёных, политических деятелей и поэтов, незаслуженно и преднамеренно преданных забвению советскими идеологами.

Удивительный ректор

Салморбек Табышалиев внёс огромный вклад в создание и процветание Кыргызского государственного университета. Из всех ректоров он, пожалуй, дольше всех проработал на этом посту — добрые 17 лет. И, наверное, был самым молодым ректором, возглавив его в 32 года. Благодаря его лидерским способностям и неутомимому стремлению к инновациям вуз пополнился сотнями преподавателей и подготовил тысячи специалистов. Материально-техническая база КГУ несравненно укрепилась, а территория значительно расширилась, поднялись новые корпуса. Молодой ректор мечтал создать университетский городок в центре столицы. КГУ стал флагманом вузов страны.

Многие профессора и студенты вспоминают его, как открытого и справедливого руководителя, старающегося помочь каждому, начиная с первокурсника. При этом вольнодумство и академическая свобода им поощрялись. Он был харизматичным лидером. Многие шли к нему за советом и поддержкой: преподаватели, партийные и советские работники, учёные в Кыргызстане и за пределами страны. Так, ленинградского учёного С. Абрамзона, изучавшего культуру кыргызов, обвинили в «серьёзных политических ошибках», и его академический труд «Киргизы и их этнографические и историко-культурные связи», изданный в 1971 году в Ленинграде, запретили в Кыргызстане. Зная, что он всегда найдёт понимание у С. Табышалиева, Абрамзон написал ему, пожаловавшись на произвол и жёсткий контроль партийного руководства республики. Позже, при первой же возможности, Табышалиев инициировал издание книги С. Абрамзона в Кыргызстане и написал предисловие к ней. Сегодня она стала нашей настольной книгой. К сожалению, сам Саул Матвеевич так и не дождался признания при жизни.

Учёные, сотрудники университета и Академии наук КР подчеркивают новаторский стиль руководства С. Табышалиева. К примеру, вместо скучных и предсказуемых собраний он предлагал динамичное обсуждение насущных проблем — люди не боялись высказывать своё мнение и сообща приходили к общему решению. Такое участие и выслушивание суждений каждого удивляло в условиях авторитаризма и подавления инициативы. Поразительно было также то, что если Табышалиев что-то обещал, то обязательно выполнял. Поэтому многие коллеги до сих пор говорят о нём, как о руководителе новой формации, опередившем своё время.

С конца 1980-х годов — при первых же признаках потепления политического климата и либерализации, академик Табышалиев в своих публикациях стал подчёркивать необходимость:

  • возврата археологических находок Кыргызстана. Он писал, что многочисленные научные экспедиции учёных из России вывозили из страны весь добытый материал с условием возвращения, но так и не вернули. В результате сотни важных находок лежат в запасниках музеев Москвы, Санкт-Петербурга и других городов;
  • восстановления имён репрессированных и забытых личностей Кыргызстана (И. Раззакова, М. Кылыча и многих др.), советских учёных, изучавших историю и культуру Кыргызстана (таких, как Н. Бернштам, С. Абрамзон и др.);
  • создания и публикации свода памятников страны;
  • разработки терминов и дальнейшего развития кыргызского языка, усовершенствования кыргызского алфавита;
  • пересмотра «советской» интерпретации истории и культуры Кыргызстана и Центральной Азии, изучения периода советских репрессий в Кыргызстане;
  • сбора и изучения кыргызского фольклора и эпоса «Манас».

Подчеркну, что все эти темы актуальны и по сей день.

Правда превыше всего

С. Табышалиев был автором более 60 научных работ, а также редактором нескольких многотомных изданий по истории Кыргызстана и Кыргызской Советской Энциклопедии. Известно, что в советское время история Центральной Азии и Кыргызстана перекраивалась и интерпретировалась в угоду идеологии и национальной политики Кремля. Салморбек Табышалиев всегда стремился противостоять партийному вмешательству и диктату, особенно в вопросе происхождения кыргызов.

В конце 1980-х именно он одним из первых учёных призвал к научному и правдивому освещению истории и инициировал горячие дискуссии на темы, которые будоражат нас и сегодня. Такие, как характер восстания 1916 года, присоединение или колонизация Кыргызстана, происхождение кыргызского народа, роль страны на Великом Шёлковом пути и т. д. Используя свой авторитет, вынес на публичное обсуждение запретные темы и имена. Это дало возможность ускорить процесс «десоветизации» истории и пересмотра официальной истории нашей страны и Центральной Азии. Но при этом он призывал к серьёзному научному исследованию и критиковал ура-патриотизм и псевдонаучность.

Открытое сердце

Как талантливый и неравнодушный лидер, Салморбек Табышалиев стремился принести пользу своей стране в самых разных областях: в политике, дипломатии, образовании, науке и культуре. Среди его многочисленных постов наиболее известные: председатель Верховного Совета Кирг. ССР (1975-1980), председатель Терминологической комиссии республики, председатель общества дружбы «Киргизия — Монголия». Он был в числе тех из редких руководителей, кому удалось посетить в составе советских делегаций немало зарубежных стран: Данию, Кипр, Камбоджу, Чехословакию, Египет, Югославию, Австрию, Монголию и др. И это в 1950-1970-х годах — в эпоху полной закрытости СССР.

Он всегда пытался защитить интересы Кыргызстана. Например, в суровые годы хрущёвской русификации (известной как «расцвет и сближение наций») не побоялся внести в бюро ЦК КПК предложение «Об обязательном изучении киргизского языка обучающимися в русских школах» (март 1957 года). Как ректор университета, способствовал внедрению идей интернационализма и этнического мира. Он полагал, что флагман университетов — КГУ, должен приглашать студентов и преподавателей из числа малых народов Российской Федерации, проживающих на Алтае, Хакасии, Калмыкии и других регионах. Поддерживал представителей этнических и религиозных меньшинств Кыргызстана. Его возмущали непотизм и протекционизм в высших эшелонах политической власти. По сути, как вспоминают коллеги, он бросил вызов коммунистической идеологии, националистическим и трайбалистским настроениям. За что и поплатился. В 1983 году за критику партийного руководства и отказ участвовать в научных фальсификациях его сместили с должности вице-президента Академии наук. Однако вскоре ветер перемен сменил власть в стране и открыл возможности для академической свободы. В этих условиях коллектив учёных избрал его академиком и вновь директором Института истории АН Кирг. ССР (1988-1992). Непоколебимость и принципиальность С. Табышалиева удивляли не только его современников в Кыргызстане. Известный московский журналист Валерий Выжутович описал его мужество в неравной борьбе с коррупцией местных партийных руководителей в «Литературной газете» — популярном рупоре гласности и перестройки в Советском Союзе.

Семья

Рядом с Салморбеком Табышалиевым была Лилия Джапаровна Табышалиева, дочь выдающегося тюрколога и автора русско-кыргызского словаря Джапара Шукурова. Лилия Джапаровна, выпускница Московского государственного университета и кандидат химических наук, посвятила свою жизнь преподаванию в педагогическом институте. За высокий профессионализм и доброту студенты называли её «алтын эже». Салморбек и Лилия Табышалиевы воспитали трёх дочерей, — Анару, Алтын, Жанну, и сына Сыргака.

* * *

Именем Салморбека Табышалиева благодарные современники назвали улицы в Бишкеке и его родном селе Кызыл-Туу.

Анара ТАБЫШАЛИЕВА,
кандидат исторических наук.

На фото превью: На крыльце университета. В первом ряду второй слева председатель Госплана Киргизской ССР С. Бегалиев, в центре — ректор КГУ С. Табышалиев, по левую руку от него председатель Совета министров республики А. Суюмбаев, крайний справа — парторг КГУ М. Шеримкулов.
Р. S. Дополнительную информацию о жизни и деятельности Салморбека Табышалиева смотрите на сайте www.centralasiaciv.com






Добавить комментарий