Main Menu

Дай мне с дороги вдоволь напиться…

Самое простое и привычное вещество на планете — H2O. Даже самый необразованный как свои пять пальцев знает эту немудрёную формулу, за которой скрывается вода. Состоят из воды животные и рыбы — на 75%, картофель — на 76%, яблоки — на 85%, помидоры — на 90%, огурцы — на 95%, арбузы — на 96% и даже человек: 86% воды содержится в теле у новорождённого и до 50% у пожилых людей.

Об этом, а также о том, что вода — источник жизни, если и не знают, то хотя бы догадываются многие. А вот о том, что вода может стать источником доходов, причём немаленьких, эти многие даже и не догадываются.

В верхах озвучили идею пересмотра тарифов на питьевую воду. В частности, об этом не так давно на совещании по водным проектам возвестил глава Государственного агентства архитектуры, строительства и ЖКХ Бактыбек Абдиев.

По его словам, в Кыргызстане достаточно питьевой воды, но ею пользуются нерационально. В частности, из-за очень низкого тарифа. «В Бишкеке кубометр питьевой воды стоит 5 сомов, а пол-литровая бутылка воды в магазине — 12 сомов. Мы её покупаем. Ценность водопроводной воды мы не можем оценить», — сказал Б. Абдиев. Он добавил, что мэры городов и акимы устанавливают тариф на 40-60 процентов ниже себестоимости, поэтому вопрос тарифов нужно пересмотреть.

Уже стало системой, что как только в нашем государстве что-нибудь куда-нибудь утекает через многочисленные дырочки, дыры и дырищи (в том числе и в бюджете) — будь то тепло, электричество, газ, вода, — способ борьбы с утечками всегда один — повышение тарифов. Хотя… недавно открылся новый светлый путь — с шапкой по кругу от имени государства…

А сейчас ненадолго отвлекусь от больной темы тарифов и социальной несправедливости, поговорим о другом, не менее близком каждому.

Огромное количество чистейшей и вкуснейшей в мире воды, доставшееся Кыргызстану буквально в подарок (иначе не скажешь), — дар небес, богатство, которое нельзя сравнить даже с несметными залежами Кумтора. Без золота обойтись можно, газ и электричество при необходимости легко заменить углём, дровами и свечой. Вода — незаменима, тем и ценна.

Я пробовала воду и из сибирских колодцев, и из городских водопроводов уральских городов, и то, что пьют жители европейской части России. Скажу искренне и без квасного патриотизма: домой хотелось вернуться поскорее не потому, что заела тоска по родным стенам, а чтобы напиться нашей обычной водопроводной воды. И часто наблюдая рукотворные родники, бьющие из-под земли из проржавевших, прохудившихся труб городского водопровода, испытываю недоумение, обиду и раздражение. Воистину, что достаётся даром, не ценится. Постепенный незначительный рост тарифа на воду в течение многих лет меня никак не оскорбляет и не вызывает протеста — на ТАКУЮ воду тарифы у нас действительно низкие.

Прежде чем подсчитывать себестоимость воды (кстати, откуда такие расчёты? Сумасшедшие реки воды из дырявых водопроводов тоже в них заложены?), стоит серьёзно заняться коренной реконструкцией существующих водоводов и обеспечением всех без исключения кыргызстанцев доступными, безопасными источниками водоснабжения.

Но… если бы не одно «но», которое перевешивает все остальные: разбазаривание уникального природного богатства развалившейся системой водоводов и преступно-халатное отношение к контролю за рациональным потреблением воды потребителями. Сотрудники теплосетей, газового хозяйства, энергетики с похвальной регулярностью производят замену километровых участков своего износившегося хозяйства. Водоканал может в лучшем случае заменить часть трубы, а в худшем — поставить очередную заплату или хомут на соседнюю с предыдущей дыру. Кроме того, в каждом частном доме, практически в любом многоэтажном — в наличии счётчики газа, электричества, а то и тепловые. Быстро, навскидку вспомните: много ли у нас счётчиков воды? То-то же… Наглядный и всем понятный пример: расплодившиеся в великом множестве автомойки потребляют питьевую воду, которая льётся сотнями кубометров. В том, что у таких бизнесменов установлены счётчики, сильно сомневаюсь. Услуга востребованная, вода и деньги текут рекой.

И в то же время, притом что вода — один из немногих ресурсов, которым Кыргызстан располагает в полном объёме, в стране до сих пор не решён вопрос доступа всего населения к чистой питьевой воде. Жители регионов, о которых периодически болит чуткая душа наших чиновников, не имея водопровода, который, как известно, в своё время «построен ещё рабами Рима», вынуждены утолять жажду водой из рек, каналов и пр. Сопутствующие «прелести» таких «удобств» — инфекции, порой далеко не безобидные. О каком повышении тарифов можно вести речь, если воды вообще нет, на что повышать? Как говорится, утром — вода, вечером — деньги.

Прежде чем подсчитывать себестоимость воды (кстати, откуда такие расчёты? Сумасшедшие реки воды из дырявых водопроводов тоже в них заложены?), стоит серьёзно заняться коренной реконструкцией существующих водоводов и обеспечением всех без исключения кыргызстанцев доступными, безопасными источниками водоснабжения. Чтобы не черпали они воду из мутных, глинистых водоёмов, как аборигены в «жёлтой, жаркой Африке». Уважайте свой народ, в конце концов, в том числе и за долготерпение и понимание.

В 2018 году в Кыргызстане вместо программы «Таза суу» заработал новый проект «Ала-Тоо булагы» по линии Всемирного банка и Исламского банка развития на общую сумму 6 млрд. 538 млн. сомов по обеспечению граждан страны чистой питьевой водой. В течение 13 лет на программу «Таза суу» потрачены миллионные средства международных доноров. Но как выяснилось позже, в большинстве сёл, где были установлены новые водопроводные трубы, практически нет воды, работы выполнены некачественно, а тендеры сопровождались коррупционными проявлениями. Одна из основных организаций-доноров — Азиатский банк развития (АБР) заморозил финансовую помощь. Офис добросовестности и борьбы с коррупцией АБР заявил о серьёзных нарушениях в процессе закупок, несоответствии качества строительных работ и оборудования требуемым критериям, а также финансового управления проекта.

А вообще, на мой взгляд, вопрос улучшения системы водоснабжения, для решения которого собираются поднимать тарифы, — проблема некомпетентного госуправления и распределения средств. И похоже, что высокопоставленные чиновники в очередной раз предлагают обычным людям расплатиться за свои многолетние системные ошибки и разворованные бюджеты, как всегда забыв, что «Таза суу» — это не только название грандиозного проекта, у которого можно поживиться, но и просто — ЧИСТАЯ ВОДА.

Ирина ПРОКОФЬЕВА.






Добавить комментарий