Main Menu

Сто тридцать мгновений июля в Хельсинки. Послесловие к диалогу

16 июля встреча президентов России и США началась с задержкой — Владимир Путин прибыл примерно через полчаса после установленного срока, Дональд Трамп задержался ещё на 20 минут. Главы государств начали общаться лишь в присутствии переводчиков — разговор тет-а-тет продлился 2 часа 10 минут (вместо заявленных полутора часов).

Вопреки первоначальным планам, по итогам переговоров двух президентов не было принято совместного заявления. Впрочем, вступительная речь Путина на пресс-конференции во многом отражала то, что российская сторона хотела заложить в совместную декларацию. Он сказал и про вызовы и угрозы, с которыми сталкиваются обе страны, и про необходимость объединения усилий в борьбе с ними, и про особую ответственность за международную безопасность, которую несут Россия и США, и про важность развития двусторонних контактов на всех возможных уровнях. В частности, он высказался за создание «группы высокого уровня, которая объединила бы капитанов российского и американского бизнеса» и «совета из влиятельных российских и американских политологов, учёных, бывших видных дипломатов и военных».

Но, по-моему, отсутствие совместного заявления с лихвой компенсировало то, что одним из главных выводов американского Президента стало осознание невозможности решать без России большую часть глобальных проблем.

Путин отметил: «Переговоры с Президентом Соединённых Штатов Америки господином Дональдом Трампом прошли в откровенной и деловой атмосфере. Считаю их весьма успешными и полезными». Он заявил, что трудности в двусторонних отношениях не имеют объективных причин и холодная война уже позади, и странам пора выходить на докризисный уровень взаимодействия — разрешение ситуации в Сирии может стать первым примером успешной совместной работы. Путин похвалил Трампа за успехи в разрядке обстановки на Корейском полуострове. Трамп в свою очередь сказал, что дипломатия куда лучше вражды и конфликтов, и высоко оценил «очень продуктивный диалог». Вину за ухудшение отношений он возложил на обе стороны: «Вина лежит на всех нас». Самого Путина он назвал «славным соперником», уточнив, что это комплимент, и заявил, что встреча положит начало масштабному диалогу Вашингтона и Москвы.

Во время конференции, оживив официальное течение брифинга, Путин водрузил «вишенку на торт», вручив своему сопернику футбольный мяч как символ прошедшего мундиаля. Сопроводил он это действо словами, что «мяч теперь на стороне Америки», подразумевая, естественно, и то, что чемпионат мира 2026 года пройдёт в Америке, и, как мне показалось, прозрачно намекнув, что Россия делегирует США задачи, от решения которых зависит многое в этом мире. На этот жест старший сенатор от штата Южная Каролина Линдси Грэм отозвался в Twitter, что, будь он на месте Президента, «он бы проверил мяч на наличие прослушивающих устройств и никогда бы не брал его с собой в Белый дом». Вероятно, этот эпизод вызвал у него аллюзии с историей из 1945 года, когда на открытии нового корпуса лагеря «Артек» советские пионеры подарили послу США в СССР Авереллу Гарриману герб США, выполненный из ценных пород дерева. Как выяснилось позднее, в герб было встроено уникальное подслушивающее устройство, разработанное в лагерной шарашке в 1943 году советским изобретателем Львом Терменом. Его удалось обнаружить только благодаря информации от перебежчика из ГРУ в 1952 году. Прибор передавал информацию из кабинета посла в течение семи лет… Впрочем, Дональд Трамп сразу сказал, что передаст мяч своему 12-летнему сыну Бэррону.

Едва ли не главной цитатой этого российско-американского саммита стали слова Путина о доверии Трампу. «Никому нельзя верить. С чего вы взяли, что Президент Трамп мне доверяет, а я доверяю ему в полной мере? (На этих словах Трамп повернул голову к Путину и по-птичьи, в своей неповторимой манере, наклонил её, пытаясь убедиться, очевидно, что не ослышался. — И. П.). Он защищает интересы США, а я защищаю интересы России». Между тем Трамп, говоря о нынешнем состоянии в отношениях Москвы и Вашингтона, отметил, что обе стороны «несут ответственность за сложившуюся ситуацию». «Я считаю, что США глупо ведут себя. Мы должны были начать диалог давно, даже до того, как я пришёл к власти», — отметил американский лидер.

Протокол встречи ещё не был исчерпан, а события и публикации, взбудоражившие полмира, затмили сам долгожданный саммит. Что случилось, спросите?

Господин Трамп, вооружённый перед Хельсинки советами, рекомендациями, а то и требованиями вести себя с российским лидером как можно жёстче, решительно «поставить его на место», повёл себя, по мнению американского политического истеблишмента, совершенно не так, как ожидалось. Непредсказуемый Трамп — это своего рода enfant terrible (несносный ребёнок) в политике. Бывший директор ЦРУ Джон Бреннан на своей странице в Twitter раздражённо заявил, речь главы государства «выходит далеко за пределы серьёзных преступлений и проступков». «Это было не что иное, как предательство. Мало того, что заявления Трампа идиотские, он ещё и у Путина на крючке», — написал Бреннан. Ранее он заявлял, что у России «может быть что-то» на Трампа, а также что Путин мог запугать американского лидера.

Реакция американских СМИ на встречу президентов была не менее, а то и более резкой. Трампа обвинили в том, что он дал слабину перед Путиным и сдал свои позиции. Во многих комментариях за эмоциональным фоном потерялась какая-либо аналитика.

Издание The Washington Post отмечает, что нежелание Трампа прислушиваться к данным разведывательного сообщества стало «триумфом Путина» в Хельсинки. «Встреча подчеркнула глобальное доминирование брутального подхода российского Президента к политике», — говорится в публикации.

Британская The Guardian отмечает: высказывания Президента США, который принял на веру слова Путина о невмешательстве российских спецслужб в американский политический процесс, вызвали «новую огненную бурю» в Вашингтоне. «Критики предполагают, что это беспрецедентно слабое выступление Президента США, — гласит текст. — Оно также подогрело спекуляции насчет того, почему Трамп постоянно отказывается говорить о Путине во время своего пребывания в Белом доме». Со схожим мнением выступил и нелюбимый Президентом США американский телеканал CNN.

Как отмечает The New York Times, «вместо того чтобы защищать США от сил, которые им угрожают, он обрушился на собственных граждан и институты, прославляя при этом лидера враждебной державы».

В уступках российскому Президенту Трампа упрекнула и обозреватель общественно-политического журнала Vanity Fair Эбигейл Трейси. Статья, посвящённая встрече, вышла под названием «Саммит Путин — Трамп закончился ещё до его начала». Трамп назвал встречу «очень хорошим началом для всех». Но уже, похоже, Путин вышел в ней на первое место», — считает она.

Критически оценил саммит актёр и экс-губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер. Он опубликовал в своём Twitter видеообращение, в котором раскритиковал поведение Президента на саммите с российским коллегой. «Президент Трамп, я только что посмотрел вашу пресс-конференцию с Президентом Путиным, и это выглядело постыдно. Вы стояли там, как маленькая раскисшая макаронина, как маленький фанат», — заявил Шварценеггер.

Кстати, ещё до Хельсинки сам Трамп предполагал подобное развитие событий и ожидал обвинений в свой адрес со стороны соотечественников. «К сожалению, как бы удачно я не проявил себя на саммите, даже если бы мне отдали великий город Москва в качестве компенсации за все грехи и зло, совершённые Россией за многие годы, меня всё равно раскритикуют за то, что я был недостаточно хорош и мне должны были выдать ещё и Санкт-Петербург».

Однако не стоит думать, что американского Президента лишь критиковали и оскорбляли. Немало и трезвых, взвешенных оценок самой встречи и её итогов. Например, эксперт-американист Дмитрий Дробницкий так рассматривает прошедшее событие: «Не стоит ждать слишком много от этой встречи уже сейчас. Но президенты, и это было видно, по целому ряду смотрят на вещи сходным образом. Получается, что избиратель Трампа в лице Трампа смотрит на многие события в мире теми же глазами, что и народ России в лице Путина». По его мнению, даже простая констатация этого факта — мощный удар по инфраструктуре вражды. «Вся эта либерал-глобалистская элита всеми силами пыталась предотвратить данную встречу. В течение полутора лет этот саммит откладывали. Они прекрасно понимают, что теперь получит серьёзный импульс проект, альтернативный тому, в котором Москва рассматривалась исключительно как вероятный противник».

Интервью Владимира Путина журналисту Крису Уоллесу с телеканала Fox News мне показалось событием не менее интересным, чем сама встреча президентов и их пресс-конференция. Сама манера ведения беседы Уоллесом ставит в тупик и вызывает поначалу оторопь: неоднократные попытки перебить собеседника (особенно учитывая статус визави) — крайняя степень невоспитанности и пренебрежения журналистской этикой.

Во время интервью Уоллес перечислил все претензии к России противников Дональда Трампа. Вначале журналист попытался выяснить, что имел в виду американский Президент после саммита в Хельсинки, говоря: «Несколько часов тому назад отношения России и США улучшились». Путин напомнил о сотрудничестве спецслужб, благодаря которым удаётся предотвратить теракты по всему миру. Фактически это единственная сфера, в которой Вашингтон и Москва сотрудничают, остальная же совместная деятельность полна противоречий и разногласий. После этого Уоллес, как и любой другой западный журналист, чувствующий себя как рыба в воде, когда речь идёт о конфронтации, перешёл в нападение.

Он повторил распространённый на Западе тезис об «изоляции России» и спросил, помог ли саммит в Хельсинки преодолеть его. «Вы видите, что эти усилия успехом не увенчались. И не могли увенчаться успехом, имея в виду размеры, значение России в мире, в том числе в сфере глобальной безопасности. И в экономике, имея в виду энергетическую составляющую мировой экономики как минимум», — ответил Путин, намекая на рекордный уровень газовых поставок из России в Европейский союз, а также успехи ВКС в Сирии, благодаря которым сирийская армия недавно зачистила южную провинцию Даръа.

После этого Уоллес сразу достал козырную карту и подсунул опубликованный за три дня до саммита документ Минюста США о 12 сотрудниках ГРУ, которые якобы атаковали штаб Демократической партии перед выборами президента. (Кстати, этот список Путин предпочёл не брать в руки, а предложил положить на столик. — И. П.).

На что российский Президент ответил риторическим вопросом: «Вы действительно считаете, что с территории Российской Федерации можно было повлиять на выборы в Соединённых Штатах и повлиять на выбор миллионов американцев?» Но Уоллес тыкал в документ и всё время перебивал Путина, который сначала предложил тому набраться терпения и выслушать, а затем, пробуравив Уоллеса стальным взглядом, прямо заявил: «Если вам не нравится мой ответ, то вы так и скажите. Я просто замолчу».

Самым забавным моментом в этом интервью мне показался диалог о видеоролике, демонстрирующем возможности новых образцов российского вооружения. Не откажу себе в удовольствии процитировать его полностью.

«К. Уоллес: В марте вы представили новое поколение российских ракет, то, что вы назвали непобедимой ракетой, которая может обойти всю нашу противоракетную оборону, и даже показали видеоматериал, который показывал, как эта суперракета летит над США и опускается во Флориде. Там, где есть дом господина Трампа. Это эскалация гонки вооружений и было сделано специально с провокационными целями?

В. Путин: Что касается видеоматериалов, то они не говорят о том, что эта ракета направлена на территорию США. Надо внимательнее смотреть за нашими видеоматериалами. Это первое. Второе. Все наши новые ударные системы направлены…

К. Уоллес: Там было написано «Флорида».

В. Путин: Нет, там не было написано «Флорида». Это неправда. Посмотрите ещё раз и повнимательнее. Там не было написано «Флорида». Там было понятно, что летит на другую сторону шарика.

К. Уоллес: Это можно было увидеть на карте.

В. Путин: Нет, нельзя было видеть на карте. Внимательно посмотрите, внимательно смотрите, а не пугайте своё население угрозами, которых не существует. Да-да, посмотрите внимательно. Хотите, я вам подарю этот ролик?»

Интервью Fox News является квинтэссенцией того недовольства, которое испытывают американские СМИ из-за саммита в Хельсинки. Другой ведущий этого же телеканала Нил Кавуто назвал «отвратительным» поведение Трампа, который вопреки «вмешательству России» не вступил в конфронтацию с Путиным. (Зато вместо главы Белого дома это сделали журналисты. Стало ли от этого лучше рядовому американцу — большой вопрос. — И. П.)

В заключение отмечу, что, как считают многие эксперты, несмотря на позитивные итоги переговоров в Хельсинки, говорить о реальном улучшении отношений между Москвой и Вашингтоном можно будет только спустя несколько месяцев после саммита. Я разделяю эту точку зрения, главный судья тут — время. Должно пройти некоторое время, чтобы увидеть, готовы ли стороны идти друг другу навстречу и сохранять обязательства. Но то, что оба лидера постарались вывести эти отношения из минуса хотя бы в ноль — очевидно…

Ирина ПРОКОФЬЕВА.






Добавить комментарий