Main Menu

Это был день надежды…

Восемь лет минуло со дня кровавых событий, развернувшихся на площади Ала-Тоо 7 апреля 2010 года. Эта скорбная дата разделила биографию страны на две части, на «до» и «после». Конечно, спустя восемь лет мы смотрим немного другим взглядом на те события. Что-то забывается, что-то в суете современных реалий становится уже менее актуальным, какие-то ожидания, витавшие в умах и душах людей в тот момент, не оправдались.

Поэтому так важно было закрепить в сознании не только будущих поколений, но и наших современников память о том важном для истории страны дне. Монумент памяти погибшим 7 апреля 2010 года можно назвать одним из лучших памятников современного Кыргызстана. Его авторы — скульптор С. Ажиев, архитекторы У. Бейшенбиев и Т. Алыкулов. Очень просто и в то же время глубоко символично скульптурная композиция отразила всё, что происходило в стране со времени обретения суверенитета. Мемориал стал прообразом чувств и эмоций, с которыми шли восемь лет назад на смерть под ураганный огонь участники апрельских событий.

Накануне 7 апреля мы побывали в мастерской скульптора Садабека Ажиева и поговорили о том, как создавался монумент. Как рассказал мастер, об объявленном конкурсе он узнал за неделю до окончания сроков подачи проектов. Идея пришла быстро.

— Мыслил я так: в этот день погибли простые граждане, чьи-то отцы, сыновья, мужья. За что они погибли, к чему стремились? Для меня было важно ответить на эти вопросы и передать через скульптурные образы трагедию людей, — поделился воспоминаниями С. Ажиев.

Первоначально скульптором в проекте замысливался куб, из-за которого выходят люди. Но после работы над эскизами куб превратился в плиту, разделённую на чёрное и белое, где тёмную часть пытаются столкнуть восставшие люди. Это решение оказалось очень выигрышным. Многие авторы, представлявшие на конкурс свои проекты, предлагали монумент исполнить в виде надгробия, что не отражало всей сути свершившегося события, а лишь подчёркивало горечь утраты. Поэтому замысел С. Ажиева поддержало всё конкурсное жюри, состоявшее из профессиональных художников и архитекторов.

Впрочем, потом при обсуждении проекта, скульптору ещё предстояло отстаивать свою идею. На проходивших худсоветах мастеру предлагали вместо трёх фигур поставить пять-шесть, чтобы придать эффект массовости, да ещё и положить умирающих, чтобы усилить драматизм. Но автор смог отстоять лаконичность композиции и в то же время сохранить напряжение и драматизм, передав это через фигуры и лица скульптурных изваяний. Ажиев особо настаивал на том, чтобы фигуры восставших отливали в Москве, и именно из бронзы.

— В Бишкеке отливают из латуни кустарным способом, что, конечно же, в итоге не лучшим образом отражается на качестве. Учитывая важность мемориала, необходимость сохранения его художественной ценности, я смог убедить комиссию заказать оливку в Москве, где этим занимаются профессионалы, — рассказал С. Ажиев.

— Спустя время, что-то хотелось бы изменить в этом проекте? — поинтересовался я у скульптора.

— Лучше было бы сделать его крупнее. Но сроки исполнения тогда оказались такими сжатыми, что на большой объект времени не оставалось. В облицовке предполагалось использовать чисто белый камень. К сожалению, исполнитель строительных работ завёз плитку с серым оттенком. И швы чёрной плитки не сделали плотными, как хотелось бы, — посетовал мой собеседник. — К своим проектам всегда отношусь предвзято, иногда смотришь и думаешь, что-то можно было сделать по-другому, видишь какие-то новые возможные варианты.

Признанием талантливости исполнения мемориала памяти жертвам событий 7 апреля 2010 года может служить тот факт, что многие участники Апрельской революции в скульптурных фигурах узнавали себя и благодарили мастера за то, что он запечатлел их. Но это собирательные образы, признаётся скульптор. В этом, пожалуй, и заключается сила искусства: люди, бывшие в тот день на площади, настолько попали под воздействие созданных образов, что отождествляют себя с изображённым. Ведь оно умело передаёт чувства и эмоции, какие они пережили в тот день.

— Чем же для вас лично является день 7 апреля? — спросил я скульптора.

— Это день надежды. День, когда народ поверил, что может изменить жизнь к лучшему своими силами, — поделился мыслями мой собеседник.

Садабек Ажиев — один из интересных скульпторов нашей страны. Он имеет звания народного художника, заслуженного деятеля культуры, лауреат госпремии им. Токтогула. Вот только несколько работ, которые позволяют судить о мастерстве и уровне его таланта. Он один из соавторов монументального комплекса «Ата-Бейит», автор скульптурного изваяния Чингизу Айтматову, что поставлен в столице у здания Агропрома. Он работал над мемориалом памяти жертвам восстания 1916 года и скульптурой Манаса, установленной в исторической части Стамбула.

Работая над такими сложными и важными проектами, как мемориал «Ата-Бейит» или комплекс, посвящённый трагическим событиям Уркуна, мастер пытался избежать официозности, политизированости. Оставаясь верен себе, старался передать трагедию человеческих судеб, вызвать у зрителя живые эмоции, размышления над пережитым историческим опытом.

— Меня всегда привлекала тематика Уркуна, — рассказал С. Ажиев. — В создании идеи этого мемориала требовался разноплановый подход. Ведь тогда погибали не только кыргызы, но и русские крестьяне. Это монумент о трагедии простых людей, которые стали жертвами провокаций, интриг, чужих интересов. Как-то на одном из обсуждений этого проекта Алмазбек Атамбаев хорошо сказал, что в мемориале не должно присутствовать оружия. Мне кажется, это правильно.

Запоминающийся, волнующий образ — висящие стремена на центральной части мемориального комплекса. За них шли большие баталии на художественных советах с этнографами и акынами.

— Мне сказали, почему стремена висят в воздухе, такого никогда не бывает, в юрте их не вешают. Приходилось доказывать, что это художественный образ погибших всадников, это память о них, — говорит С. Ажиев. — Тяжело было отстаивать своё видение. Монументальное искусство символично, необходимо найти собирательный образ, лаконичный и понятный зрителю.

В мастерской С. Ажиева можно увидеть несколько небольших скульптурных изображений Чингиза Айтматова. Создавая памятник великому писателю, что ныне стоит в Бишкеке, Ажиев внимательно перечитывал романы и повести Чингиза Торекуловича, изучал его портреты и фотографии. Старался через произведения и изображения мастера пера осознать, почувствовать его образ, чтобы потом воплотить в бронзе.

— Меня многие критиковали, что в памятнике Айтматов запечатлён молодым, а не таким, каким выглядел в более зрелые годы. Я попытался передать его образ, когда писатель был на пике создания своих самых ярких романов и повестей. В моём сознании он остаётся молодым, современным нам, — рассказал о своей идее скульптор. — Фигура его выбрана тоже не случайно. Я изучал этот момент и узнал, что, выезжая на природу, в горы, Айтматов любил гулять, закинув пиджак за плечо. Поэтому я и запечатлел его таким.

Многие сетовали, что скульптура небольшого размера. Люди думают, раз Айтматов — гений, значит, его памятник должен быть громадным, — продолжил рассказывать С. Ажиев. — Я исходил из того, что изваяние нашего знаменитого романиста и мыслителя не должно подавлять зрителя. Он писатель, а значит, наш собеседник, который говорит со своими читателями на равных. И только поэтому мы верим ему, учимся и познаём мир через его произведения, потому что нет давления. Поэтому его изваяние я создал камерным, чуть выше человеческого роста, чтобы сделать его образ понятным и близким нам.

Идей и творческих планов, по признанию скульптора, у него много. Но не всегда есть возможность воплощать в жизнь задуманное. Скульптура — искусство затратное, специфическое.

— Хотелось бы воспеть человека труда. У меня есть идея памятника учителю. Это изваяние женщины в древних струящихся одеяниях, перед ней развёрнута книга в виде раскрывшихся лепестков, на которых начертаны буквы из различных алфавитов. Скульптура помещается на постаменте с рельефом, на котором изображены люди всех профессий, потому что нас всех учит учитель. Хотелось бы поработать над такими проектами, — рассказал С. Ажиев. — У нас не практикуется установка в городском интерьере малых скульптурных композиций. Заграницей это более развито. Можно применить этот опыт и в нашей стране, это позволило бы воспитывать молодёжь с помощью искусства, помогло бы украсить город, сделать его более привлекательным с точки зрения туризма.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий