Main Menu

Обещанного три года ждут…

Неспроста захотелось начать статью именно с этой шутливой поговорки. Ведь смысл её очень близок к ситуации с поставкой новых троллейбусов и автобусов, которыми мэрия обещает обеспечить Бишкек, избавив нас таким образом от необходимости ехать в переполненных и грязных маршрутках. Именно поэтому владельцы и водители маршруток, чувствуя незаменимость, диктуют нам свои условия. Устроив в начале недели очередную забастовку, они вновь смогли перевернуть на пару дней жизнь жителей и гостей столицы. Так где обещанные троллейбусы и автобусы?

Свет мой, муниципалитет, скажи, да всю правду доложи….

Напомним, в конце прошлого года нашей газете с большим трудом удалось получить от мэрии ответ на вопрос о троллейбусах: «Тендер проведён, связанный с ним процесс затягивает поставку. Но троллейбусы точно поступят и выйдут на линию во втором квартале 2018 года»… И вот уже весна, а закупленный транспорт пока ещё никто не видел…

Как пояснил «СК» замначальника управления городского транспорта мэрии Нурлан Атыканов, новые троллейбусы на самом деле уже доставляются двумя заводами — победителями тендера из России и Беларуси. Только вот частично. Девять — пока только девять. Их выход на линии затягивается опять-таки из-за сроков поставки, предусмотренных тендерным договором. Остальные 43 придут в течение двух месяцев.

На вопрос, хватит ли столице этих 52 троллейбусов, Нурлан Атыканов ответил, что хватит: мол, мэрия не заинтересована в них, тем более что некоторые троллейбусные линии закрыты из-за ремонта дорог. Лучше приобретать автобусы.

К сведению незнающих: горкенеш одобрил выделение из бюджета 382 млн. сомов на закупку 40 автобусов. «До конца года они появятся на дорогах столицы», — уверил Н. Атыканов.

Дальше прозвучала фраза о том, что если позволит бюджет, то в течение пяти лет будут приобретаться десятки автобусов, однако о полном отказе от маршруток не может быть и речи.

Так что без маршруток пока никак! Даже несмотря на ужасающую статистику. За 2017 год в Бишкеке зарегистрировано 2 269 дорожно-транспортных происшествий, из них с участием маршрутных такси — 252 с двумя погибшими, за аналогичный период 2016-го — 136 случаев и восемь погибших.

С чего начался инцидент? Заставили бастовать?

Весенний вирус для нас уже, увы, дело привычное — митинги, забастовки. Так что, услышав о бойкоте маршрутников, никто уже не удивился.

Так чем же были недовольны водители маршрутных такси, на беспредел которых закрывают глаза?

Кстати, о поблажках. Депутаты Жогорку Кенеша, обсуждая очередной случившийся в столице транспортный коллапс на заседании комитета по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству, задали главе ГУОБДД вопрос, правда ли, что водители маршруток ежемесячно собирают по 200 сомов, чтобы в час пик сотрудники ГУОБДД не обращали внимания на нарушения. Тот ответил, что доказывающих фактов нет.

На сей раз водителей микроавтобусов возмутило главным образом внесение изменений в постановление правительства «Об утверждении Правил дорожного движения и Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», согласно чему должно страховаться каждое сиденье.

Маршрутников также возмутило, что их обязывают покупать и носить униформу — синий жилет «низкого» качества за 700 сомов, часто проверяют техническое состояние их машин. Кроме этого, они потребовали разрешения на поворот со второй линии, увеличения тарифов на перевозку, штрафов для пешеходов, создающих аварийные ситуации. ГСМ дорогие и затраты на ремонт большие.

В день забастовки в мэрии заявили, что не пойдут на уступки водителям. «Это провокация какая-то, люди готовы выехать на линии, но кто-то не даёт им работать», — выразил своё мнение вице-мэр Бишкека Геннадий Милицкий.

После этого мэр Албек Ибраимов встретился с руководителями ассоциаций и фирм-перевозчиков. «Представители компаний пообещали провести разъяснительную работу среди водителей касательно страхования и возобновления работы микроавтобусов в ближайшее время», — информировала мэрия.

На сей раз обещания муниципалитета совпали с делом. Маршрутки действительно снова вышли на дороги в 100% количестве. Однако, судя по словам главы автотранспортной компании «Лига» Бешболуша Матисакова, которые приводит на своём сайте Акиpress, власти всё-таки пошли на уступки водителям. «Во-первых, отсрочена страховка: ГУОБДД согласилось пока не штрафовать. Во-вторых полностью, снят вопрос по форме . Выясняется, что изначально никто не заставлял покупать форму. Вопрос о поднятии тарифа мэр обещал рассмотреть после того, как в город прибудут автобусы, — до осени».

Отметим, что в данный момент в Бишкеке имеются 40 фирм, занимающихся перевозкой пассажиров на 120 маршрутных линиях. Ежедневно на улицы города выходят 2 700 маршрутных такси, но большинство из них не застрахованы.

Моя история дня забастовки, или Сами виноваты

Лично меня новость об очередной забастовке маршрутников застала врасплох. Ведь вся жизнь не может быть сосредоточена вокруг работы, и на выходных я оказалась за пределами города — поехала навестить заболевшую маму. И вот, вернувшись в город с огромной багажной сумкой, слышу от таксистов о радостном для них событии: «Сегодня забастовка, вам только с нами, и мы сегодня заряжаем цену».

Куда деваться! Пришлось ехать на такси, найдя не до конца потерявшего совесть водителя. «Слава Богу, до работы добралась, теперь бы и до дома выгодно доехать. А как завтра буду передвигаться, ведь полно встреч», — вертелись мысли в голове. Друзья из Facebook тем временем рассказывали о космических ценах на такси.

Вызвать такси в этот день было нереально. Во-первых, большой спрос, во-вторых, их водители ушли в свободное плавание — ведь так выгоднее. Некоторые сервисы временно увеличили цену на вызов автомобиля. К примеру, служба «Яндекс Такси» набросила 30 сомов.

Выбора не оставалось: ждать автобус. Пусть даже переполненный. Тем более что мы, журналисты, народ небогатый, зарплата наша не позволяет не то что ездить на своей машине, но и на такси.

Я это к тому, что я, как простой житель столицы, вышла на остановку. Долго простояв с тяжёлой сумкой в ожидании своего автобуса, старалась не терять надежды. Ура! Мой 38-й идёт… Но я тут не одна его жду. Влезу ли? Пропуская вперёд из вежливости людей постарше, поняла, что нет! Встав одной ногой на ступеньку, попыталась выйти, да не смогла. Водитель закрыл на мне двери… Руки болели долго. Беседуя на следующий день с Нурланом Атыкановым, пожаловалась ему на беспредел водителя. В ответ услышала равнодушное: сами виноваты, не надо было в переполненный автобус лезть.

Верно, можно же ещё часок простоять, чего там…

«Ладно я, а если бы на моём месте женщина с ребёнком была или бабушка?» — возмущенно доказываю я его неправоту. «Так они бы не поехали на автобусе», — обескуражил чиновник. Сказать мне было больше нечего — оставалось только радоваться тому, что мы все, оказывается, так хорошо живём, что можем ездить не на общественном транспорте, а на дорогом такси.

«Такое бывает, водители иногда спешат. Этот день — исключение, люди сами создавали толкучку, держали двери», — добавил Нурлан Атыканов, пытаясь оправдать водителя.

Настанет ли день, когда по незагруженным дорогам Бишкека будут ходить лишь современные полупустые троллейбусы и автобусы? Или это из области фантастики?

Аида ШИРИНОВА.
Фото автора.






Добавить комментарий