Main Menu

Внешние угрозы и вызовы странам ЕАЭС

Эксперты обсудили вопросы влияния геополитических процессов на развитие Евразийского экономического союза во время телемоста между Бишкеком и Ереваном. В заседании приняли участие члены клуба региональных экспертов «Пикир» и Международной общественной организации гуманитарного развития (Армения).

Задавая тон дискуссии, сопредседатель клуба «Пикир» заслуженный экономист Джумакадыр Акенеев подчеркнул, что в рамках ЕАЭС вопрос внешних угроз приобретает особую актуальность. В частности, это связано с тем, что боевики группировки ИГИЛ, вытесненной из Сирии, вплотную подходят к границам Центральной Азии. По его словам, в Кыргызстане участились попытки экстремистских группировок дестабилизировать ситуацию. «Органы национальной безопасности за последний год смогли предотвратить множество терактов, задержав десятки членов различных террористических группировок. На днях сотрудники ГКНБ снова схватили трёх экстремистов, которые вербовали людей с целью пополнения рядов ИГИЛ. Если сейчас не решить проблему с террористами, это может негативно сказаться на безопасности ЕАЭС», — подчеркнул Джумакадыр Акенеев.

Он также отметил, что за последние годы в Кыргызстане укрепили позиции многие религиозные, в том числе радикальные течения, которые запрещены в России, Казахстане, Узбекистане и других странах. «В республике комфортно и уютно чувствуют себя порядка двадцати религиозных организаций, запрещённых в соседних государствах. Всё это приводит к тому, что сегодня в Кыргызстане мечетей больше, чем школ. По республике много сёл, где есть только одно учебное учреждение и при этом две-три мечети, каждая из которых проповедует своё направление ислама», — добавил эксперт.

Между тем евразийская интеграция как один из ключевых аспектов развития социально-экономической сферы может стать объективным препятствием радикализации общества. Говоря о плюсах вступления Кыргызстана в Евразийский экономический союз, Джумакадыр Акенеев также напомнил, что во многом благодаря ЕАЭС республика наращивает экспорт продукции, имеет доступ к дешёвым нефтепродуктам, поставляемым из России в виде ГСМ и сырья, решает вопросы военного обеспечения и т. д.

Плюсы евразийской интеграции отметили и армянские эксперты. Председатель Международной общественной организации гуманитарного развития Арман Гукасян подчеркнул, что если бы Армения ни вступила в ЕАЭС, то уже потеряла бы один миллиард долларов. Благодаря евразийской интеграции республика не только выходит из экономического кризиса, но и наращивает уровень экономического развития в основном за счёт роста экспорта.

Он также сообщил, что Армения подписала соглашение о сотрудничестве с ЕС. Республика надеется стать мостом между ЕАЭС и Евросоюзом. «Наш парламент рассматривает данное соглашение, в этом году планируется его ратификация. По сути, сотрудничество не должно вызвать противоречий с евразийской интеграцией, тем не менее нужно учесть разные нюансы. В данном аспекте для нас важен опыт Молдавии, которая после подписания соответствующего соглашения с ЕС потеряла российский рынок. В этом плане нам интересна позиция Кыргызстана относительно взаимоотношений с Евросоюзом», — отметил Арман Гукасян.

Говоря о перспективах сотрудничества отдельных стран ЕАЭС с Европой, эксперт по вопросам геополитики Марс Сариев подчеркнул, что Кыргызстан и Армения, будучи не только членами Евразийского экономического союза, но и ключевыми государствами для своих регионов — Центральной Азии и Южного Кавказа, находятся в зоне повышенного интереса со стороны Запада. «Кыргызстан тоже получил преференции ВСП+, которые позволяют экспортировать в Европу большой перечень продукции, производимой в Кыргызстане, более того, преференциями могут воспользоваться и наши соседи — Казахстан и Узбекистан», — сообщил политолог.

Нельзя исключать, что преференции Кыргызстан получил в рамках новой стратегии взаимодействия ЕС со странами Центральной Азии. В рамках этого проекта европейцы активно поддерживают и развивают формат «С5+1», предложенный Вашингтоном для стран Центральной Азии. Очевидно, что посредством продвижения данной инициативы Запад пытается приобрести дополнительный канал «мягкого влияния», нацеленный на то, чтобы выбить регион из сферы влияния России.

Об этом на прошедшей недавно пресс-конференции МИД России говорил и министр иностранных дел Сергей Лавров. Он подчеркнул, что Запад намерен злоупотребить форматом с целью продвижения идей, которые имеют отношение к тому, что ещё при прежних администрациях называли проектом «Большая Центральная Азия», суть которого заключается в том, чтобы развернуть все проекты с участием стран региона на юг без участия Российской Федерации.

Говоря о намерении Запада реанимировать проект «Большая Центральная Азия», Марс Сариев отметил, что, помимо пяти среднеазиатских республик, в будущем европейцы планируют встроить в него Афганистан, СУАР, Монголию, а также Пакистан и Индию. «Купировать эти процессы уже не получится, Армения хочет стать мостом в ЕС, но и страны Центрально-азиатского региона хотят получить доступ к западным рынкам и финансам. Поэтому, на мой взгляд, России необходимо активно включиться в данный процесс исходя из того, что именно она является основным ключевым игроком в евразийской интеграции и сохранении нашего союза. Но для этого Российской Федерации придётся несколько пересмотреть свою внешнюю политику», — подчеркнул эксперт.

Заместитель председателя МООГР (Армения) Цовинар Костанян обратила внимание участников телемоста на то, что сотрудничество Армении с Евросоюзом не ограничится лишь экономическим взаимодействием. «Подписание соглашения с ЕС затрагивает также вопросы социально-гуманитарных аспектов. И если мы примем условия европейцев, то поставим под угрозу свои традиционные национальные ценности. Так, обязательным условием Запада являются принятие закона о семейном насилии, а также внесение в кодекс поправок, предусматривающих уголовное наказание за дискриминацию по отношению к сексуальным меньшинствам», — отметила эксперт. По её словам, данные изменения в законодательство Армении проталкиваются с использованием государственных структур, которые получают для этих целей значительные гранты.

Стоит отметить, что в отношениях с Кыргызстаном ЕС также лоббирует продвижение западных ценностей. При прежнем президенте приняты поправки в Конституцию, согласно которым решения и рекомендации международных организаций не являются обязательными для исполнения в республике. Несмотря на это, международная неправительственная организация Human Rights Watch, аффилированная с правительством США, в менторских тонах призвала нового Президента Сооронбая Жээнбекова «прекратить дискриминацию сексуальных меньшинств, обеспечить исполнение новой редакции закона о домашнем насилии, подтвердить важность гражданского общества и т. д.»

По словам Марса Сариева, попытки внедрения западных ценностей в Кыргызстане закончились провалом по причине того, что они противоречат национальным ценностям и ментальности традиционного кыргызского общества. Между тем он обозначил другую угрозу. «Перед нашим государством и обществом сегодня стоит другая опасность — уход от национальной идентичности в сторону религиозной. Это опасно, поскольку в обществе нет коренных исламских традиций. А это чревато тем, что население принимает не ислам, а радикальную идеологию — исламизм, что может привести к очень опасным последствиям», — подчеркнул Марс Сариев.

В свою очередь эксперт по вопросам государственного управления Шерадил Бактыгулов сделал акцент на информационной безопасности. Он считает, что странам ЕАЭС необходимо усилить пропаганду евразийской интеграции, в противном случае нишу могут занять те, кто выступает против объединения. Он отметил, что с недавних пор в американском бюджете появилась новая статья расходов — «снижение российской пропаганды». «Её в 2014 году президент США Барак Обама настоял включить в бюджет государства. Для этого и создан фонд с бюджетом $120 миллионов. Его задачей является формирование так называемой среды безопасности, то есть в информационной среде, в частности в социальных сетях, ведётся антироссийская и антиевразийская пропаганда, которая в итоге оказывает значительное влияние на общественное сознание. Проект рассчитан в том числе и на страны Центральной Азии», — рассказал Шерадил Бактыгулов.

Ключевой опасностью ЕАЭС является технологичная отсталость стран — участниц союза в сфере образования. По этой причине молодёжь уезжает учиться за границу, что не способствует формированию евразийского мышления в её среде. К такому выводу пришёл политолог Денис Бердаков. «В Армении многие хотят жить и работать в Европе, поэтому молодые люди отправляются учиться в страны Евросоюза. В Кыргызстане в последнее время ориентиром становится Китай, поэтому тысячи ребят мечтают получить высшее образование, а по возможности и остаться работать там. Кыргызстан и Армения слабы технологически, и им нечего противопоставить европейскому или китайскому образованию, нечего предложить нашей молодёжи», — отметил эксперт.

Разворачивая дискуссию в сторону экономического аспекта евразийской интеграции, председатель комитета Торгово-промышленной палаты Кубат Рахимов подчеркнул необходимость обмена опытом и результатами экономической деятельности между Кыргызстаном и Арменией с учётом того, что страны находятся примерно в одинаковых условиях с точки зрения исходных позиций и результатов деятельности в рамках евразийского объединения. «Страны являются аутсайдерами Евразийского экономического союза и главными экспортёрами рабочей силы для России. У нас по сравнению с остальными участниками союза примерно одинаковые показатели уровня производства, роста экономики, экспорта и т. д. В этой связи экспертам, экономистам, чиновникам наших республик необходимо чаще и более системно проводить такие телемосты, которые дают возможность обмениваться мнениями, наработанным опытом», — сказал Кубат Рахимов.

Он отметил и ряд объективных причин, по которым наши государства отстают от остальных участников евразийского объединения. «Тот факт, что Кыргызстан и Армения на сегодня являются самыми слабыми участниками ЕАЭС, свидетельствует лишь о «недоинтеграции» объединения. Это не хорошо и не плохо, а говорит о том, что нам есть к чему стремиться и есть куда углубляться. Прежде всего необходимо формировать единый рынок энергоресурсов, создавать транспортную инфраструктуру, нелишне подумать о политической интеграции и децентрализации управляющих структур ЕАЭС, то есть чтобы столица ЕЭК была кочующей — три года в Бишкеке, три года в Ереване и т. д. Это ускорило бы процессы интеграции», — подчеркнул эксперт.

Продолжая тему, доктор юридических наук руководитель лаборатории политико-правовых исследований Кайрат Осмоналиев отметил, что Кыргызстан и Армения, будучи небольшими государствами, тоже имеют козыри. «Понятно, что у стран исходные условия были значительно слабее, чем у крупных игроков Евразийского союза, которые, имея более устойчивые и развитые экономики, стремятся играть по своим правилам. Но у нас тоже есть преимущество — наше геополитическое значение, обусловленное географическим положением, что даёт нам основание рассчитывать на паритет, который, например, в ситуации на кыргызско-казахской границе не был соблюден. Зато это показало, что крупные игроки должны более филигранно подходить к взаимоотношениям в рамках объединения», — отметил эксперт.

Сабыр КОЕНКОЗОВ.






Добавить комментарий