Main Menu

«Смешная» профессия, или Дед Мороз должен быть крепким

Кадырбек Таджиев, один из известных клоунов нашей страны, народный артист республики, работал вместе на одном манеже со знаменитым Юрием Никулиным, учился у него в цирке на Цветном бульваре. О «смешной» профессии клоуна и о качествах, какими должен обладать настоящий Дед Мороз, мы поговорили с мастером цирковой арены.

Самый запомнившийся Новый год, по словам К. Таджиева, случился в его жизни в 1966 году, когда отечественный цирк отправился с гастролями по городам Сибири: Челябинску, Томску, Новосибирску, дальше ждали Владивосток, Хабаровск. График выступлений достаточно плотный, в день давали по четыре представления, настолько был большой интерес к нашему коллективу. И как-то после очередного выступления К. Таджиева и его партнёров по арене пригласили в гости новые знакомые. Поехали в деревню, где ждали натопленная баня, угощение с сибирскими пельмешками, хрустящими солёными огурчиками и другими соленьями, маринованные грибочки. Ну как не выпить под такую закуску. В общем, молодые артисты так увлеклись, что и забыли, что на следующий день их ждёт зритель. Только утром спохватились. Пока выбрались из древни, пока приехали в город, добрались до здания цирка, времени оставалось всё меньше и меньше. Когда вбежали в гримёрные, до выхода оставалось пять минут.

— Надо было только видеть, с какой поспешностью мы переодевались, как накладывали грим. Так что, когда выскочили на залитую огнями арену, увидели полный зрительный зал и тысячи глаз, устремлённых на нас, вмиг растерялись. Из головы вылетели все реплики, клоунады. Застыли и стоим. Чтобы выйти из такой нелепой ситуации, начали здороваться со зрителями, общаться, входить в роли. Но те мгновения, то напряжение, когда каждая лишняя секунда казалась бесценной, — всё это осталось в душе на всю жизнь, — вспоминает со смехом К. Таджиев.

А вообще, за долгую карьеру у героя этого материала немало случалось нелепых, смешных и забавных историй:

— Играли мы с партнёрами номер, в нём клоуны, парадируя борцов, с шутками выходили на арену и начинали бороться. И вот один из нас, в комической форме демонстрируя бицепсы и борцовскую мощь, скидывает халат, чтобы перейти к «схватке», и в этот момент весь зал замирает, а потом раздаётся оглушительный хохот. Не смогли от смеха удержаться и мы. Торопясь на манеж, наш коллега забыл надеть яркие шорты и предстал перед зрителем в плавках, — разводит руками К. Таджиев.

Как рассказал мой собеседник, новогодние праздники у цирковых артистов связаны с работой. Представления начинаются с 25 декабря и длятся до середины января. Если есть возможность, то жонглёры, эквилибристы и гимнасты с удовольствием принимают участие в выступлениях. А если в наш цирк в это время приезжают гастрольные труппы, тогда отечественным циркачам приходится участвовать в корпоративах, выступают на ёлках, выезжают к детям на дом. Но, как правило, артисты бывают в праздничные дни востребованы.

— Я люблю Новый год за его позитивный настрой, за то, что все в это время так ждут чуда, — делится мыслями Кадырбек Мукашевич. — У нас в семье уже стало традицией, я переодеваюсь в клоунский костюм и обхожу соседей — а это примерно тринадцать домов, поздравляю всех, развлекаю детей. Благодаря этому все малыши в округе, где я живу, называют меня Клоун-ата, а взрослые — Клоун-байке, — рассказал народный артист.

Из разговора с профессиональным циркачом, отдавшим профессии не один десяток лет, я сделал вывод: образы Деда Мороза и клоуна при явных различиях чем-то очень схожи.

— И в той и другой роли нужно уметь найти подход к детям да и ко взрослым тоже. Ведь последние порой приходу сказочного героя в дом радуются так же искренне, как детвора. И тут важно выдержать гостеприимство взрослых. Именно поэтому работать Дедом Морозом нелегко: наливают по традиции сто граммов, уговаривают выпить, и не всегда уже остаются силы в каждом доме отказываться, вступать в споры по этому поводу. В итоге неумелого Деда Мороза в конце работы несут домой на руках. Поэтому важно сохранять трезвость разума и профессионализм, — полушутя-полусерьёзно заметил К. Таджиев.

— Чтобы оставаться в профессии клоуна, нужно иметь детское восприятие и взгляд на мир, это помогает понимать нашего основного зрителя — малышей. — Мне по паспорту 70, а в душе семь лет, — смеётся народный артист. — Очень люблю шутить и разыгрывать. Иду по улице и вроде на столб налетел и начинаю качаться, вроде хочу упасть. Подбегают молодые ребята, девушки, подхватывают. Начинают суетиться, негодовать, как же можно столб не увидеть. А потом узнают меня, понимают, что всё шутка, начинают смеяться. Или как-то еду на машине, вижу трёх девушек на тротуаре: стоят, кричат, ругаются. Я остановил машину, вышел. Говорю: «Девочки, не злитесь. Жизнь прекрасна, улыбайтесь друг другу, любите тех, кто окружает вас». Они сначала опешили, а потом действительно начали улыбаться, забыв ссору.

При этом сам народный артист очень доверчив и не обижается, когда разыгрывают его.

— Первого апреля с утра звонок. Молодой женский голос: «Кадырбек Мукашевич, вы совсем забыли?» Я удивился: «Что забыл?» — «У нас же встреча назначена на площади». И я не сообразил сразу, что к чему, поехал. Сорок пять минут простоял у флагштока! Не дождался, вернулся на работу. Оказалось, коллеги разыграли, — рассказал К. Таджиев.

А ещё он большой пропагандист циркового искусства и клоунады. Своими силами уже два раза провёл в Кыргызстане международные фестивали клоунов. Весной этого года планирует организовать третью такую встречу. Сейчас Кадырбек Мукашевич ищет для этого средства, и, если все сложится удачно, в Бишкек приедут его коллеги из стран бывшего Союза: Казахстана, Молдовы, Украины, России. Несмотря на границы и споры политиков, лицедеи продолжают дружить, ведь их шутки и юмор направлены на то, чтобы объединять людей, нести радость и хорошее настроение. А ещё фестиваль позволит обменяться опытом, увидеть и показать свои трюки и номера, перенять что-то новое, чтобы профессия могла развиваться.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.






Добавить комментарий