Main Menu

Стратегия-2040: реалии и перспективы

Кайрат ОСМОНАЛИЕВ

Стратегия устойчивого развития 2018-2040 — следующий этап своего рода «дорожной карты» Кыргызстана, и задачи, намеченные в ней, являются логическим продолжением и основанием целей предыдущей стратегии. Проект этого документа вынесен на общественное обсуждение и создал широкий диапазон мнений. В условиях последовательно развивающейся демократии и тенденции к плюрализму мнений это позволяет утверждать, что стратегии гарантирован разносторонний анализ профессионалов. Наш собеседник — заслуженный юрист Кыргызской Республики, доктор юридических наук, профессор Кайрат Медербекович ОСМОНАЛИЕВ — предлагает вниманию читателей свою точку зрения на перспективы и проблемы Стратегии 2018-2040.


— В настоящее время идёт активное обсуждение проекта стратегии до 2040 года. Предыдущая национальная Стратегия устойчивого развития Кыргызстана (НСУР) на 2013-2017 годы практически реализована, но не по всем параметрам, в частности, кое-что не удалось завершить или даже начать в сфере экономики. Её временной диапазон — пять лет как наиболее реальный срок для того, чтобы заложить основы реформ для поступательной, целенаправленной работы в дальнейшем. Кроме того, цели, поставленные в стратегии до 2017 года, несмотря на мнимую невозможность их полной реализации, охватили широкий спектр деятельности государства и возвели прочный фундамент последующих преобразований, значительно облегчив выполнение тезисов Стратегии 2018-2040 во всех без исключения сферах.

Объективно анализируя результаты претворения в жизнь Стратегии-2017, замечу, что не все задачи, поставленные в предыдущей стратегии, выполнены, поэтому продолжение их реализации намечено в Стратегии-2040.

К сожалению, не удалось начать строительство железной дороги из Китая через Кыргызстан в Узбекистан и далее, в то время как Казахстан проложил несколько железнодорожных коридоров, реализовав таким образом своеобразный новый Шёлковый путь в Европу. Однако вслед за Алмазбеком Атамбаевым и нынешний Президент Сооронбай Жээнбеков уверен, что предпосылки и экономические обоснования для полноценного включения нашей страны в этот крупный региональный проект Экономического пояса Шёлкового пути как стратегического направления есть, выполнение этого масштабного проекта достижимо, и рассматривает строительство этой трассы в числе приоритетных задач.

Хочу отметить те цели, которые можно считать достигнутыми. Это, во-первых, грандиозное дорожное строительство. Построены заново и реконструированы трассы республиканского, без преувеличения — стратегического значения. Преобразилась и столица: число отремонтированных и проложенных вновь городских улиц — и центральных, и удалённых от центра — за последние несколько лет превысило количество тех, что подверглись реконструкции за годы суверенности Кыргызстана.

Во-вторых, вселяют надежду и весомые шаги в выполнении крайне необходимого и беспрецедентного в плане безопасности граждан проекта «Безопасный город». К сожалению, чего-то не удалось сделать и не в той форме, как предполагалось первоначально, но опора для успешной реализации и завершения, несомненно, уже выстроена.

Следует отметить, что можно считать практически выполненными в полной мере задачи по реформе избирательного процесса, заложенные в НСУР 2013-2017. Последние парламентские выборы, референдум и выборы президента показали, что в стране сформировались основы чистых, справедливых и открытых выборов, соответствующие самым последним передовым международным стандартам.

Пожалуй, основной задачей государства для беспрепятственного роста и дальнейшего развития Кыргызстана является непримиримая борьба с коррупцией. Эта язва пронизала практически все сферы, и стремление изжить её встречает активное сопротивление коррумпированных чиновников самых разных ветвей и уровней. Однако как позитив следует отметить, что работа в рамках предыдущей стратегии всё же дала положительные результаты.

Первоначально многие чиновники с сомнением и недоверием отнеслись к началу борьбы с разросшимися ветвями коррупции. Процесс её искоренения начинался с трудом, встречая серьёзное противодействие, так как социально-экономические условия в стране таковы, что существует благоприятная почва для разрастания этого явления. Основным условием для создания барьеров против коррупции, на мой взгляд, является максимальное сокращение человеческого фактора в госорганах при оказании госуслуг. То есть государственная политика в части повсеместной цифровизации, главной из составных частей которой является программа «Таза Коом», непосредственно направлена именно на минимизацию и снижение риска возникновения коррупции. Уже сейчас у граждан имеется возможность с помощью цифровых технологий подать заявление в загс, получить паспорт, уплатить налоги, использовать цифровую подпись при оформлении различных документов и ведении бизнеса, только не все знают о таких широких возможностях. Но, как член рабочей группы, уже сейчас я отмечаю положительную динамику в этом направлении и уверен, что перелом в сознании большинства уже совершился и реализация задач в этом направлении в рамках Стратегии-2040 продолжится более конструктивно, что принесёт свои плоды.

Кроме того, в ближайшей перспективе расширение бескоррупционного цифрового пространства — это и электронное правительство, и выгодное, транспарентное ведение бизнеса, и значительный рост иностранных и внутренних инвестиций в самые разные отрасли экономики страны. Это, без сомнения, поднимет инвестиционную привлекательность Кыргызстана, откроет его миру, поэтому программа «Таза Коом», безусловно, является сердцевиной всей стратегии развития государства и будет таковой и в обозримом будущем. В стратегии заложены значительные базисные параметры для роста Кыргызстана не только в экономическом, но и во внешнеполитическом векторе.

Я не слишком оптимистично расцениваю распространённую теорию экономических рывков (кстати, я не сторонник этого термина — «рывок»), это, скорее, результат кропотливой и целенаправленной работы всех структур власти, но, если будут реализованы предыдущие элементы — создание гражданской идентичности, борьба с коррупцией и другие — внешнеэкономический подъём неизбежен. Рост ВВП и сейчас есть, пусть небольшой (около 3% в год), но достаточно стабильный.

В рамках стратегии рассматривается формирование принципа гражданской идентичности — кыргыз жараны, идеологически созвучного общеизвестному в своё время моральному кодексу строителя коммунизма. Социальное развитие диктует неуклонно приблизиться к принципу «элине кызмат» — «служу народу» — неповоротливой системе государственного управления следует диаметрально противоположно изменить методы управления, в этом случае госорганы, как и положено, станут служить народу, а не наоборот.

Стратегия трактует основу социального развития как единый комплекс следующих элементов — созидательная внешняя политика, рост благосостояния народа, непрерывное развитие культуры, религиозное многообразие, безопасность, в том числе внутренняя, экономическая, информационная, военная, экологическая. И только при согласованной работе всех отмеченных элементов можно безоговорочно ожидать синергетический эффект, и только тогда можно говорить о значительном экономическом движении вперёд не единственно в количественном измерении, но и в качественной категории. Следовательно, стремление увидеть Кыргызстан в числе пятидесяти развитых стран мира с уровнем доходов населения выше среднего станет реальным.

Красной нитью стратегии является следующая идея — существующая система государственного и политического управления изжила себя и несомненно будет трансформироваться. Налицо вопиющая ущербность партийной системы: партии превратились в акционерные общества, созданные с целью дележа портфелей, получения доступа к власти и ресурсам. Парламент будет более активным в общественной жизни, но снизится его порой чрезмерное влияние на исполнительные органы. Сейчас до 70% документов, поступающих в правительство, составляют только поручения парламента, который в идеале должен заниматься законодательной практикой, формированием политики — внутренней и внешней. Правительство предполагается наделить более широкими полномочиями, тогда и президент постепенно избавится от дублирующих функций. Все эти идеи и заложены в проекте стратегии.

Отдельного обсуждения заслуживает и существующая судебно-правовая система. Следует отметить, что в последние несколько лет почти в пять раз увеличено финансирование судебных органов, их сотрудники получают высокую заработную плату. Но практика отбора судей не выдерживает никакой критики: на должности порой назначаются не профессионалы, не честные, порядочные юристы, а те, у кого есть связи, кто лоялен к власти на грани беспринципности. В сложившемся положении дел классический вопрос «А судьи кто?» далеко не праздный, так как система, ныне практикующая подобный отбор, порочна сама по себе.

И здесь тоже необходимо отметить неоспоримые преимущества активного внедрения программы «Таза Коом». Сейчас материалы судебных заседаний часто закрыты для ознакомления, повсеместно нарушаются предусмотренные процессуальным законодательством сроки. В подобной ситуации радикальное решение вопроса и действенный метод борьбы с коррупцией и бюрократией — цифровое правосудие с онлайн-трансляцией. И не менее остро стоящий вопрос, практически не решённый до сих пор в судебно-правовой системе, — кадровый.

Значительное место в проекте стратегии уделено вопросам безопасности — как внутренней, так и внешней. Отмечая возросшую боеготовность армии и пограничной службы Кыргызстана, их способность обеспечить незыблемость границ и отразить вероятные внешние угрозы, в том числе экстремистского и террористического характера, приходится констатировать, что безопасность граждан внутри государства оставляет желать лучшего. Причиной тому стала, по моему мнению, провальная местами реформа правоохранительных органов. Ряд рокировок руководящих сотрудников и переименование подразделений в этой сфере не способствуют их должному функционированию. Общественная безопасность означает обеспечение верховенства закона, чувства защищённости каждого члена общества от противоправных посягательств. В этой части тезисы стратегии считают необходимым провести техническую модернизацию системы, усовершенствовав методы работы, тем самым повысив индекс доверия к правоохранительным органам в обществе.

В современных условиях граждане находятся не только под угрозой их физическому здоровью. Стратегия предполагает решительные меры в обеспечении иных видов безопасности: информационной, культурной, религиозной, энергетической, экономической, кибербезопасности.

Таким образом, констатируя, что проект стратегии требует доработки в отдельных её аспектах, я считаю, что основной курс государства достаточно прозрачен, решающие цели в документе обозначены ясно и большинство из них вполне достижимы при условии активной и системной работы по претворению стратегии в жизнь.

Сергей СИДОРОВ.






Добавить комментарий