Main Menu

Уроки великой личности

Мы зачитываемся биографиями великих людей планеты, цитируем их, приводим в пример их деятельность. Между тем ХХ век даровал и нам, кыргызам, величайших патриотов — сынов нашего народа, жизнь которых достойна глубокой памяти и изучения всеми настоящими и будущими поколениями соотечественников.

Разве драматическая судьба заместителя председателя ЦИК Туркестанской АССР, председателя Особой комиссии по делам беженцев — участников восстания 1916 года Торокула Джанузакова, первым поднявшего вопрос о суверенитете народов Туркестана, достойна менее внимания историков и общественности, чем слава кубинского революционера Че Гевары. Их судьбы схожи и столь же героические, столько и трагические. Разве не пример для всех госдеятелей работа первого председателя Совнаркома молодой Кыргызской Республики Юсупа Абдрахманова, блистательной личности, отдавшего свою жизнь делу служения своему народу.

А разве партийная и государственная деятельность великого сына кыргызской земли Искаха Раззакова не достойна внимания, нежели память и юбилейные торжества по поводу других руководителей республики, писателей и поэтов, неизвестных доселе баатыров. Ведь Исхак Раззаков никак не сопоставим с ними по мощи своей личности, по вкладу в развитие Кыргызстана. Я далёк от мысли противопоставлять их. И это выглядело бы даже несправедливо по отношению к этой ярчайшей личности. Ведь Исхак Раззаков, как вершина, пик, гордо выделяется среди других высот кыргызского Ала-Тоо. Он наша общенациональная гордость во веки веков. Это ему за его труды, кипучую и созидательную деятельность во имя нашего народа и даже только за то, что рождён на кыргызской земле, следует поставить памятник в центре столицы республики. Кыргызскую Республику Исхак Раззаков возглавлял 16 лет — пять лет правительство, а затем 11 лет являлся первым секретарем ЦК КП Киргизии. И дело даже не в количестве этих лет, существовали руководители, которые за большие сроки могли разделить кыргызов на южных и северных, создать культ чиновничьего почитания и карьеризма, атмосферу интриг, а народ приобщить к коррупции и воровству, семейственности и клановости. Негативные последствия их деятельности, как мины замедленного действия, сказываются до сих пор. За последние десятилетия коррупция и мздоимство, строго преследуемые в годы, когда республикой руководил Исхак Раззаков, прочно вошли в плоть и кровь нашего народа и стали бичом нации. И если ведётся с ними борьба, то избирательно и компанейски. А многие коррупционеры сами восседают во властных структурах и стремятся даже стать президентами.

Исхак Раззаков и вопросы культуры

Исхак Раззаков был человеком высочайшей культуры. Он блестяще говорил не только на кыргызском, но и на узбекском и таджикском языках. Сказалось то, что он воспитывался в тад-жикском городе Ленинабаде и многие годы трудился в Узбекистане. А знаете, что он в Узбекистане работал секретарем ЦК по идеологии! То есть курировал просвещение и науку, культуру и искусство, вопросы развития узбекского языка. Это вам говорит о чём-то? Он один из лидеров в партийной организации крупнейшей в Средней Азии республики. Пользовался огромным авторитетом в Узбекистане, о чём свидетельствуют воспоминания выдающихся госдеятелей и учёных этой страны.

Что же касается знания Исхаком Раззаковым русских культуры и языка, только один факт говорит об этом — он зачитывался произведениями А. Чехова. Книги великого писателя, по воспоминаниям дочери Раззакова Эльмиры, постоянно стояли на прикроватной тумбочке в спальне отца. А на письменном столе — портрет А. Чехова. Известно, что Исхак Раззаков — автор переводов отдельных произведений А. Чехова на узбекский язык. Среди других любимых писателей — Иван Бунин. В годы учёбы в Москве Исхак Раззаков активно участвовал в диспутах, посвящённых произведениям В. Маяковского и С. Есенина. Многие стихи Сергея Есенина он знал наизусть и читал их своим детям. Исхак Раззаков призывал приобщать детей к чтению. Он считал, что книги — это лучший подарок. Сам нередко посещал букинистический магазин у гостиницы «Националь». По словам Эльмиры, отец отличался какой-то особой тягой к старым книгам. По оставшейся детдомовской привычке Исхак Раззаков, будучи на пенсии, бережно занимался переплётом старых книг из своей библиотеки.

Обладал он и огромным творческим потенциалом, являлся тонким знатоком литературы. Как отмечал выдающийся кыргызский писатель Тугельбай Сыдыкбеков, если бы Раззаков не стал партийным деятелем, то из него, несомненно, получился бы большой писатель в силу его одарённости и всестороннего таланта.

Характеризуя Исхака Раззакова, Т. Сыдыкбеков отмечает его мудрость, проницательность, наблюдательность, тонкий юмор. Он заранее предугадывал мысли собеседника. На одном из пленумов Союза писателей поэт Толон Шамшиев прочёл свои стихи «Как вернулся Толон из Берлина». Исхак Раззаков с улыбкой заметил: «Сообщили бы, что возвращаетесь, а мы встретили бы!» Зал наполнился смехом.

Исхак Раззаков и вопросы образования

Нетрудно представить тяготы послевоенного периода в стране. Однако, несмотря на это, Исхак Раззаков уделял особое внимание вопросам образования. За его плечами осталась работа министром просвещения Узбекской ССР, поэтому систему образования он знал весьма компетентно. Из-за материальных трудностей многие юноши и девушки, окончившие школы в сельской местности, не могли продолжать учёбу в городе. Сказывалось и незнание русского языка. В то время обучение в профессиональных учебных заведениях велось преимущественно на русском языке. В связи с этим по инициативе Исхака Раззакова в кыргызских школах начали активное изучение русского языка, что способствовало значительному сокращению оттока сельской молодёжи из учебных заведений.

Назначая в 1952 году Кадыркула Качыкеева постоянным представителем Киргизской ССР в Москве, Исхак Раззаков напутствовал его проявлять особую заботу о студентах. До этого он добился в ЦК КПСС увеличения квот в вузах Москвы и Ленинграда для кыргызской молодёжи. Абитуриенты, пожелавшие учиться в этих городах, сдавали экзамены во Фрунзе, а затем зачислялись в столичные учебные заведения. Так, в 1953 году количество кыргызских студентов в центре достигало полуторы тысячи человек. Это стало большим достижением. Для оказания материальной помощи студентам представительству Киргизской ССР в Москве выделялись по отдельной статье финансы.

В это же время большое внимание уделялось подготовке специалистов на месте. Исхак Раззаков стоял у истоков открытия 30 августа 1951 года Кыргызского государственного университета. Затем появились ещё восемь высших учебных заведения. Впервые в рес-публиках Средней Азии во Фрунзе открыли политехнический институт, куда приезжали учиться ребята и из соседних республик.

В 1954 году кыргызский филиал Академии наук СССР преобразовали в Академию наук республики. Исхак Раззакович детально вникал в её работу, вплоть до тематики диссертаций. Требовал от учёных практической отдачи от исследований.

Экономика в 1950-е годы получила ускоренное развитие. Достижения её оказались впечатляющи. Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1957 году республику впервые наградили орденом Ленина. Значительно вырос её бюджет. В этих условиях ЦК КП и Совет Министров Киргизской ССР приняли постановление №379/57 от 17 сентября 1957 года «Об обеспечении бесплатным горячим завтраком учащихся школ республики». Его реализация началась с 1 октября того же года. Впоследствии эту инициативу Исхака Раззаковича также ему инкриминировали в числе других обвинений.

Особой заботой первого секретаря ЦК КП Киргизии Исхака Раззакова оставалось развитие кыргызского языка. Поскольку в столице республики не действовала ни одна кыргызская школа, он поручил её открыть, а для приезжих учащихся создать интернат.  е время в школах с русским языком обучения ввели отдельный предмет — кыргызский язык. В 1959 году состоялся пленум ЦК КП Киргизии, посвящённый вопросам идеологии. В своём докладе Исхак Раззаков большое внимание уделил развитию кыргызского языка. На этом пленуме он с большим удовлетворением привёл в пример таких руководящих работников, как Н. Костюк, Н. Прошенков, С. Фильшин, П. Ходос, отлично говоривших на кыргызском языке.

К слову, заметим, на днях в своём радиоинтервью советник Президента России по вопросам культуры Михаил Швыдкой отметил важность владения в постсоветских республиках языком титульной нации всеми гражданами этих стран. К сожалению, эти положительные начинания последующий руководитель республики печально свернул, а Исхака Раззакова обвинили в национализме.

У истоков индустриального развития

Исхак Раззаков строил не дворцы и парадные объекты, а заводы и фабрики, гиганты гидроэнергетики, дороги и уникальные ирригационные объекты, служащие экономике страны до настоящего времени. В 1955 году он лично заложил первый камень в основание Уч-Курганской ГЭС. При нём запланировали строительство Папанского, Торт-Кульского, Кировского водохранилищ, и прокладка дороги Фрунзе — Ош, возведение уникального туннеля на перевале Туя-Ашуу с привлечением московских метростроевцев. Заслуга Исхака Раззакова — возобновление строительства Большого Чуйского канала и Орто-Токойского водохранилища. Ранее работы здесь приостановили из-за нехватки средств. Это при Исхаке Раззакове начались строительство в Кыргызстане автосборочного завода, камвольно-суконного комбината, реконструкция машиностроительного завода имени В. Ленина, заводов физических приборов, сельскохозяйственного машиностроения и многих других предприятий лёгкой и пищевой промышленности. Невиданными темпами развивалось сельское хозяйство. Стояла задача полной электрификации городов и сёл. Активно возводилось жильё, массово — школы и детсады, больницы и объекты культуры. Исхак Раззаков лично контролировал строительство красивейшего здания столицы — Театра оперы и балета, вникал в его художественное оформление. Темпы роста промышленности производства в республике в 1956-1960 годы ежегодно составляли 10%, национального дохода — 6,3%.

Интенсивное развитие экономики Кыргызстана в эти годы стало возможным благодаря огромному организаторскому таланту его лидера Исхака Раззакова. В условиях социалистической системы важное значение имел богатейший опыт крупного плановика, которым он обладал. Ведь выпускник знаменитой московской Плехановки Исхак Раззакович долгое время возглавлял Госплан такой крупной республики, как Узбекская ССР.

Выдающийся трибун

По воспоминаниям современников, Исхак Раззаков имел привычку в год      два-три раза объезжать все области республики. Общение с простыми людьми, тружениками городов и сёл придавало ему сил. Он знакомился с состоянием дел на местах, советовался с народом, выявлял слабые стороны, определял перспективы новых начинаний. При этом его сопровождал узкий круг лиц, а не внушающая свита.

Народный поэт Суюнбай Эралиев вспоминает, когда они, заслышав, что где-то выступит Исхак Раззакович, специально шли, чтобы услышать его речь. Он был выдающимся оратором, трибуном. Его выступления отличала глубокая логика, они, как молния, сражали людей, отличались яркостью. Зал замирал настолько, что не было слышно мухи.

Мудростью, умением завлечь аудиторию, ораторским искусством Исхака Раззакова восхищался и выдающийся казахский писатель Мухтар Ауэзов. «Дорогие мои братья-кыргызы, вы счастливый народ, что у вас такой вождь, будьте же достойны его», — говорил Мухтар-ага.

На слуху у народа известный экспромт Исхака Раззакова, прозвучавший на одном из съездов или сессии. Когда первый секретарь ЦК КПСС Н. Хрущёв спросил у Раззакова, сколько зерна даст республика, тот ответил: «Вместе с братским казахским народом мы дадим стране 1 миллиард 250 тысяч пудов зерна!» Зал взорвался от хохота и оживления! Заулыбался и руководитель КПСС. Фактически республика производила 250 тысяч пудов, а Исхак Раззакович для придания масштабности объёмов производства присоединил и казахские цифры. Ораторский эксклюзив стал ошеломляющим, и его зафиксировали в стенографических отчётах.

Спустя годы хочется спросить: мог ли позволить такое другой лидер Кыргызстана? Тот же Т. Усубалиев или А. Акаев, или кто другой. Они читали заготовленные тексты своих аппаратчиков, не отрываясь от бумаги, монотонно и столь же занудно. По рассказам ветерана партии, работавшего в аппарате ЦК, свои речи Исхак Раззаков готовил сам, а, к примеру, для Т. Усубалиева доклады готовили в отделах за месяц вперёд, а затем отдавали на окончательную проверку секретарю ЦК П. Наумову. Доходило до анекдотических случаев, когда, устав от двухчасовых таких речей, люди покидали зал, а им не выдавали одежду в раздевалке из-за указания и на этот счёт.

Слёзы Исхака Раззакова

Как и многие великие люди, Исхак Раззаков относился к легко ранимым людям. Будучи жизнелюбом, он уважал других людей, радовался их успехам, помогал нуждающимся чем мог. Исхак Раззакович был чрезвычайно добрым человеком, и это качество ценил в других. Разумеется, он не мог терпеть зло, нечестность, несправедливость. Не только по отношению к другим, но и к себе. Сохранились воспоминания его шофёра о том, как после пленума ЦК, когда его сняли с работы, Исхак Раззакович поехал на горку Байтика и, обняв землю, плакал, плакал и прощался с кыргызской землёй, горько вопрошал: «В чём моя вина, моя земля, мой народ, в чём я виноват перед тобой?» Это стало вопиющей несправедливостью по отношению к великому сыну, неповторимой личности.

Исхак Раззакович не мог принять той несправедливости, которую представители ЦК КПСС и карьеристы — чиновники, холуи власти на месте — совершили над ним. А об этой встрече с Исхаком Раззаковым в своих воспоминаниях бывший министр сельского хозяйства республики Мукаш Умуралиев пишет: «В ноябре 1974 года в Москве отмечали 50-летие Кыргызской Республики. Среди приглашенных не оказалось Исхака Раззакова. Я обратился по этому поводу к постоянному представителю Кыргызстана в Москве Сабирдину Турсунову. Он сказал, что таково решение руководства республики. После торжеств я посетил Исхака Раззакова в его московской квартире. Долго беседовали. Исхак Раззакович сказал, что месяц назад в Москве также отмечали 50-летие образования Узбекской ССР. Там он стал почётным гостем и его наградили Почётной грамотой республики. Говорил он это с печалью и негодовал, когда же это мы, кыргызы, избавимся от завистничества». Мукаш Умуралиев говорит, что тогда впервые увидел слёзы на глазах Исхака Раззаковича.

Память истории и историки

Правда истории когда-нибудь восторжествует. Несмотря на потуги недоброжелателей и завистников, память о великом сыне кыргызского народа Исхаке Раззакове постепенно восстанавливается. Но не так стремительно, массово, как полагается по достоинству этого колосса кыргызской истории. Сказываются ещё влияние деятелей эпохи застоя, их единомышленников и учеников, а также, что греха таить-то, и проявление местничества.

В этом ряду особое место принадлежит очковтирателям истории, которые в угоду властей предержащих стремились всячески очернить или, по крайней мере, умалить роль и значение деятельности общепризнанного вождя кыргызского народа Исхака Раззакова. Вот что по этому поводу с негодованием пишет ветеран партии известный государственный деятель Кадыркул Качкеев: «В книге «Очерки истории Коммунистической партии Киргизии» отмечается, что Исхак Раззаков, Казы Дикамбаев были освобождены от должностей за серьёзные упущения в работе». Хотя фактически на следующий же день после известного пленума ЦК КП Киргизии в газете «Правда» вышла информация об освобождении в связи с переводом на другую работу».

Авторы данных «Очерков» могли, допустим, по поводу этой неточности сослаться на тогдашнего первого секретаря ЦК Турдакуна Усубалиева. А вот на кого же кивнут авторы трёхтомной «Истории Кыргызстана», изданной Национальной академией наук, где фамилия И. Раззакова упоминается согласно алфавитному указателю всего три раза. Тогда как деятельность последующего руководителя ЦК Т. Усубалиева описывается подробно, вплоть до перечисления количества проведенных им съездов и пленумов.

Более чем странно, что в этом трёхтомнике узбекский джадид Махмудходжа Бекбуди упоминается 9 раз, экс-президент Аскар Акаев — 32 раза, кыргызский оппозиционер Омурбек Текебаев — 8, Курманбек Бакиев — 12. Где, спрашивается, историческая и научно-объективная справедливость? Неужто такая великая личность, как Исхак Раззаков, и его вклад в историю Кыргызстана недотягивают до уровня указанных выше деятелей? И такие ошибки допущены в академическом издании! Кто же виноват?

Кемелбек КОЖОМКУЛОВ, историк.
Окончание следует.






Добавить комментарий