Main Menu

ЧТО ХОЧУ, ТО ВОРОЧУ

Почти четыре месяца назад экс-юрист Дипломатической академии МИДа КР Таштанбек Джанузаков обнародовал факты злоупотребления ректором этого учебного заведения Жумагулом Сааданбековым должностным положением, созданных при его попустительстве коррупционных схем, незаконной выдачи дипломов. Заявления, сделанные на пресс-конференции перед журналистами отечественных и зарубежных СМИ, должны были заинтересовать правоохранительные органы, особенно Антикоррупционную службу, ведь речь шла не о мелкой сошке, однако бывший партократ оказался для них недосягаем.


Напомним, в чем обвиняют Сааданбекова в коллективе Дипакадемии. Согласно требованиям ст. 378 Трудового кодекса, должности ректоров в государственных вузах замещаются лицами не старше 65 лет с возможностью продления работы до достижения 70 лет. К моменту назначения Сааданбеков  уже достиг предельного возрастного порога. На протяжении 2010-2011 гг. Генеральная прокуратура неоднократно вносила представления в МИД об отмене приказа о назначении Сааданбекова ректором Дипакадемии с требованием уволить с должности. Поскольку они не исполнялись, надзорный орган обратился в Межрайонный суд Бишкека.
8 сентября 2011 г. суд удовлетворил заявление Генеральной прокуратуры,  признав приказ МИДа о назначении Сааданбекова ректором Дипакадемии недействительным и не соответствующим закону. Решение суда вступило в законную силу. Тогда он, используя телефонное право и былые связи, вынудил министра иностранных дел подписать ходатайство, а министра образования и науки — представление о назначении его ректором Дипакадемии. Так появилось  распоряжение премьер-министра от 24 сентября 2011 г., противоречащее трудовому законодательству. Хотя на тот момент этим лицам были известны куда более серьезные факты, которые не позволяли им использовать Сааданбекова в данной должности.
Например, скандал вокруг «распила» миллиона долларов, полученного от канадской компании «Кумтор», когда в отношении Сааданбекова было возбуждено уголовное дело. Он избежал заслуженного наказания, отправившись за рубеж в качестве посла.  Или  декабрьская (2011 г.) поездка Сааданбекова в Лондон за счет Дипакадемии для получения персонального значка «Имя в науке». Личный вояж он оформил как служебную командировку, которая обошлась бюджету почти в 150 тысяч сомов.
Собираясь в поездку, Сааданбеков убедил министра иностранных дел в том, что Лондон якобы оценил заслуги  Дипакадемии и представил к награде, которую необходимо получить и привезти в страну. На самом деле никаких наград, оценивающих непосредственно деятельность МИДа КР, он не привез. Естественно, деньги в кассу Дипакадемии не возвратил.
Т. Джанузаков обратился в МВД с заявлением о проведении расследования по этим двум фактам  и принятии соответствующих мер в отношении лиц, виновных в растрате финансов. Заявление переадресовали в Бишкекское управление финансовой полиции. Там материалы после проверки  направили в Службу финансовой полиции для организации следствия.
А далее стали происходить интересные вещи. Финпол сообщил заявителю, что материалы из следственного отдела забрала Генпрокуратура. С тех пор об их судьбе ничего не известно. Но до заявителя дошли слухи, что в это дело сотрудники надзорного органа вмешались по указанию своих руководителей, чтобы скрыть злоупотребления Сааданбекова и увести его от ответственности. Это значит, что заявитель получит отписку о том, что озвученные им факты не нашли своего подтверждения.
Опасения Т. Джанузакова вполне реальны, ведь даже факт выдачи дипломов лицам, которые работают за рубежом и даже не приезжали в Кыргызстан для сдачи госэкзаменов, не впечатлил ни МВД, ни прокуратуру. Документально подтверждена выдача липовых дипломов трем «выпускникам». Это только те, о которых стало известно непосредственно экс-юристу. А сколько таких дипломов реально выдано людям, которые даже не числились слушателями Дипакадемии?
Как вообще стала возможной выдача дипломов лицам, которые не сдавали экзамены государственной аттестационной комиссии? В свое время Сааданбеков продвинул заведующую общим отделом Н. Наматбекову (землячку) на должность исполняющей обязанности проректора по учебной работе и включил ее в состав ГАК. В итоге этот орган умудрился выписать дипломы об окончании Дипакадемии трем выпускникам, которые работают за рубежом и в Кыргызстане на момент экзаменов не находились. Руководство дипломными работами двух из этих трех выпускников осуществляла протеже ректора -нелегитимный проректор Наматбекова.
Окончательно уверовав в свою непотопляемость и безнаказанность, 73-летний Сааданбеков создал на работе атмосферу, не соответствующую духу и профилю академии:  здесь царят интриги, фаворитизм, принцип «что хочу, то ворочу». Без согласования с руководством МИДа незаконно ввел штатные единицы для своих знакомых, преимущественно земляков. Например,  бывший проректор КРСУ Т. Кененсариев получил не предусмотренную официально утвержденной структурой  должность проректора по оргвопросам.
Разуверившись в исправлении ситуации, ряд ведущих профессоров покинул академию. На подходе Кайрат Осмоналиев — профессор, доктор юридических наук, отличник образования, проректор по учебной работе Дипломатической академии МИДа Кыргызской Республики. На эту должность он назначен приказом министра образования в сентябре 2010 г. и является единственным легитимным руководителем учебного заведения.
Именно этого молодого, перспективного зама возненавидел ректор. Ну как стерпеть рядом с собой человека, чье образование вызывает в профессорско-преподавательской среде доверие и уважение?!
Осмоналиев с отличием окончил в 1994 году Омскую высшую школу милиции МВД Российской Федерации. В 1997 году, после окончания очной адъюнктуры Академии управления МВД Российской Федерации (Москва), защитил кандидатскую диссертацию. Там же в 2005-м защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора юридических наук.
Более того, является компетентным специалистом, ученым-юристом, признанным за пределами нашей страны. В 2004 г. работал в качестве исследователя в Центре изучения Великого Шелкового пути университета Упсала (Швеция). Дважды его приглашали международным консультантом Управления ООН по наркотикам и преступности (2005, 2010), с ноября 2008-го по май 2010 года работал заместителем руководителя, ключевым экспертом проекта ЕС «Поддержка реформы судебной системы в Кыргызской Республике».
Имеет опыт работы в сфере международных отношений: с апреля 2000-го по июнь 2003 года являлся начальником отдела анализа, прогнозирования и международного сотрудничества Государственной комиссии при правительстве Кыргызской Республики по контролю наркотиков. За вклад в укрепление антинаркотикового международного сотрудничества отмечен дипломом Комиссии Европейского союза по борьбе с наркотиками.
Без отрыва от основной работы более 10 лет занимается научно-педагогической деятельностью, в 2003-2006 годах являлся руководителем программы «Юриспруденция» Центра магистратуры и аспирантуры КНУ им. Ж. Баласагына. С 2002 г. в должности профессора преподает на факультете международных отношений Института интеграции международных образовательных программ КНУ им. Ж. Баласагына. В 2007-2008 годах возглавлял кафедру административного права Академии МВД КР.
По проблемам борьбы с наркотизмом, организованной преступностью и коррупцией им опубликовано более 100 научных трудов, большая часть которых внедрена в учебный процесс и правоприменительную практику. Осмоналиев избран председателем общественного наблюдательного совета при ГКНБ, является членом научно-консультативного совета при Верховном суде КР, членом правления Ассоциации юристов Кыргызстана. Награжден медалями Министерства внутренних дел КР.
Так что Сааданбекову есть за что преследовать Осмоналиева. Ведь сам он получил звание профессора от послушного Совета Дипакадемии, используя административный ресурс. А материалы, которые  направил в ВАК, ему возвратили без рассмотрения как не соответствующие требованиям, предъявляемым к ученым званиям. Так что нынешний ректор Дипакадемии не имеет даже ученого звания доцента.
Это обстоятельство — простая человеческая зависть по отношению к молодому и перспективному заместителю — заставляет Сааданбекова на пустом месте преследовать проректора. Злоупотребляя служебным положением, в феврале 2012 г. наложил на Осмоналиева дисциплинарное взыскание, тогда как это право принадлежит министру образования. Для чего ему все это нужно? Чтобы избавиться от профессионала, который посмел иметь собственные мнение и позицию, открыто заявил о несогласии с методами руководства ректора.
Об этих и других вопиющих фактах коллектив Дипакадемии сообщил Президенту, премьер-министру, профильному комитету Жогорку Кенеша, правоохранительным органам в надежде, что на место престарелого ректора, который перепутал служебный кабинет с собственной квартирой, позволяет себе вести прием сотрудников и посетителей в халате и тапочках, будет назначен достойный руководитель.

Айрин ТЕМИР.

 






Добавить комментарий