Main Menu

ЕАЭС — это не только экономика, но и идеология и безопасность

Цель - единая экономика ЕАЭС

В 2017 году Кыргызстан стал очередным председателем в Евразийском экономическом союзе, организуя мероприятия на всех уровнях. В Бишкеке в течение минувших девяти месяцев принимали президентов, глав правительств, вице-премьеров стран ЕАЭС, бизнес-круги участвовали в заседании Делового совета ЕАЭС. Проведен целый ряд международных форумов, конференций и телемостов, нацеленных на углубление взаимодействия между участниками евразийской интеграции.

Реальные итоги председательствования Кыргызстана в ЕАЭС обсудили чиновники, депутаты, региональные и международные эксперты в ходе международной конференции, прошедшей на минувшей неделе в кыргызской столице. Говорили они и о новых векторах развития евразийской интеграции в сферах экономики и безопасности.

Организаторами форума выступили клуб региональных экспертов КР «Пикир», фонд «Евразийцы — новая волна» при поддержке аппаратов Президента КР, правительства, парламента страны. Партнером форума стала Международная ассоциация ветеранов спецподразделения антитеррора «Альфа» в КР.

В начале форума его модератор, а по совместительству известный политолог, сопредседатель клуба региональных экспертов Игорь Шестаков отметил, что выдвижение Кыргызстана на первые роли в управлении процессами в странах ЕАЭС в текущем году совпало с окончанием срока президентства Алмазбека Атамбаева:

Лидер нашего государства многое сделал для того, чтобы Кыргызстан не просто на формальном уровне вошел в это экономическое объединение, но и стал полноценным участником евразийской интеграции.

И. Шестаков напомнил, что по инициативе главы Кыргызстана работа в сфере евразийских интеграционных процессов осуществляется на основе четырех основных принципов: свободы передвижения товаров, услуг, финансов и трудовых ресурсов, благодаря чему за последний год в рамках

ЕАЭС приняты важные решения в экономике, в частности в агропромышленном секторе, энергетике, вопросах таможенного взаимодействия, торговле. «Сегодня можно говорить о том, что Кыргызстан демонстрирует уверенный выход своих производителей на рынки союза и значительный рост экспорта продукции в страны ЕАЭС. Об этом свидетельствуют обнародованные осенью свежие статданные, которые демонстрируют положительную динамику. А это один из основных итогов нашего участия в интеграционном союзе, поскольку главными целями вступления называли реанимацию промпроизводства, сельского хозяйства, а также создание конкурентоспособной продукции. Кыргызстан пока не добился в этом особо больших успехов, но бизнес-сообщество нашей страны использует для этого свой растущий потенциал. В рамках председательствования Кыргызстана в органах ЕАЭС в 2017 году госорганы, бизнес и экспертное сообщество участием в ряде важных дискуссий способствовали углублению евразийской интеграции — в экономике, культурно-гуманитарном векторе, в обеспечении безопасности. Сняты барьеры во взаимной торговле, подписан Таможенный кодекс, обеспечено льготное пребывание трудовых мигрантов», — отметил эксперт.

Депутат ЖК КР Ирина Карамушкина, напомнив о перспективах и возможностях экономики Кыргызстана, подчеркнула, что эти перспективы должны быть защищены со стороны государства. Опасные тенденции нарастают, в том числе с возвращением на родину граждан — участников военных конфликтов в зоне сирийского и иных конфликтов. «Боевики получают террористический опыт и возвращаются домой, представляя собой огромную опасность дестабилизации ситуации внутри наших стран. Открытой войны не будет, но изнутри подорвать ситуацию могут. Это уже происходит. Сегодня идет информационная война (и довольно-таки успешно) со стороны радикальных групп.

Например, в социальных сетях активно проводит информационную войну группа «Кыргызстан против Таможенного союза», фактически против ЕАЭС. Из социальных сетей она вышла на улицу. Дай им оружие, и они начнут войну. Отряды боевиков — это граждане наших республик. Вербовка направлена на трудовых мигрантов. Более того, есть примеры, когда преподаватели вузов ведут агитацию против ЕАЭС. Экономика экономикой, но не стоит закрывать глаза и на эти угрозы. Поэтому ключевым вопросом функционирования ЕАЭС должна стать безопасность. Если мы сейчас не обратим на это внимание, то в дальнейшем наши экономические достижения исчезнут и придется обсуждать иные моменты. Возможно, нужно восстановить агентурные сети и связи, которые были утрачены с распадом СССР», — считает депутат.

Первый вице-премьер кыргызского кабмина Толкунбек Абдыгулов напомнил, что основными задачами в рамках председательства в органах ЕАЭС в 2017 году Кыргызстан считает углубление экономической интеграции и снятие барьеров во взаимной торговле. Среди приоритетов: активизация инвестиционной политики; подписание договора о пенсионном обеспечении трудящихся и членов их семей; принятие стратегии формирования цифрового пространства; промышленное сотрудничество; либерализация рынка услуг; координация транспортной политики. На повестке дня — разработка концепции формирования общего финансового рынка.

По итогам первого полугодия 2017-го уровень инфляции в странах ЕАЭС составил 3,5-3,7%, а в Кыргызстане — 2,8%. По словам Т. Абдыгулова, «отмечено восстановление экономического роста во всех странах ЕАЭС, заметные результаты демонстрирует торговля. Наблюдается тенденция выравнивания уровня экономического развития между государствами — членами союза, несмотря на различие в масштабах экономик».

Кыргызстан продвигает один из ключевых в ЕАЭС вопросов — создание цифрового пространства. Разработан и принят план единой информационной системы ЕАЭС на 2017-2018 годы, в котором определены процессы формирования единого цифрового пространства.

Ожидается, что минимум 11% от ожидаемого совокупного роста ВВП стран ЕАЭС к 2025 году будет обеспечивать реализация цифровых проектов и инициатив. Если страны союза не обеспечат синхронизацию своих усилий по реализации цифровой повестки, ее вклад в рост ВВП будет вдвое ниже,

— подчеркнул правительственный чиновник.

В 2018 году вступит в силу Договор о пенсионном обеспечении трудящихся стран ЕАЭС. Граждане Кыргызстана получат возможность формировать, сохранять и реализовывать пенсионные права, приобретенные ими во время работы в странах ЕАЭС. Документ предусматривает решение вопроса экспорта пенсий и учету стажа работы, полученному в другом государстве ЕАЭС, отметил вице-премьер.

«Евразийское экономическое пространство охватывает сейчас новые торгово-инвестиционные маршруты, формирующие глобальную экономическую архитектуру с новыми финансовыми и торговыми центрами, среди которых должен быть и ЕАЭС. Это наша ключевая цель. Открывает новые перспективы для работы с большим Азиатско-Тихоокеанским регионом, насчитывающим более 600 миллионов жителей, соглашение о создании зоны свободной торговли с Вьетнамом. Реализация этого соглашения позволит к 2020 году увеличить товарооборот между странами ЕАЭС и Вьетнамом до $8-10 млрд. (сейчас — $4 млрд.). Изучается возможность создания зон свободной торговли с Ираном, Индией, Сербией, Египтом, Индонезией, Израилем, Сингапуром», — напомнил Т. Абдыгулов.

В планах Евразийского союза — и соглашение о расширении торгово-экономического сотрудничества с КНР. Оно охватит таможенное и отраслевое сотрудничество, электронную торговлю, техническое регулирование, конкурентную политику, защиту интеллектуальной собственности. Планируется не просто сформулировать торговые правила на уровне ВТО, но и заложить основу для применения наиболее современных, прогрессивных стандартов торгового регулирования.

Для Кыргызстана это соглашение выгодно — оно позволит расширить отраслевое сотрудничество в рамках совместных проектов, обеспечит прозрачность механизмов внешнеторговой деятельности, поможет развитию электронной торговли и совместному решению возникающих проблем,

— сообщил вице-премьер.

Депутат ЖК КР Евгения Строкова говорила о минусах в нынешнем развитии и необходимости их преодоления. «При множестве плюсов, которые несет Евразийский союз, мы пока не преодолели ряд минусов, в частности, до сих пор не решены вопросы и проблемы в части ветеринарного контроля на границе с Казахстаном. Пока мы не научились пользоваться техническими регламентами ЕАЭС, наш товар не вполне соответствует международным стандартам», — отметила она.

Также депутат считает, что рост денежных переводов кыргызских граждан — трудовых мигрантов, увеличившийся на 18%, свидетельствует о слабом внутреннем рынке труда в стране. Она вновь говорила о необходимости развивать производство в стране, что впоследствии должно привести к росту занятости трудовых ресурсов и снижению уровня трудовой миграции. «Кыргызстан не должен быть поставщиком рабочей силы в другие страны», — считает Е. Строкова.

Кроме того, она подвергла критике работу Кыргызско-Российского фонда развития, отметив, что о возможностях кредитования через этот источник все еще мало знают жители регионов Кыргызстана.

Нурсулу Ахметова, заведующая отделом финансово-экономического анализа и мониторинга развития аппарата Президента КР, сделала экскурс в недавнее прошлое и напомнила, что предшествовало присоединению Кыргызстана к ЕАЭС: «Это было продиктовано экономической необходимостью. Существовало несколько причин для этого шага: наличие опасности потери экономических связей; наличие большого количества трудовых мигрантов, работающих в России. Сейчас Кыргызстану необходимо заменить реэкспортную модель экономики на производственную — у нас есть отрасли, имеющие потенциал для создания региональных производственных цепочек — кластеров. Поэтому поддержка агросектора выступает одним из приоритетов».

Н. Ахметова напомнила и о важности развития энергетического рынка, транзитной транспортной политики, создания общего финансового рынка. «Законодательство КР достаточно конкурентное. При наличии политической стабильности Кыргызстан имеет большой потенциал для привлечения инвесторов и создания совместных предприятий, деятельность которых будет направлена на сопряжение проектов ЕАЭС и «Один пояс — один путь», поскольку КНР является нашим стратегическим партнером», — считает она.

Экс-вице-премьер Олег Панкратов напомнил, что результаты в странах ЕАЭС могли оказаться выше, но экономический кризис затронул всех:

Позже ситуация улучшилась и некоторые проблемы были сняты. Но это не означает, что бизнес ничего не должен делать. Необходимо проявлять активность. В соседних странах бизнес также нацелен на захват новых ниш, а государства должны создавать благоприятные условия.

Чиновник также напомнил, что за последний год в результате работы по инвентаризации барьеров и ограничений, существующих на внутреннем рынке, удалось идентифицировать более 100 барьеров, сформировав так называемую белую книгу, в которой страны-участницы подтвердили наличие 60 барьеров и определили порядок действий для их снятия.

О. Панкратов напомнил, что сейчас активно обсуждается вопрос перехода к единому энергетическому рынку ЕАЭС. Следующий шаг — создание биржевых площадок для торговли электроэнергией. Практически уже определены две площадки, что позволит Кыргызстану решать периодически возникающие проблемы с электроэнергией.

В случае перепроизводства электроэнергии у нас не возникнет проблем ее экспорта, товар будет реализован на бирже по рыночной цене. В случае дефицита не надо будет искать производителя и покупать электроэнергию по завышенной цене, мы выйдем на свободный рынок и закупим ее по минимальной рыночной цене, сформированной на основе баланса спроса и предложения,

— сказал экс-вице-премьер.

Позицию шеф-редактора журнала «Однако» (Россия) Семена Уралова стоит привести без сокращений. «Базовый принцип политэкономии — страны юга кормят северные страны, а те в ответ обеспечивают безопасность и ресурс, однако он мало работает в ситуации с Кыргызстаном. Рынки России, на которых Кыргызстан может закрепиться: продовольствие (молочные продукты, овощи, фрукты, мясо, соки); готовая одежда (швейные изделия); алкоголь (водка, коньяк). Для Кыргызстана главная задача — не поиск инвесторов, а превращение в экспортно ориентированное государство. К примеру, темпы прироста импорта коньяка в России за 2016-2017 годы составили 133%. Замороженные продукты поставляются из Беларуси, Сербии и Китая. Из Кыргызстана — нет.

Кыргызстан поставил в Россию молочную продукцию на $4,2 млн., а Германия, не входящая в состав ЕАЭС, в два раза больше. Беларусь (10 млн. граждан) поставила молочной продукции на $488,8 млн. С Кыргызстаном (6 млн. населения) она на равных условиях. Это примеры только по одной товарной позиции, которые демонстрируют неиспользованный потенциал Кыргызстана и тех людей, которые задействованы в сфере услуг.

Если провести анализ по всем товарным группам, то выясняется: Кыргызстану есть что предложить членам союза. Республика должна ориентироваться на Урал, Сибирь и Север, а не нацеливаться только на Москву. Именно в этих регионах не хватает продовольствия, готовой одежды и алкоголя.

Интересны для северных регионов России поставки замороженных овощей и фруктов в силу климатических особенностей. На севере не хватает соков. Особое внимание необходимо уделить поставкам меда, орехов и конины. Например, в Норильске килограмм картофеля стоит $10. Кроме того, в России идет процесс модернизации армии, поэтому появляется потребность в спец-

одежде. Кыргызстан может участвовать в государственных закупках. Не стоит бояться и высококачественного копирования, чем успешно занимаются китайские предприниматели. Очевидно, что Узбекистан не войдет в ЕАЭС, но произведенную в республике продукцию можно поставлять через Кыргызстан. Казахстан уже претендует на эту роль. Тот, кто первым освоит нишу, получит огромную прибыль. Учитывая визиты нового Президента РУз, налаживание контактов, Кыргызстану сделать это несложно. Особое внимание вам необходимо уделять созданию брендов своих товаров для российского рынка и развивать перерабатывающую промышленность, иначе страна так и останется аграрно-сырьевым придатком. Необходимо переориентировать работу посольств и консульств на продвижение национального товара (примером может служить работа посольства Республики Беларуси по продвижению БелАЗов). А госорганам необходимо проводить работу по созданию государственных корпораций, поскольку частникам намного сложнее решать вопросы продвижения выпускаемого товара», — вполне обоснованно дает рекомендации российский эксперт. (А разве обо всем вышеперечисленном не говорилось у нас многократно и раньше?!)

Токон Мамытов, председатель Ассамблеи народа Кыргызстана, экс-глава Госпогранслужбы КР, напомнил: «Нельзя забывать высказывание Хиллари Клинтон: «Мы не позволим на постсоветском пространстве развиваться интеграционным процессам». ЕАЭС — проект глобального масштаба. У него, как и у проектов «Один пояс — один путь», БРИКС, ШОС, всегда есть и будут противники. На каждый такой проект создают новые альтернативные проекты для их торможения и надо быть к ним готовыми».

Главный в недавнем прошлом пограничник напомнил: надо брать пример с китайцев: «Они всегда связывают свои проекты с вопросами безопасности. Без стабильности ни один проект не будет развиваться. Поэтому и ЕАЭС надо рассматривать как глобальный проект, требующий особого внимания к вопросам обеспечения безопасности в целях обеспечения стабильности».

Начальник департамента трудовой миграции Госслужбы миграции при ПКР Улан Шамшиев сообщил, что Госслужба миграции, МИД и Минэкономики КР предлагают внести изменения в договор о ЕАЭС. Согласно действующей норме, после расторжения договора трудовой мигрант может находиться в стране пребывания 15 дней, в течение которых либо должен найти новую работу и заключить следующий труддоговор, либо покинуть страну. Как показывает практика, этот срок довольно мал для поиска нового места работы. Для формализации процедур требуется более долгий срок, поэтому Кыргызстан предлагает увеличить его до 30 дней.

Председатель комитета Торгово-промышленной палаты КР Кубат Рахимов считает, что в СМИ очень слабо освещается ход интеграционных процессов в странах ЕАЭС: «К примеру, недавний запуск полностью восстановленного магистрального газопровода Бухарский газоносный район — Ташкент — Бишкек — Алматы (I и II очереди) средства массовой информации отразили как двусторонний проект Кыргызстана и российского «Газпрома», хотя практически это евразийский проект. Он позволяет перевести алматинскую ТЭЦ-2 на газ, автоматически решаются вопросы экологии. Это яркий пример евразийской интеграции. Нам алматинцы еще спасибо скажут, что мы им экологию улучшаем».

Также чиновник считает, что имеющиеся препоны в экспорте являются неким стимулом для развития отраслей: «Можно эмоционально относиться к вопросам о ветеринарном контроле со стороны Казахстана, но в результате это «встряхнуло» нашу отрасль и заставило кыргызский бизнес более ответственно подходить к этому делу».

К. Рахимов уверен: в целях повышения эффективности интеграционных процессов необходимо сделать столицу ЕАЭС «кочующей» по очереди:

Это позволит теснее и интенсивнее, а значит, и оперативнее взаимодействовать специалистам и госорганам (национального и межстранового масштаба), ответственным за интеграционные процессы. Кроме того, надо «цифровизировать» наши международные конференции, проводить их в онлайн-формате посредством интернет-связи.

Джумакадыр Акенеев, доктор экономических наук, заслуженный экономист КР, сопредседатель клуба региональных экспертов КР «Пикир», отметил результативность председательства Кыргызстана в ЕАЭС в этом году: «Удалось решить множество вопросов в пользу Кыргызстана. Например, вступление в силу единого Таможенного кодекса с 1 июня 2017 года по предложению Кыргызстана перенесено на 1 января 2018-го. По ряду позиций льготы по техрегламентам для КР также продлены до той же даты, то есть мы получили отсрочку в полгода. Немаловажно, что некоторые заседания проходили не только в столице, но и на Иссык-Куле, что позволило нам продемонстрировать высшему руководству ЕАЭС большой потенциал Кыргызстана в сфере туризма».

Юрий Погиба, президент Международной ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа» КР полковник ГКНБ в отставке, говорил о необходимости формирования идеологии союза стран ЕАЭС, особенно для молодежи: «На современном этапе нет комплексного подхода. Участие в сирийском конфликте граждан ЕАЭС свидетельствует об отсутствии идеологической работы со стороны наших госорганов. В Кыргызстане, например, функционируют образовательные учреждения, учредителями которых являются зарубежные организации (Оксфордская, Кембриджская школы, турецкие школы и вузы и т. п.), они являются инструментами идеологической обработки подрастающего поколения. Почему бы не создать евразийскую школу как центр формирования человека с евразийским сознанием? Без правильной идеологической работы у страны не будет человеческого ресурса».

Марс Сариев, кыргызский эксперт, считает: «Разница евразийства и западных основ заключается в методологии подхода к формированию нравственных устоев. Мы живем в парадигме нравственных критериев. Англо-саксонская парадигма характеризуется их отсутствием, что позволяет им находиться в выигрышной позиции. Опасность для ЕАЭС, как и Центральной Азии в целом, заключается в ресурсном подходе. Любой ресурс можно использовать как в качестве положительного, так и в качестве негативного. Если мы упустим молодежь, не будем с ней системно работать, то она будет массово уходить в религию, «в мечети» из-за идеологического вакуума».

А россиянин Александр Евграфов (Москва) говорил о важности обеспечения информационной безопасности в странах ЕАЭС: «Ввиду того что общество на современном этапе становится все более цифровым, вопрос обеспечения информационной безопасности становится во главу угла. Необходима четкая информированность о том, что происходит на евразийском пространстве, в обществе, государстве, деятельности государственных и общественных органов, задействованных и ответственных за интеграционные процессы. Иначе это становится поводом для создания фейковых сайтов, вбрасывающих в информационное пространство негатив. Следовательно, информационная работа должна быть централизованной, охватывать и центр, и все регионы без исключения».

Участники конференции приняли рекомендации правительству. Среди них — акценты на рост переработки сырья, в частности аграрного; наращивание объемов экспорта в северные регионы России; решение вопроса (совместно МИД и ТПП КР) открытия и развития домов торговли отечественного товара на территории стран ЕАЭС. Опять же в ряду рекомендаций стоит и вопрос создания и продвижения кыргызских брендовых товарных позиций. А бизнес-среда совместно с ТПП должна проводить системную работу для аккумулирования и реализации бизнес-предложений по продвижению кыргызстанских товаров на рынки стран ЕАЭС.

Подготовила Елена МЕШКОВА по материалам конференции.






Добавить комментарий