Main Menu

Бизнес с протянутой рукой. Помощь правительства

Рассчитывать на новые государственные субсидии, увы, пока могут лишь предприятия, производящие экспортную продукцию. В первую очередь обрабатывающая, легкая и пищевая промышленность, а также переработчики сельхозпродукции. Кабмин подготовил специальную программу помощи производителям, ведь мы вступили в Евразийский экономический союз, требования к качеству товаров стали жестче. Экспортно ориентированным компаниям приходится приобретать сертификаты соответствия, иметь на руках разрешительные документы, санитарные справки о безопасности для здоровья покупателей перевозимой через границу продукции. Эти дополнительные затраты ложатся на плечи бизнесменов, они включают их в отпускную стоимость своих товаров, проигрывая конкурентам.

Каждый знает: только наращивая экспорт, можно поднять экономику. Но, учитывая страх властей перед народным гневом, а также вечно дефицитный бюджет, мы в течение двух десятилетий предпочтение в распределении денежных средств отдавали социальному блоку. Защищенные статьи народной казны — это, конечно, всегда свято, кто бы спорил. Но прежде чем делить, надо создать резерв, чтобы было откуда черпать денежки. Даже у самых мощных государств мира (США, ряд европейских стран и т. д.) никогда не хватает средств, чтобы удовлетворить растущие запросы населения.

Интенсивное расширение производств, создание прибавочной стоимости — то есть капиталистический путь, на который ступила наша страна, позволит нам пополнять так называемый бюджет развития, благодаря которому правительство будет иметь возможность вкладывать все больше денег в реализацию инфраструктурных проектов, поддерживать начинающих предпринимателей, фермеров, государственные финансовые институты, регионы.

По сравнению с соседними странами, а также с нашими партнерами по ЕАЭС, государственная поддержка бизнеса в нашей республике ничтожна мала, хотя и увеличивается с каждым годом. Сегодня она составляет 3% от ВВП. А в Казахстане, к примеру, только на субсидирование сельхозпроизводителей ежегодно выделяют 8%, в России — 5%, Беларуси — 12% внутреннего валового продукта. Конечно, у наших партнеров по ЕАЭС совсем другие экономики. В Кыргызстане нет нефтедолларов, мы больше надеемся на интеллект, продаем за рубеж IT-технологии, у нас талантливая молодежь. Пускать огромные средства на поддержку деловых людей мы просто не можем.

Однако правительство помогает бизнесменам по-другому. К примеру, оплачивает банкам часть процентных ставок по кредитам. Государственная фискальная политика с самого начала обретения страной независимости носила либеральный характер, нацелена была на децентрализацию. Это значит, что мы поэтапно отменяем ряд налогов, снижаем административное давление на бизнес, устраняем преграды его росту, создаем «райские» условия инвесторам. А к агропромышленному комплексу у правительства вообще особое отношение.

В 2016 г. повысили регистрационный порог по НДС 4 млн. сомов до 8 млн. сомов в год. Экспортеры перестали платить налог с продаж и поставок вне территории Кыргызстана.

До 1 сентября 2018 года сохранены льготы (налог на прибыль) для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Для инвесторов установили 10-летний стабилизационный режим, в течение которого нельзя менять условия деятельности, ухудшать «правила игры» на рынке.

Представители малых и средних производств перешли с ежемесячной налоговой отчетности на ежеквартальную. Строительному бизнесу позволили работать по налоговому контракту — это когда обязуешься уплачивать фиксированную сумму с каждого квадратного метра жилой площади и тебя не беспокоят проверяющие.

Запущенную в республике программу льготного кредитования фермеров дехкане и животноводы считают неэффективной. Коммерческие банки выдают крестьянам займы, проценты субсидируются из бюджета, становятся доступными. Но сельскохозяйственное производство увеличивается черепашьими шагами, жизнь на селе не становится краше. Причина в том, что подешевевшие банковские деньги (несколько миллионов сомов) попадают начинающим фермерам, а у них карликовые участки, а производственные затраты — высокие.

Известный бич нашей страны — мелкотоварность. Решить эту проблему, которая давно «с бородой», намеревается новый состав кабинета министров, заявивший о реализации правительственной программы «Жаны доор-кырк кадам», нацеленной на оперативность и эффективность начатых в республике реформ. Члены кабмина предлагают выдавать льготные кредиты тем, кто обязуется укрупнить свое хозяйство, объединиться или скооперироваться с товарищами по цеху. К тому же торговать с необъятной Россией или соседним Казахстаном можно только при наличии контрактов с их оптовыми или розничными сетями.

ЕСЛИ ПОСТРОИШЬ ЗАВОД…

Экономику регионов в правительстве собираются поднимать не только через города, определенные как «точки роста», но и стимулируя активность бизнесменов. Так, если в сельской местности предприниматель рискнет взять на себя хлопоты и расходы по строительству завода, фабрики или перерабатывающего комбината с созданием новых рабочих мест, то его освободят от уплаты всех налогов (кроме, разумеется, подоходного и обязательных отчислений в Соцфонд).

«Налоговыми каникулами» можно будет пользоваться до пяти лет с правом их дальнейшего продления. Правда, не все населенные пункты попадут в этот список, а только те, где производства вообще нет. А таких сел у нас предо-статочно, вспомним, что львиная доля айыл окмоту дотируется из бюджета.

Помощь бизнесменам в нашем горном краю почти никогда не оказывали напрямую из бюджета; обычно это делалось через субсидирование процентных ставок по банковским кредитам, создание различных фондов, бесплатное консультирование специалистов, приобретение в лизинг сельхозтехники, фандрайзинг и т. д. В этом списке главным звеном, пожалуй, является Государственный гарантийный фонд, он базовый, так как у сельских бизнесменов не хватает ликвидного залога для получения бюджетных ссуд.

За него ручается государство: гарантии не превышают 50% объема основного обязательства кредитополучателя. Кредит можно оформить и под залог складских расписок, а в качестве инвестора вашего бизнеса может выступить правительственный Фонд развития предпринимательства. Тем самым пропагандируется и внедряется в сознание кыргызстанцев мысль необходимости государственно-частного партнерства, усовершенствованный закон о котором недавно приняли в Жогорку Кенеше.

Но прежде чем обратиться за финансированием (без него как расширять бизнес?), соискатель должен доказать свою честность и дисциплинированность, в срок возвращая взятые в банке деньги и проценты по ним. Претенденты должны обладать хорошей кредитной историей, не попадать в черные списки. Таких компаний в республике больше двухсот, у них есть хорошие шансы работать на экспорт, предлагать свой товар не только внутренним потребителям.

В текущем году на стимулирование предпринимательской деятельности в бюджете заложили 350 млн. сомов, но фактически, с учетом государственных субсидий, бизнес получит 3,5 млрд. сомов. По сравнению с другими предложениями рынка займов, 10% годовых со сроком погашения от трех до пяти лет — условия весьма и весьма неплохие.

Системная работа чиновников с деловыми людьми, разъяснения специалистов помогут экспортерам избежать значительных потерь при пересечении границ, заранее запастись сопроводительными документами.

Практика показала, что игнорирование новых правил торговли на рынке ЕАЭС, попытки поставки продукции без соответствующих сертификатов в отсутствие маркировки на упаковках или по просроченным документам обречены, как правило, на провал. Надзорные органы России и соседнего Казахстана — основных торговых партнеров Кыргызстана, в условиях нарастания конкуренции принимают жесткие меры вплоть до уничтожения фальсифицированной или опасной продукции, принудительно изымают ее по дороге к магазинным прилавкам.

Распоряжением правительства в июле т. г. утвержден проект «Финансирование экспортно ориентированных и импортозамещающих предприятий». Срок кредита — 5 лет, деньги на оборотный капитал можно взять на 3 года. Льготный период возврата заемных средств — полгода. Сумма не более 250 млн. сомов в одни руки, причем получатели до 50% полученных денег могут направить на рефинансирование.

Обязательные требования — наличие производственной линии, сертификата происхождения экспортируемого товара, отсутствие кредитных долгов.

В приоритете те, кто заключил контракт на поставку либо на сбыт на рынках ЕАЭС своей продукции. Проект реализуют Министерство финансов и Министерство экономики.

Галина ЛУНЕВА.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий