Main Menu

Жилищный кодекс: нужны коррективы

Мэрия столицы провела "круглый стол" на тему "Обсуждение проекта положения об изъятии (выкупе) земельных участков для государственных и муниципальных нужд на территории Кыргызстана".   

В обсуждении участвовали вице-мэр Бишкека Бакыт Дюшембиев, главный архитектор  Алмаз Абдыкаров, депутаты городского кенеша и представители Союза архитекторов.
Как отметил Бакыт Дюшембиев, сегодня нет нормативного проводника, который обеспечивал бы инвестору его деятельность. МСУ следует  выступить посредником между собственником жилья и инвестором. Это позволит избежать точечного строительства и культурного шантажа. Пересмотр нормативной базы страны выведет на новый этап отношений и тем самым позволит развиваться градостроительству столицы.
В последние годы в республике, и особенно в Бишкеке, резко обострилась ситуация по обеспечению горожан доступным жильем, что служит одной из причин нагнетания социальной напряженности.
В короткий срок решить этот вопрос за счет республиканского и местных бюджетов не предтавляется возможным ввиду крайне недостаточного финансирования. Положение усугубляется и отсутствием свободных городских земель, обеспеченных инженерно-транспортной инфраструктурой.
Один из вариантов решения проблемы улучшения жилищных условий горожан — снос ветхого, несейсмостойкого жилого фонда в центральной части столицы, где есть инженерно-транспортная инфраструктура, с последующим  возведением многоэтажного многоквартирного жилья и  объектов социально-культурно-бытового назначения согласно  генеральному плану города.  Это можно осуществить за счет бюджетного финансирования с привлечением инвесторов, средств граждан как на условиях ипотеки, так и по принципу долевого участия.
В настоящее время уже строятся многоэтажки на земельных участках в центре города со сносом одноэтажных ветхих домов. Например, в  Бишкеке частные инвесторы выкупают на рыночных условиях землю, находящуюся в частной собственности домовладельцев,  сносят их дома и возводят многоквартирное жилье.
Однако данная практика не получила широкого распространения со стороны государственных и муниципальных органов по ряду причин. Одна из них — несовершенная законодательная база.
Так, в соответствии со статьей 146 действующего Жилищного кодекса Киргизской ССР, принятого в 1983 году, — "Порядок сноса находящихся в частной собственности граждан жилых домов, размеры и  условия компенсации при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд" — определена компенсация за сносимые дома, находящиеся в личной собственности. В частности, в случае сноса находящихся в личной собственности граждан жилых домов в связи с изъятием земельных участков для государственных или общественных нужд указанным гражданам, членам их семей, а также другим гражданам, постоянно проживающим в этих домах, предоставляются по установленным нормам квартиры в домах государственного или общественного жилого фонда. Кроме того, собственникам жилых домов по их выбору выплачивается стоимость сносимых домов, строений и устройств по своему усмотрению. Названный Жилищный кодекс не соответствует требованиям времени, не учитывает развития современной формации, новых социальных, экономических, политических и других отношений. А  в новой редакции он  разрабатывается на протяжении многих лет.
Учитывая наличие разных форм собственности на объекты недвижимого имущества, сложившиеся рыночные отношения, предложено внести коррективы в статью 146: "Порядок сноса находящихся в личной собственности граждан жилых домов, размеры и условия компенсации при изъятии земельных участков для государственных, муниципальных нужд устанавливаются правительством КР". И  поправки в Земельный кодекс КР, введенный в 1999 году. Им установлено:
— пунктом 6 статьи 32 — "Земельный участок для обслуживания жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства не подлежит изъятию для государственных, муниципальных и общественных нужд";
— пунктом 2 статьи 46 — "Земельный участок, находящийся в общей долевой собственности, собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, не подлежит изъятию для государственных, муниципальных и общественных нужд".
Эти две статьи Земельного кодекса не позволяют  изъятие земельных участков индивидуального жилого дома, находящегося в частной собственности, и многоквартирного дома, находящегося в долевой собственности собственников жилых и нежилых помещений данного дома для государственных и муниципальных нужд. Таким образом, в настоящее время не установлен четкий механизм компенсации собственнику. Внесенные изменения в Жилищный и Земельный кодексы позволят упорядочить нормативную базу в вопросах изъятия земельных участков и сноса ветхого жилья, определения размеров и условий компенсации при изъятии земельных участков, успешного развития ипотечного жилищного строительства, ускорения процесса привлечения инвестиций.

Соб. инф.






Добавить комментарий