Main Menu

Фонтан утраченной культуры

Великий Айтматов с огорчением как-то заметил по поводу планируемого сноса павильона «Соки и воды» на бульваре Дзержинского, высказав при этом замечание, что у нас не так много достопримеча-тельностей, чтобы их сносить. И это уберегло произведение архитектора
А. Альбанского от неминуемого забвения. Однако это так или иначе происходит. Или же просто уродуют архитектуру зданий, уничтожая культурный слой советской эпохи в истории архитектуры Кыргызстана.

В результате неправедных действий оказались изуродованными такие образцы советской архитектуры, как Русский драматический театр имени Ч. Айтматова, кафе «Сон-Коль», центральная аптека, конференц-зал пристройки к Дому профсоюзов. И это несмотря на то, что некоторые объекты, имея даже статус памятника и находясь под охраной государства, становятся жертвами агрессивных инвесторов и их сподвижников, оказывающих им содействие своим малодушием или просто своим бездействием.
Таким образом оказались изуродованными произведения архитектуры, даже находящиеся под защитой Закона КР «Об охране и использовании историко-культурного наследия» №91 от 26 июля 1999 г. Это ресторан «Сейил», гостиница «Пишпек», главный павильон ВДНХ. А ресторан «Нарын» вообще оказался уничтоженным, так же как и гостиница «Ала-Тоо». На очереди, видимо, гостиница «Кыргызстан».
Такая же судьба была уготована и фонтану ЦУМа «Айчурок», когда ещё до революции 2010 г. благодаря акции Союза архитекторов КР и авторов этого произведения фонтан был ограждён от посягательств самого ЦУМа.
Следует отметить, что фонтанный комплекс является не просто декоративным объектом дизайна архитектурной среды, а выполняет функцию обеспечения системы охлаждения торговых помещений ЦУМа. И этим фактом определена прямая обязанность ЦУМа — обеспечивать охрану и содержание фонтана в надлежащем состоянии. Однако этого почему-то не происходит. Видимо, кому-то чего-то не хватало под прикрытием строительства весьма худосочного фонтана типа «писсуар» у парадного подъезда мэрии города Бишкека.
А история создания фонтанного комплекса ЦУМа «Айчурок» такова. Проектом строительства на прилегающей территории был предусмотрен бассейн как техническое сооружение для системы кондиционирования торговых помещений ЦУМа. Однако непрезентабельность этого сооружения на главной улице столицы государства была довольно очевидна, и с этим надо было что-то делать. Здесь надо отдать должное главному архитектору города Г. Кутателадзе, его чувству ответственности за внешний облик столицы. Он внёс отцам города предложение о кардинальном пересмотре проекта бассейна с целью придания ему облика, соответствующего дизайну благоустройства столицы. Предложение приняли. Но поскольку дело было срочное (строительство ЦУМа уже завершалось), создали инициативную группу проектировщиков, которую возглавил архитектор Р. Мухамадиев, в составе молодых архитекторов А. Солтобаева, С. Сыдыкбекова и автора данной статьи Ю. Тагирова. Разработку фонтанного комплекса поручили проектно-сметному бюро при Фрунзенском горисполкоме.
Всю работу по проекту выполнили во внеурочное время. И, конечно, она не ограничивалась разработкой только фонтанного комплекса. Это была работа в целом по благоустройству прилегающей территории строящегося ЦУМа, необходимо оградить дворовую территорию соседнего жилого дома декоративной стенкой, а также запроектировать летнее кафе-мороженое. И хотя не всё оказалось построенным, тем не менее фонтанный комплекс ЦУМа «Айчурок» стал весьма заметным объектом благоустройства города и одной из его достопримечательностей.
При этом следует заметить, что в то доперестроечное время руководство города, да и республики тоже весьма уважительно относилось к представителям архитектурной профессии. И в процессе работы иногда возникала необходимость встречи с руководством разного уровня. Тогда это было гораздо проще, так сказать, без турникетов. А строительство фонтанного комплекса курировал самолично председатель Фрунзенского горисполкома Октябрь Абылгазиевич Медеров, весьма тактичный и культурный человек. По его просьбе было необходимо оптимизировать некоторые проектные решения фонтанного комплекса, а также решения по чашам фонтана из латуни как очень дефицитного материала. И он спокойно, без лишнего пафоса обговаривал со мной условия и возможность выполнения этой задачи. Сейчас это трудно себе представить, когда даже дозвониться бывает невозможно.
В 1975 году проект фонтанного комплекса представили на ежегодном Всесоюзном смотре-выставке архитектурных произведений, проводимом Союзом архитекторов СССР, где он был отмечен дипломом с вручением денежной премии в размере 200 рублей. Это была весьма высокая награда. Тогда ещё в наградном фонде Союза архитекторов СССР не было понятия о премиях, типа Гран-при «Золотая звезда». Конечно, фонтанный комплекс для того времени был столь необычен, что долгое время являлся своеобразным ориентиром для студентов-архитекторов и даже послужил в качестве прообраза в благоустройстве улицы М. Рыскулова в районе государственной филармонии.
Впоследствии фонтанный комплекс ЦУМа «Айчурок» решением Фрунзенского горсовета от 17 января 1991 г. №69 взят под охрану и включён в государственный список памятников истории и культуры под номером 251.
Однако ещё ранее распоряжением горсовета №268-Р от 17 мая 1990 г. территорию, ограниченную улицами Советской (ныне Ю. Абдрахманова), Ленинским проспектом (пр. Чуй), Шопокова и Пушкина, отвели в пользование ЦУМу «Айчурок». С того момента началось история узурпации фонтанного комплекса и его территории коммерсантами из ЦУМа, доведшими его до аварийного состояния. Это было дважды отмечено комиссиями по обследованию фонтанного комплекса в протоколах от 3 декабря 2008 г. и 16 марта 2009 г., созданными по распоряжению мэра Бишкека №130-Р от 20 марта 2009 г. Однако этой комиссией во главе с вице-мэром города был сделан сногсшибательный вывод, аналогичный, видимо, и для многих других памятников историко-культурного наследия. В нём указывалось: «…Фонтанный комплекс ЦУМа «Айчурок» находится в аварийном состоянии, утратил свою архитектурную ценность (?!) и подлежит исключению из государственного списка недвижимых памятников истории и культуры…» И ни слова об ответственности пользователя этим объектом на основании Закона КР №91 от 26 июля 1999 г. «Об охране и использовании историко-культурного наследия», статья 39 которого гласит: «…юридические и физические лица, виновные в невыполнении правил охраны, использования, учёта и реставрации объектов историко-культурного наследия, нарушении режима их использования …несут уголовную, административную или иную ответственность…» За это время ЦУМ трижды перестраивался и снаружи, и внутри, но ни одного тыйына не выделено на поддержание фонтанного комплекса. Однако мэр Бишкека своим постановлением №134 от 25 марта 2009 г., пункт 1 «…в связи с разрушением памятника архитектуры фонтанного комплекса ЦУМа «Айчурок» по пр. Чуй…», в котором по существу даже указана принадлежность фонтана, вместо предъявления ЦУМу «Айчурок» претензии на основании Закона КР «Об охране и использовании историко-культурного наследия» №91 от 26 июля 1999 г., по статьям 31 и 39 поручает Бишкекглавархитектуре внести в Государственный список недвижимых памятников истории и культуры в г. Бишкеке пометку «утрачен». Всё оказывается очень просто. Может быть, таким образом и само государство будет когда-нибудь утрачено, как это случилось с Советским Союзом.
И, казалось бы, судьба фонтанного комплекса предрешена, и что он будет не просто «утрачен», а снесён! Но не тут-то было — он сохранён. Однако уже не в прежнем виде и не в виде памятника. При этом сам фонтан лишился своих латунных чаш и брутального вида, оригинальной формы скамеек, которые заменили на тривиальные садовые. Также установлены непонятно зачем чужеродные металлические ограждения на мостиках. Всё это лишило фонтанный комплекс своего устоявшегося стиля, характерной брутальной внешности. При этом появился невесть откуда-то взявшийся и несущийся куда-то табун испуганных лошадей, которые могли бы мирно пастись, например, на лужайках бульваров Эркиндик или Молодой Гвардии. Видимо, новоявленным авторам — архитектору и скульптору так хотелось приобщиться к «утраченной ценности» в качестве его «спасителей», что они решили таким образом отметить своё участие, невзирая на статьи 7 и 15 Закона КР » Об авторском праве и смежных правах» №6 от 14 января 1998 г. И кто теперь является автором этой изуродованной «достопримечательности»? Это во-первых. А во-вторых, такой «фонтан утраченных ценностей», неуважение к законам государства, в конечном счёте в целом олицетворяют памятник профанации достоинства государства в глазах обывателей, что, видимо, и происходит. И в связи с этим хотелось привести высказывание одного из первых руководителей кыргызского государства Юсупа Абдрахманова: «Для моих соотечественников Киргизия не страна, о которой нужно заботиться, которую нужно любить, для которой нужно работать, а только объект, база личного благоустройства. В этом несчастье моего народа». Это было сказано почти 100 лет назад тому назад. Что изменилось?
Юсуф ТАГИРОВ,
архитектор.



« (Previous News)



Добавить комментарий