Main Menu

Проект нового Налогового кодекса. Обсуждаем «финансовую конституцию» для бизнесменов

Проект нового Налогового кодекса. Обсуждаем "финансовую конституцию" для бизнесменов

О новом варианте НК министр экономики А. Кожошев сообщил еще в декабре прошлого года на встрече с предпринимателями. Наша газета подробно об этом писала («Как поддержать экспортеров?» «СК» за 20 декабря 2016 года). Руководитель экономического ведомства, кстати, признанный лучшим министром, просил деловых людей не сидеть сложа руки, а активно участвовать в обсуждении новых правил выплаты налогов, вносить свои предложения. Однако бизнесмены, как и раньше, продемонстрировали свои узковедомственные интересы и то, что между ними нет сплоченности, а лишь конкуренция. В прессе появилась недостоверная информация о повышении налога на землю аж в 100 раз, что не соответствует действительности.

Поэтому 20 января 2017 года состоялась повторная встреча Арзыбека Кожошева с представителями ведущих бизнес-ассоциаций страны, а также общественного совета, действующего при Министерстве экономики.

Проект нового Налогового кодекса. Обсуждаем "финансовую конституцию" для бизнесменовДискутировали о проведении обязательных процедур в новой редакции Налогового кодекса, однако ряд бизнесменов засомневались, внесут ли чиновники их предложения в главный финансовый документ страны? Успеют ли? Ведь ситуация стремительно меняется, правительство обещало поддерживать, а не душить огромными налогами смекалистых кыргызстанцев, на которых и возлагается вся надежда на подъем отечественной экономики. На встрече деловые люди единогласно потребовали на широкой и многосторонней основе подойти к вопросу анализа регулятивного воздействия (АРВ) данного законопроекта.

Предприниматели предложили создать рабочую группу по подготовке АРВ из числа ответственных сотрудников Минэкономики, членов общественного совета, а также представителей Торгово-промышленной палаты, Ассоциации поставщиков, НАБА, ЖИА, Международного делового совета, Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг и также профсоюза ТРК «Дордой».

Эта группа совместно с экспертами станет работать над новой редакцией НК с учетом АРВ и проведенных финансово-экономических расчетов по обоснованию принятия данного документа.

Министр экономики пояснил корреспонденту «СК», что основная структура Налогового кодекса страны и базовые инструменты ее применения не претерпели принципиальных изменений.

Проект нового Налогового кодекса. Обсуждаем "финансовую конституцию" для бизнесменовНовшества преследуют одну цель: создание комфортной, благоприятной среды для предпринимательской и инвестиционной деятельности с устранением недочетов прежнего кодекса, определением точных и ясных правил налогообложения в рамках ЕАЭС. Арзыбек Кожошев напомнил распоряжение премьер-министра (август 2015 года), согласно которому образована межведомственная комиссия, она-то детально и подготовила условия взимания налогов в связи со вступлением Кыргызстана в Евразийский экономический союз, касающиеся операций по взаимной торговле с государствами — членами ЕАЭС и адаптации налогового законодательства Кыргызстана к современным экономическим условиям.

— Необходимость разработки и внесения системных изменений в действующую редакцию НК обусловлена следующими причинами: устранить выявленные противоречия, пробелы, которые при унификации НК государств — членов ЕАЭС приводили к разному пониманию норм Налогового кодекса должностными лицами и налогоплательщиками, что порождало многочисленные споры, — говорит заместитель министра экономики Баккельди Тюменбаев. — Ведь у всех государств союза разные экономики, что и привело к применению налогоплательщиками ранее не применяемых или редко применяемых экономических видов отношений, возникающих в рамках простого товарищества, доверительного управления, в том числе в отношениях с агентами, а также по операциям, осуществляемым в рамках договоров, заключаемых по исламским принципам финансирования, по операциям, осуществляемым с товарами, помещенными под различные таможенные процедуры, и т. д.

Отсутствие точных и ясных правил приносит дополнительные трудности бизнесменам, увеличивает их затраты и риски.

Вступление Кыргызстана в ЕАЭС вызвало необходимость гармонизации применяемых терминов, понятий и процедур администрирования, с одной стороны, с резидентами ЕАЭС, а с другой — потребовало стандартизации и унификации данных правил и процедур во взаимоотношениях с третьими странами. Разные правила налогообложения со странами ЕАЭС и третьими странами лишь усилили бремя законопослушного налогоплательщика.

Этот факт подтверждается следующим: в течение семи лет применения действующей редакции НК в него внесено свыше 700 изменений и дополнений. И если одна часть их расширяла права основных наших плательщиков, тех, кто систематически пополняет

республиканский бюджет (это коммерческие компании, производственные и сервисные предприятия), то другая носила несистемный, случайный характер, что постепенно привело к утрате такого важного качества для кодифицированного нормативного правового документа, как его цельность.

Для решения этих проблем, требующих уточнения, исключения неясностей и противоречий, выявленных в процессе практики правоприменения, члены межведомственной комиссии изменили и дополнили более чем 60% статей старого НК. Подготовлено свыше 70 новых вариантов редакций Налогового кодекса. При этом основная структура этого важного документа и базовые инструменты не претерпели принципиальных изменений, — подтвердил слова министра экономики Баккельди Тюменбаев.

— Учитывая требования статьи 17 Закона «О нормативных правовых актах» и в связи с тем, что количество вносимых в действующую редакцию изменений и дополнений составило более половины текста действующей редакции, предлагаемые изменения и дополнения оформлены законо-проектом в виде новой редакции НК, — подчеркнула руководитель Палаты налоговых консультантов Татьяна Ким.

Специалисты отметили, что налоговая реформа проводится в соответствии с Концепцией фискальной политики, принятой правительством на 2015-2020 годы. В связи с этим законопроекты, разработанные Минэкономики в рамках плана мероприятий, являющегося неотъемлемой частью указанной Концепции фискальной политики, и были имплементированы в данный проект новой редакции кодекса.

Сотрудники Минэкономразвития и члены общественного совета разъяснили: изменения носят системный характер, в связи с чем рождаются новые институты и механизмы взимания налогов на интегрированном пространстве.

Предлагается также усилить и повысить качество администрирования налогов, утверждены процедуры приостановления регистрации налогоплательщика, обеспечивающие требования обязательного применения контрольно-кассовых аппаратов, запрета на ведение деятельности в специальных налоговых режимах в случае неприменения ККМ, заложена законодательная основа для создания в Кыргызстане специализированного Налогового суда.

В проекте четко описан механизм начисления пени в случае превышения срока возврата переплаты (или суммы превышения НДС) по налогам из бюджета; запрещено введение новых специальных налоговых режимов, установлен порядок вступления в силу изменений в НК с 1 января следующего года, то есть через 12 месяцев после принятия нового Налогового кодекса; уточнены термины: «выручка», «безналичный расчет», «налоговая льгота», «освобождение от уплаты налогов», «необоснованная налоговая льгота» и т. д.

Для проведения внеплановых проверок теперь нужны будут веские основания.

— В результате предлагаемых изменений и дополнений в части исчисления, уплаты и представления отчетности по всем видам налогов правила приобрели однозначный характер, ликвидированы пробелы, содержащиеся в налоговом законодательстве ЕАЭС, уточняются правила налогообложения операций, связанных с завершением таможенных процедур в отношении товаров ЕАЭС, — проинформировала заместитель председателя Государственной налоговой службы Р. Айдаралиева. Специалист разъяснила особенности взимания земельного налога. Согласно концепции законопроекта, разделы «Налог на имущество» и «Земельный налог» технически объединены в один раздел, это привело к изменению формулы расчета и ставки для исчисления налоговой стоимости одного квадратного метра придомового, приусадебного и садово-огородного земельного участка.

К примеру, согласно действующей редакции Налогового кодекса, при площади придомового, приусадебного и садово-огородного земельного участка, скажем, в Бишкеке в 450 кв. метров хозяин обязан заплатить всего 675 сомов. Как видите, сумма в 100 раз не поднимается, это полнейшая чепуха.

От редакции. В течение нескольких лет перед вступлением республики в ЕАЭС «СК» информировала своих читателей о ходе реализации «дорожной карты». Никто не обещал, что вхождение нашей страны в ЕАЭС с ее небольшим потребительским рынком и своими особенностями будет легким и быстрым. Нам трудно, это следует признать. Но если бы Кыргызстан не вошел в этот альянс, то мы сегодня оказались бы в гораздо худшем положении, убеждены эксперты.

Галина ЛУНЕВА.

Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий