Main Menu

Производственная кооперация

Цель - единая экономика ЕАЭС

Цель — единая экономика ЕАЭС

Идет второй год, как Кыргызстан вошел в Евразийский экономический союз. Практика показала, что присоединение к альянсу было правильным решением: в 2015 году в бюджет поступило свыше 200 млн. сомов от нашей доли (1,7%) в ЕАЭС.

К сожалению, простые граждане положительных изменений пока не ощущают. Этому есть объективные причины: продолжается интенсивная кропотливая работа по унификации очень разных по объемам и потенциалу национальных экономик, одновременно документооборот между странами переводится в электронный формат, на территории нашей страны Россия помогает строить испытательные лаборатории и промышленно-туристические кластеры.

Президент, правительство Кыргызстана взяли курс на возрождение промышленности, ибо без сильных индустриальных парков нам не подняться: государства, экспортирующие сырье, обречены плестись в хвосте цивилизации.

Мы предлагаем читателям «СК» ознакомиться с выступлением директора Департамента промышленной политики Н. Кушнарева на круглом столе в Сочи. Он говорил о мерах, принимаемых Евразийской экономической комиссией, создания совместных производств, об условиях для кооперации с учетом интересов каждой страны — члена ЕАЭС, о справедливой конкуренции, защите интеллектуальной собственности, государственной финансовой поддержке предпринимателей.

Стимулы развития производственных цепочек

Для нас понятие «промышленная кооперация» знакомо. Ей мы уделяем большое внимание, так как это условие развития индустриальных цепочек, охватывающих полный цикл производственных операций на протяжении всей «жизни» выпущенного товара.

Такие цепочки ведут к повышению конкурентоспособности и содействуют экономическому росту. Вопрос в том, чтобы государственная политика создавала благоприятные условия для участия в производственных цепочках бизнесменов. Речь не идет о торговой, инвестиционной или конкурентной политике, так уж у нас получилось: промышленность отошла на второй план, какое-то время оставаясь в тени.

В комиссии не согласны с таким положением дел, поскольку промышленная политика регулирует процесс производства, в то время как объектом торговой и конкурентной политики является сам результат производства. Государства — члены ЕАЭС придерживаются важного принципа, а именно: промышленная политика — основной ориентир при реализации торговой, таможенно-тарифной, конкурентной политик, а также политик в области государственных закупок, технического регулирования, развития предпринимательской деятельности, транспорта и инфраструктуры.

В Евразийском экономическом союзе есть преимущество — стимулировать современные формы кооперации, ограничить несправедливую конкуренцию между промышленными предприятиями на территории всего союза.

Что можно сделать совместными усилиями на наднациональном уровне?

Во-первых, создать условия для объединения промышленников, во-вторых, всем членам ЕАЭС обеспечить равные возморжности для производства и продажи товаров и услуг.

Мы стремимся к тому, чтобы ЕАЭС функционировал не просто как объединенный рынок, а как единая экономика, где беспрепятственно организовываются производства независимо от национальных границ. Назову приоритетные отрасли для промышленной кооперации: автомобилестроение, сельхозмашиностроение, производство строительных материалов, электрические машины, электрооборудование, легкая промышленность, металлургия, станкостроение и др.

Планируем импортозамещение в производстве сельхозмашин, гармонизацию межгосударственных и национальных стандартов стран — членов союза с международными стандартами.

В легкой промышленности углубим кооперацию, внедрим новые технологии, простимулируем экспорт.

В завершающей стадии — разработки по машиностроению, подъемно-транспортному оборудованию, производству продукции для железнодорожного транспорта.

Без проблем, как обычно, не обходится. Имею в виду, что по ряду позиций нам не удается договориться, часто возникают споры.

Несмотря на то что в рамках союза созданы условия для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, на практике возникают негативные ситуации, когда одно из государств-членов не готово углублять промышленную интеграцию.
Но мы не опускаем руки, работу по выявлению и устранению барьеров, препятствующих свободному движению товаров, комиссия проводит совместно со сторонами и бизнес-сообществом на системной и регулярной основе.

Мы готовы принимать согласованные решения по таким отраслям, как производство стройматериалов, черная и цветная металлургия, машиностроение и прочие.

Что касается импортозамещения, то от российской стороны уже получены предложения по 25 отраслям, включая машиностроение, станкоинструментальную, радиоэлектронную, химическую, нефтехимическую и легкую промышленность, металлургию и сельхозмашиностроение.

Информацию направили остальным четырем членам Евразийского союза на рассмотрение.

При этом хотел бы особо подчеркнуть, что под импортозамещением подразумевается не только сокращение ввоза товаров из-за рубежа, но и модернизация производств, совместное освоение инновационных технологий. Импортозамещение должно развиваться и за счет повышения локализации уже созданных на территории при участии иностранных инвесторов сборочных производств, что позволит увеличить количество рабочих мест.

В целом углубление производственной кооперации будет способствовать эффективному развитию экономик государств-членов, а также взаимной торговле между ними.

Сделано в ЕАЭС

Следующий шаг — разработка механизма продвижения совместно произведенной предприятиями государств-членов продукции на рынки третьих стран.

Назрела необходимость перейти к употреблению единого понятия «товар Евразийского экономического союза».

Критериями должна стать добавленная стоимость и обязательное использование ноу-хау.

Имею в виду формирование нормативов по учету технологических операций для определения совместно произведенной продукции.

Это сильнейший кооперационный стимул, который позволит применять совместные меры государственной поддержки производителей (преференциальный доступ к государственным закупкам, разрешенные субсидии) и т. д.

К примеру, для машиностроительной продукции существует требование к производству двигателя в России, но есть и альтернатива — произведенный в Белоруссии двигатель тоже будет засчитываться как российский. Это и есть дополнительная мотивация для использования в производстве товаров других государств-членов.

Цель нашей промышленной политики — содействовать производству товаров под брендом «Сделано в ЕАЭС».

Справедливая конкуренция

В условиях общего рынка финансовая поддержка предприятий в одном государстве ЕАЭС дает им нерыночное преимущество по сравнению с аналогичными в других странах. Этого быть не должно.

Для реализации промышленной политики в нашем распоряжении имеется набор инструментов, одни из которых создают стимулы, а другие устанавливают ограничения. В первом случае речь идет о стимулировании перспективных форм кооперации в приоритетных отраслях, во втором — об ограничении использования мер государственной поддержки, искажающих рыночные отношения, препятствующих развитию производственных цепочек.

Где можно взять деньги на индустриальную кооперацию?

Конечно же в Евразийском банке развития. Но интегральных проектов пока немного.

В настоящее время в комиссии определяют критерии отбора кооперационных проектов и порядок взаимодействия государств-членов и Евразийского банка развития.

Другой стимулирующий инструмент — создание институтов, нацеленных на развитие новых форм промышленной кооперации. В современном мире — мире международных производственных цепочек — происходит фрагментация всего производственного процесса. В том числе совместного, нужно владеть передовой технологией, но необязательно становиться хозяином завода.
В сегодняшнем мире все большей популярностью пользуются услуги по обработке сырья, материалов и комплектующих, принадлежащих заказчику, по его технологии, то есть практика субконтрактации. Важное значение при этом имеет обеспечение беспрепятственного трансферта технологий и соблюдение прав интеллектуальной собственности.

Для содействия этим новым формам кооперации Евразийская экономическая комиссия планирует организовать единые технологические платформы, сети их трансфертов, а также Евразийский инжиниринговый центр. Техплатформы будут работать по таким перспективным направлениям, как космические и геоинформационные технологии, биомедицина и биотехнологии, суперкомпьютеры, фотоника, технологии добычи твердых полезных ископаемых и т. д. Они объединяют ведущие научные и промышленные организации государств — членов ЕАЭС. В рамках деятельности техплатформ планируется реализация совместных инновационных проектов.

На ближайшую перспективу намечены разработка концепции создания Сети промышленной кооперации, формируется и Евразийский инжиниринговый центр по станкостроению.

Предоставление субсидий

Государственным органам и муниципалитетам необходимо руководствоваться едиными правилами предоставления субсидий промышленным предприятиям. Эти правила нужно согласовать и принять всем участникам союза. Евразийская экономическая комиссия будет тщательно следить за этим. Мы готовим проект договора между государствами — членами союза о предварительном согласовании специфических субсидий.

В заключение добавлю, что Департамент промышленной политики планирует провести исследования производственных цепочек и форм кооперации совместно с ведущими учеными государств-членов. Думаю, что на следующей встрече я расскажу вам уже о конкретных положительных результатах индустриального кооперирования.






Добавить комментарий