Main Menu

Связанные одной целью

Программы развития айыл окмоту и районов

Программы развития айыл окмоту и районов

Проблема отсутствия сочетания государственных и муниципальных программ и интересов назревала давно. В связи с этим по заказу Министерства экономики и Государственного агентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при поддержке аппарата правительства с марта по сентябрь в Джеты-Огузском районе Иссык-Кульской области апробировались новые методы планирования на уровне айыл окмоту и района.

Работу, профинансированную Германским обществом международного сотрудничества, выполняли сотрудники Института политики развития вместе с Агентством инициатив развития (Кыргызстан) и Российским институтом бюджетных решений. Результаты обсуждали все вместе: независимые эксперты, члены кабинета министров, депутаты Жогорку Кенеша, бизнесмены, чиновники.

Вот что получилось: у районной госадминистрации, как известно, средств нет, поэтому благие намерения повысить благосостояние сел и небольших городов так и остаются на бумаге. Муниципальные служащие в лучшем случае ограничивались координацией действий глав сельских управ, не было никаких механизмов воздействия на принятие важных решений. Защитить социально уязвимые слои населения — детей, стариков, безработных, молодые семьи, а в каждом айыльном аймаке сельские сходы определили свои приоритеты, — оказалось невозможно.

Не сочетались планы, бюджетные программы, утвержденные сверху Минфином, с истинными потребностями сельских управ, не хватало денег, не просчитывалась стоимость государственных и муниципальных услуг, не указывались также источники их финансирования, а в законодательстве специалисты усмотрели массу противоречий.

— Сельские жители фактически не имеют возможности отражать свои потребности в секторных услугах и функциях государственных органов, — отметила руководитель Института политики развития Надежда Добрецова. — МСУ взаимодействует с госорганами без ответственности и обязательств, а только передает информацию, за качество никто не отвечает. Секторные программы не имеют механизмов реализации на местном уровне.

Отсутствует также система оценки реализации госпрограмм, как и система планирования и оценки результатов развития территории аймака в целом. Н. Добрецова не только обозначила проблемы автономных циклов планирования по горизонтали и вертикали, но и рассказала о новой роли МСУ, возможности участвовать в формировании государственной политики, управлении инвестициями, подробно разъяснила, что приобретут и чем рискуют айыльные аймаки в новой структуре взаимоотношений с центром.

— Сначала необходимо изучить потребности местного населения, а потом уже планировать и выделять деньги, перечислять бюджетные трансферты, — вынесли вердикт исследователи. — Не накапливать проблемы снизу, не множить их с каждым годом, а решать своевременно, рационально используя имеющиеся возможности, инициативу снизу. Качество жизни людей, повышение их доходов напрямую зависят от местной казны, развития муниципалитетов. Диспропорции жизненного уровня в регионах, отдаленных поселениях и крупных городах очевидны. Разница заметна в выплате заработных выплат, объемах финансирования инвестиционных проектов, уровне жизнеобеспечения, надо находить решения, которые сглаживали бы такие дисбалансы, позволяли и в сельской местности укреплять свою финансовую базу.

Прежде всего следует стимулировать экономическое развитие района и айыл окмоту, используя конкурентные преимущества и местные резервы, совершенствовать механизм бюджетной поддержки. Для аппарата правительства — подготовить методику сравнительного анализа отчетов министерств и местных госадминистраций, проанализировать возможность применения иной модели планирования для совершенствования оценки деятельности госучреждений и местного самоуправления.

Что касается пилотного Джеты-Огузского района, то здесь как раз и были апробированы все предлагаемые новшества планирования на айыльном и районном уровнях. Так, с февраля по сентябрь состоялось около двадцати запланированных мероприятий, в них приняло участие свыше 1 200 человек, работали консультанты. Попробовать новую модель планирования в действии с вовлечением всех секторных министерств оказалось невозможным, ограничились услугами по регистрации актов гражданского состояния (в партнерстве с Государственной регистрационной службой), созданию полустационарных социальных учреждений; выбрали и такие направления, как организация общественных работ и капитальные вложения в здравоохранение.
В реализации пилотного проекта участвовали все расположенные на территории Джеты-Огузского района тринадцать айыльных аймаков, четыре из которых разработали свои программы социально-экономического развития по новой модели. Это первая ласточка, поставленные задачи выполнены, а запланированные результаты получены.

Теперь хорошо бы подготовить схему территориального государственного управления, прописать ответственность чиновников различного уровня, их подотчетность. Одним словом, нужен новый комплексный закон о государственном стратегическом и региональном планировании.

С такими доводами согласился первый заместитель руководителя аппарата правительства Мурат Мукамбетов, признавшись, что его впечатлила большая работа, проделанная сотрудниками Института политики развития, он получил громадное удовлетворение, ознакомившись с результатами пилотного проекта в Джеты-Огузской районе.

…Диагноз поставлен точно, дело теперь за воплощением в жизнь предложенных рецептов лечения. Вы на правильном пути, — с оптимизмом поддержал разработчиков новых методик М. Мукамбетов, однако сделал замечание. — …Надо тщательнее просчитать все возможные риски, учитывать человеческий фактор.

По словам чиновника, у нас и в центре далеко не все служащие владеют искусством анализа, задыхаются в бумагах, копаются в ворохе документов, и ответы на запросы граждан занимают у них много времени.

Инициатива должна рождаться на местах, — уверен заместитель руководителя аппарата правительства, — в айыльных аймаках лучше видно, где буксуют рыночные реформы. И меры следует принимать соответствующие.

С большим интересом выслушали презентации новых методик планирования социально-экономического развития района (с которой выступил независимый эксперт Асылбек Чекиров) и айыльного аймака (докладчик Александр Ковалевский), основанных на сочетании национальных приоритетов и потребности местных сообществ. Цель одна: создать максимально комфортные условия для сельского населения, устранить различие между городом и деревней, как когда-то собирались сделать коммунисты в Советском Союзе.

Без активной поддержки исполнительной власти такой проект в масштабах всей страны не запустить. Львиная доля проектов — 90% — инфраструктурные изменения. Ответственность за их воплощение в жизнь должны нести не только муниципалитеты, но и государство.

Галина ЛУНЕВА.
Фото пресс-службы ИПР.






Добавить комментарий