Main Menu

Услышать друг друга, а не только сильных

Самой крупной международной организации предстоит восстанавливать свой авторитет

13 сентября в Нью-Йорке начинается очередная, 71-я сессия Генеральной ассамблеи ООН

Став полноправным членом ООН 2 марта 1992 года, Кыргызская Республика в полном соответствии со своими политическими, экономическими и гуманистическими возможностями неизменно сохраняет приверженность главным нормам и принципам деятельности этой организации — всеобщий мир, безопасность и сотрудничество народов, а также следует и преумножает свои международные обязательства, заявленные с трибуны ООН в тот знаменательный день.

Почти за четверть века взаимодействия с ООН наша страна накопила опыт международной жизни, что для государства и народа, лишенных прежде такой возможности, представляет собой важную историческую основу, а также верный стимул и впредь расширять и обновлять формы и содержание своих действий в органах и структурах организации.

Кыргызстан, руководствуясь собственными интересами национального возрождения, в духе преданности вековым идеалам кочевой цивилизации, ярко и убедительно отраженным в нашем уникальном эпосе «Манас», всецело уважая миролюбивую политику других народов и государств, намерен, как и раньше, вносить свой вклад в общее дело безопасности и процветания. Объективные возможности на этом пути заложены во всех основных органах ООН — Совете безопасности, Генеральной ассамблее, ЭКОСОС, Международном суде, Секретариате, которые доступны каждому государству в меру своего совокупного потенциала и активности. Так, если оглянуться назад, Кыргызстану при поддержке дружественных стран, разделявших наш курс в ООН, удалось добиться принятия Генеральной ассамблеей ряда резолюций и решений, отражавших и их коренные интересы, в том числе связанные с тысячелетием национального эпоса «Манас», Международным годом гор, социальной защитой человека.

Однако фундаментальным для своей международной политики республика считала и считает неизменную солидарность с деятельностью Организации в борьбе за предотвращение военных и других угроз и конфликтов, их преодоление политическими средствами, а также своим представительским участием в операциях ООН по поддержанию мира в наиболее уязвимых местах земного театра.

Проблема реформы ООН, ее ведущих структур, международная экологическая и природоохранная деятельность, как и нахождение экономического и социального баланса в мире, также находятся в центре политической активности Кыргызстана. Понимая значение этих и других проблем для нынешнего и грядущего поколения людей, республика готова и дальше вносить свой вклад в их положительное решение.

Вместе с тем сегодня следует исходить из значительно изменившихся политических реалий и предпосылок. ООН теряет свой авторитет как глобальная организация, которая может решать мировые проблемы. Все чаще мы слышим и видим, что она способна только выражать голословную озабоченность, декларировать основные принципы мирного сосуществования, призывать, осуждать, но не более. Практически механизмы влияния ООН уже не действуют в горячих точках планеты. Пресловутая политика двойных стандартов все больше набирает обороты. Идет избирательное использование возможностей организации.

Человечество, к сожалению, идет не в лучшем направлении, о чем свидетельствуют события последнего десятилетия на евроамериканской карте геополитических интересов. Именно сюда в последние годы сместилось ядро международной, общеполитической напряженности. Ее срез демонстрирует ряд факторов, которые вполне могли бы стать предметом особого разговора на уровне специальной сессии Генассамблеи ООН: полярная оценка продвижения НАТО на Восток, безопасность нефте-газопроводов из России в Европу, новая фаза ближневосточного военно-политического водоворота с примесью турецкого синдрома, тектоническая эмиграция из Северной Африки и Ближнего Востока в Европу и т. д. В этот же ряд укладывается межнациональная проблема, продолжающая нагнетаться среди стран — членов СНГ западноевропейской и американской политологией. В действительности речь идет о разворачивании Евроамерикой новой холодной войны против России. Циничное давление на олимпийские комитеты России — лишь небольшая толика в этой игре.

Особой статьей современного ближневосточного кризиса выступает Сирийская Арабская Республика — САР — независимое государство, управляемое демократически избранным правительством. Здесь ООН практически отстранилась от какой-либо активной деятельности по использованию своего влияния и инструментария. Даже гуманитарную помощь пострадавшим от действий ИГИЛ мирным жителям не может оказать как следует. ООН обвиняют в том, что она нарушает свои принципы в ходе работы в Сирии, позволяя правительству страны контролировать распределение гуманитарной помощи. Опубликованный независимым движением Syria Campaign доклад о деятельности ООН в САР, основанный более чем на 50 интервью с представителями гуманитарных миссий, указывает на серьезные нарушения принципов независимости и нейтральности. Авторы документа призывают руководство ООН проводить беспристрастную гуманитарную операцию или прекратить сотрудничество с сирийским правительством.

Принятая ООН 18 декабря 2015 года резолюция № 2254, обозначившая “дорожную карту” решения сирийского кризиса, имеет два больших недостатка — в ней не прописано будущее Б. Асада и не определены террористические группы в Сирии. В документе отмечается, что вопрос проведения новых президентских выборов должен быть решен в течение 18 месяцев с момента начала переговоров. Нигде не говорится, что Б. Асад должен покинуть свой пост до начала новых выборов главы государства. Второй проблемой является то, что международное сообщество так и не смогло достичь общего определения, кто из сирийской оппозиции является террористом.

Резолюция ООН, не сумев однозначно определить уход Асада из власти, лишь продлила конфликт. Тревожно, что документ не определил и оппозиционные группы, которые смогут участвовать в переговорах с Асадом, из-за разного определения, кто в Сирии является террористом.

Кыргызстан выражает искреннее сожаление по поводу невосполнимых людских потерь и колоссального материального ущерба, который нанесен Сирии другим странам арабского мира. Восстановительный процесс здесь будет неимоверно болезненным и тяжелым. Кстати, наша страна еще в прошлом веке внесла в ООН предложение о создании в течение пяти ближайших лет благотворительного фонда ООН в размере 20 млрд. долларов. Идея нашла поддержку постоянных миссий зарубежных государств при ООН, однако в силу форс-мажорных обстоятельств дальнейшего развития не получила. Учитывая пользу подобного фонда, которым могли бы воспользоваться такие пострадавшие страны, как Сирия, имеет смысл возобновить предложение, предварительно изучив возможности реализации. При определенном юридически-правовом обновлении статуса двух восточноукраинских республик — ДНР и ЛНР — такой фонд мог быть полезным и для них. Разумеется, подобный исход возможен только на условиях Минских международных договоренностей, ибо, как мы понимаем, бесконечное их отвержение либо игнорирование не способствует выходу из российско-украинского политического кризиса.

2016 год, объявленный у нас в стране Годом истории и культуры, — это и год столетия кыргызского национального восстания против притеснений и диктата, за свободу и независимость. События 1916-го — одна из наиболее тяжких страниц во всей многовековой истории народа. Год ознаменовался также только что завершившимися II Всемирными играми кочевников, в которых приняли участие представители более 50 зарубежных государств. Приятно сознавать, что подобные мероприятия уже носят необратимый характер и устойчиво символизируют формирующуюся тенденцию межконтинентального формата.

Получив международный резонанс, сам факт проведения Игр свидетельствует об уважении к правилам, которыми наши предки руководствовались в обустройстве своего быта, в отношении к природе, во взаимодействии с другими народами.

Ценности древней кочевой цивилизации заслуживают того, чтобы современные народы по-новому взглянули на них и расширили свои знания.

Исходя из этого, возможно, было бы целесообразно для дальнейшего укрепления позиций Кыргызстана в мировом сообществе начать продвигать идею «Универсальные ценности кочевых цивилизаций — особый источник взаимообогащения народов». В случае международной поддержки инициатива может быть соответствующим образом оформлена в рамках международных организаций, в том числе в ООН, в виде объявления Года кочевой цивилизации.

Без сомнения, важными являются и выборы в текущем году нового Генерального секретаря ООН. Пан Ги Мун, проработавший в этой должности два срока, официально должен покинуть ее 1 января 2017 года. 22 июля в Совбезе прошло первое предварительное голосование. Больше всего голосов набрал бывший премьер-министр Португалии Антониу Гутерриш. До 2015 года он являлся Верховным комиссаром ООН по делам беженцев и в этой должности неоднократно посещал Кыргызстан. Помимо него на высокий пост претендуют еще 12 человек. Неофициальные выборы будут проводиться до тех пор, пока все 15 членов Совбеза не придут к консенсусу. После этого состоится формальная процедура в открытом режиме, затем претендента представят Генеральной ассамблее для утверждения.

 


Это интересно

Как все начиналось

Название «Организация Объединенных Наций» предложил президент США Франклин Д. Рузвельт. Впервые оно было официально употреблено в 1942 году, когда представители 26 стран подписали Декларацию Объединенных Наций. В честь Президента Рузвельта, который умер за несколько недель до подписания устава, все присутствовавшие на Сан-Францискской конференции согласились с этим названием.
На своем первом заседании в 1946 году в Лондоне Генеральная ассамблея постановила разместить центральные учреждения ООН в Соединенных Штатах. Нью-Йорк был не единственным кандидатом — рассматривались также Филадельфия, Бостон и Сан-Франциско. В конечном итоге склонились в пользу нынешнего места, когда Джон Д. Рокфеллер-младший в последнюю минуту безвозмездно предоставил организации $8,5 млн. Позже муниципалитет города Нью-Йорка выделил в качестве дара дополнительный участок.
Место, выбранное для центральных учреждений, находилось в запущенном районе с несколькими бойнями, железнодорожным депо и другими промышленными зданиями.
24 октября 1949 года Генеральный секретарь Трюгве Ли заложил первый камень в фундамент 39-этажного здания, а 21 августа 1950 года сотрудники секретариата начали занимать свои новые кабинеты.
С октября 1945-го по февраль 1946 года, в период формирования организации, обязанности Генсека ООН исполнял представитель Великобритании Глэдвин Джебб. С 1946 года ООН возглавляли семь человек. Нынешний Генеральный секретарь Пан Ги Мун — восьмой.

Шесть «Нобелей» ООН

В 2001 году ООН получила Нобелевскую премию мира, хотя до этого отдельные направления ее деятельности отмечались такой наградой, и даже не один раз.
Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев удостаивалось премии дважды — в 1954-м и 1981 годах.
Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) — в 1965-м.
Международные силы ООН по поддержанию мира — в 1988-м.
В 1961 году Нобелевской премией мира посмертно наградили Генерального секретаря ООН Дага Хаммершельда (Швеция).
Рекордсменом среди глав государств по продолжительности речи с трибуны Генассамблеи до сих пор является кубинский лидер Фидель Кастро. В 1960 году он говорил 4 часа 29 минут, что стало поводом для попадания в Книгу рекордов Гиннесса.
Иногда политикам, выступавшим с трибуны ООН, становилось плохо. А ливийский лидер Муаммар Каддафи в ходе своей последней речи в ООН в сентябре 2009 года довел до обморока переводчика.
Всем известен эпизод с ботинком Н. Хрущева, который соскочил с ноги и оказался под рукой в тот момент, когда лидер СССР негодовал на трибуне 15-й сессии ГА ООН. Во время выступления Н. Хрущев употребил известное выражение «кузькина мать», которое переводчик перевел буквально как kusma’s mother, чем привел делегации в замешательство. Смысл фразы был совершенно непонятен, и от этого угроза приобрела зловещий характер. В дальнейшем kusma’s mother переводчики заменили на другую часто используемую Хрущевым в отношении Запада угрозу: «Мы вас похороним» .

Гид по спальным местам в ООН

Во второй половине 90-х годов послом Франции при ООН был известный дипломат Алан Дежами. Он имел репутацию неразговорчивого, взвешенного дипломата, без ярко выраженного чувства юмора. Поэтому большим сюрпризом для многих стало появление в штаб-квартире ООН написанной им брошюры под интригующим названием Sleeping in the United Nations — о лучших местах в ООН, где можно поспать.
Автор «гида по спальным местам ООН» разделил места для сладкого сна во время длительных заседаний на пять категорий и присвоил им соответствующее число звезд: не рекомендующиеся, приемлемые, приятные, очень хорошие и исключительно хорошие. Со свойственной исследователю педантичностью он определил самые уютные, в основном темные, уголки и описал их комфортность, освещенность, отсутствие внешних раздражителей и шума, а также частоту использования. Самым лучшим местом для спокойного сна он назвал скрытый от посторонних глаз частный офис французской делегации в Секретариате ООН, а второе место по популярности отдал Библиотеке периодических изданий ООН, которая, по его словам, «производит впечатление покинутого монастыря».


Эркин АТАБЕКОВ.






Добавить комментарий