Европейский союз — Евразийский экономический союз: равноправные партнеры по диалогу?
Опубликован доклад с результатами международного проекта по выявлению возможностей интеграции Евразийского и Европейского союзов.
Надо наращивать усилия по нормализации и развитию отношений ЕС и ЕАЭС с выходом в долгосрочной перспективе на всеобъемлющее интеграционное соглашение. К такому выводу пришли Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития и Международный институт прикладного системного анализа (IIASA, Австрия) в докладе «Европейский союз и Евразийский экономический союз: долгосрочный диалог и перспективы соглашения».
Опубликован он по результатам совместного проекта «Вызовы и возможности экономической интеграции в рамках европейского и евразийского пространств». В реализации концепции общего экономического пространства «от Лиссабона до Владивостока» есть два горизонта планирования — краткосрочный и долгосрочный.
В краткосрочной перспективе требуется инвентаризация отношений между ЕС и РФ. Но не менее важно добиться признания европейской стороной Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссии для начала официального диалога между двумя союзами.
Обязательное условие прекращения нынешнего противостояния — решение базовых политических проблем. Однако усилия в этом направлении следует подкрепить концептуальным анализом и поиском практических способов развития экономических отношений между ЕС и ЕАЭС.
Авторы доклада исходят из того, что в будущем отношения между ЕС и Россией вернутся в конструктивное русло и появится возможность отмены взаимных санкций. Необходимо также долгосрочное видение и планирование в отношениях ЕС-ЕАЭС. Эксперты ЦИИ ЕАБР полагают, что заключение интеграционного соглашения между двумя союзами станет возможным к середине 2020-х годов.
Для этого нужно уже сейчас на экспертном уровне определить перспективную повестку и подвести аналитический фундамент под будущие переговоры, — отмечает директор ЦИИ ЕАБР Евгений Винокуров. — Мы выделяем 20 перспективных направлений переговорного процесса.
Предполагаемое соглашение о сотрудничестве между ЕС и ЕАЭС должно стать всеобъемлющим с учетом широты охватываемых проблем, объема и структуры отношений и степени взаимосвязанности между двумя интеграционными объединениями. Документ может охватывать множество сфер взаимодействия — от торговли товарами и услугами до свободы передвижения капитала, безвизового режима, развития трансграничной и транзитной инфраструктуры, технического регулирования и защиты прав интеллектуальной собственности.
В докладе представлены краткое описание результатов обсуждения этих сфер потенциального сотрудничества ЕС-ЕАЭС и предварительные предложения. Они выработаны в процессе проведения шести круглых столов высокого уровня, объединивших представителей Европейской комиссии, ЕЭК, госорганов и ведущих экспертов стран ЕС и ЕАЭС. В частности, в рамках круглых столов рассмотрены следующие вопросы.
Торговый режим: чтобы быть выгодным для всех договаривающихся сторон, это соглашение не должно сводиться к созданию собственно зоны свободной торговли (обнуление или снижение импортных пошлин). Логика следующая: «классическая» зона свободной торговли не выгодна ни России, ни Казахстану, ведь обе страны экспортируют преимущественно сырье. В силу структуры торговых потоков Россия и Казахстан не заинтересованы в свободном торговом режиме с ЕС в узком смысле (то же верно и в отношении Армении, Беларуси и Кыргызстана, хотя и в меньшей степени). Уступки в сфере торговли товарами надо компенсировать встречными уступками и прогрессом в других сферах. Особое внимание нужно уделить нетарифным барьерам: последствия их снятия могут оказаться намного более значимыми, чем последствия снижения импортных пошлин.
Энергетика: вопрос энергетической безопасности является фундаментальным и для ЕС, и для ЕАЭС. В случае ЕС речь идет о стабильности предложения (безопасность источников энергоносителей и транзитной инфраструктуры, справедливые и предсказуемые цены), в случае России и Казахстана — о стабильности спроса (финансовая и экономическая безопасность, справедливые и предсказуемые цены), в случае транзитных стран — о стабильности доходов и поставок. Все участники процесса заинтересованы и в обеспечении безопасности окружающей среды и устойчивости энергетических систем.
Транспорт и инфраструктура: очевидна необходимость модернизации и дальнейшего развития основных евразийских транспортных коридоров (автомобильных и железнодорожных) до 2030 года. Есть многочисленные технические варианты совмещения железнодорожных систем 1 520 и 1 435 (ширина колеи). Есть огромный потенциал развития и общих рынков электроэнергии и трансконтинентальных волоконно-оптических линий связи. Ключевую роль в обоих случаях играют вопросы нормативного регулирования, безопасности и капиталовложений.
Мобильность населения: в долгосрочной перспективе конечной целью выступает введение безвизового режима. Реальны организация крупномасштабных академических обменов и решение проблемы мобильности трансграничных пенсионных потоков. Вместе с тем вопрос трудовой миграции в контексте отношений ЕС-ЕАЭС на данном этапе поднимать преждевременно.
Методика оценки экономических эффектов в контексте ЕС-ЕАЭС: экспертное сообщество не должно ограничиваться оценкой краткосрочного прямого воздействия на торговлю. Следует проанализировать долгосрочные и косвенные последствия заключения соглашения, особенно те последствия, которые связаны с нетарифными барьерами. Их надлежащая оценка потребует применения нескольких современных методов анализа и моделирования.
Отметим, что международный проект «Вызовы и возможности экономической интеграции в рамках европейского и евразийского пространств» сегодня представляет собой единственную независимую платформу для регулярного диалога Еврокомиссии и ЕЭК. В 2017 году планируется начать второй этап проекта с фокусом на проведение большого массива исследований по сближению ЕС и ЕАЭС при учете фактора отношений с Китаем и другими крупными азиатскими партнерами.
Related News
Электронный счёт минус теневой оборот
С начала года субъекты предпринимательства выписали более 9,2 млн. электронных счетов-фактур (ЭСФ) на сумму оборотаRead More