Main Menu

Научите быть здоровым

Современная школа должна ориентироваться на воспитание культуры здоровья

Современная школа должна ориентироваться на воспитание культуры здоровья. С этой целью с сентября 2012 года в школах Кыргызстана в учебный план 1-5-х классов введен обязательный курс «Основы безопасности жизнедеятельности», рассчитанный на один час в неделю. Для учащихся 6-9-х и 10-11-х классов проводятся классные часы на тему укрепления здоровья в объеме десяти и пяти часов соответственно. В 10-11-х классах вопросы здоровья и безопасности жизнедеятельности также интегрированы в предмет «Допризывная подготовка». Тема санитарно-гигиенического воспитания включена в программы предметов «Этика», «Природоведение», «Биология» и др.

В то же время материально-техническая база многих школ республики не соответствует современным санитарно-гигиеническим требованиям. Это отражается на показателях заболеваемости, особенно гепатитом А, болезнями, вызываемыми острыми кишечными инфекциями, ОРВИ, гриппом. Среди детей и подростков наблюдается рост психических и поведенческих расстройств, в том числе из-за употребления психоактивных веществ. Особую тревогу вызывает рост заболеваемости среди детей до 14 лет. Причины — неблагоприятная семейная среда; неспособность справляться со стрессами; отсутствие жизненных навыков; неумение противостоять давлению общества и принимать собственное решение, развивать критическое мышление; доступность психоактивных веществ; агрессивная реклама; слабость медицинской, психологической, социальной служб в школах.

В последние годы в стране разработаны инновационные технологии и эффективные инструменты информирования подростков и молодежи о репродуктивном здоровье, формирования навыков ответственного поведения, профилактики ВИЧ-инфекции, наркомании, алкоголизма, табакокурения, инфекций, передающихся половым путем (ИППП). Собран интересный и полезный материал — методические пособия, справочники, электронные интерактивные, дистанционные курсы, программа «Маршрут безопасности».

То, что в школах учат думать о своем организме и беречь его, конечно, хорошо! Но другое дело — результативны ли уроки? Достаточно ли времени выделяется на профилактические занятия? Эффективна и полезна ли имеющаяся литература? К сожалению, до сих пор ни в одном учебном заведении предметы, нацеленные на формирование культуры здоровья, не внедрены в полном объеме. Во-вторых, все изданные пособия, руководства и сборники разработаны для целевой группы 15 лет и старше и направлены на решение уже имеющихся проблем в поведении и здоровье, а не на формирование привычек здорового образа жизни.

Недостатком является и то, что по итогам освоения профилактических программ не проводят оценку знаний и навыков учащихся.

Между тем количество ВИЧ-позитивных молодых людей в возрасте 15-29 лет в стране растет. По данным за 2013 год, их число составляло 1 496 человек, или 32% от общего количества людей, живущих с вирусом иммунодефицита (ЛЖВ).

7,8% от общего количества ЛЖВ — 450 детей в возрасте от 0 до 14 лет. 53% всех официально зарегистрированных ИППП приходятся на долю молодых людей в возрасте 15-29 лет. Количество абортов у девочек 15-17 лет увеличилось до 1,4 раза на 1 000 девушек этого возраста. Ежегодно официально регистрируют 1 200 абортов у девочек 12-17 лет. Рост рождаемости у девочек возрос с 4,1 на 1 000 человек в 2000 году до 7,2 в 2009-м, то есть с 645 до 1 270 случаев, или почти в два раза. Сексуальный дебют у наших юношей наступает в 14,6 лет, у девушек — в 15,7. При этом подростки мало информированы о контрацепции, профилактике ВИЧ/СПИДа, ИППП, о влиянии на репродуктивные способности наркомании, алкоголизма и т. д. Средний возраст начала потребления наркотических веществ — 10-14 лет. Доля лиц, имеющих опыт наркопотребления: в 5-7-х классах — 0,3%, в 8-11-х — 1,3%, среди учащихся профлицеев — 3%. Только 12% подростков знают о последствиях потребления наркотиков.

Согласно данным Республиканского медико-информационного центра за 2007 год, в предыдущие 5 лет заболеваемость среди подростков 15-17 лет увеличилась на 6,3% и составила 37 265,6 случая на 100 000 человек. Смертность среди 15-19-летних — 64,2 случая на 100 000 человек.

Корень проблемы заключается в недостаточном финансировании профилактических программ. Потому и нет обязательного учебного предмета на всех уровнях образования. По этой же причине у учителей и школьных медработников нет интереса стараться и трудиться творчески. В большинстве школ отсутствует стандартная учебная программа ЗОЖ. Она разрабатывается классными руководителями на основе программы, предложенной департаментом образования мэрии Бишкека.

Нет методических пособий. Особенно трудно работать без единой программы и соответствующих материалов в 10-11-х классах, так как ребят интересуют вопросы сексуального и репродуктивного здоровья. Одного часа в неделю явно недостаточно, учителя предлагают увеличить норму до двух часов.

Дамира ДЖУМАБАЕВА.






Добавить комментарий