Main Menu

Кадры решают все

Это крылатое выражение принадлежит, говорят, генералиссимусу Иосифу Сталину, стоявшему в свое время у руля великой Советской державы. Слова эти остаются актуальными и поныне. 

Новая история суверенного Кыргызстана говорит о том, что наши управленцы сильно влияют на ход развития страны и пока остается много вопросов к подбору и расстановке руководящих кадров. Если честное, патриотическое, компетентное управление ускоряет рыночные преобразования, то некомпетентное и коррумпированное — в такой же степени резко тормозит и даже поворачивает их вспять. Все зависит от того, кто придет на смену нынешнему руководству республики. Вопрос этот беспокоит всех кыргызстанцев и прежде всего нынешнего главу государства Алмазбека Атамбаева.

На одной из последних пресс-конференций, которые дал Президент, красной нитью проходила мысль о том, что управленческий руль необходимо передать профессиональным менеджерам государственного масштаба, элите нашего общества, которые на деле, а не на словах обязаны будут доказывать соотечественникам эффективность своей работы, пользу, патриотизм и верность стране и народу. В данное время, думаю, власть прежде всего обязана реанимировать реальный сектор экономики, возродить промышленное и сельскохозяйственное производства, улучшить благосостояние кыргызстанцев.

Ведь по-прежнему в нашей республике остается низким уровень валового внутреннего продукта на душу населения (чуть выше 1 200 долларов США). Это в десять раз меньше в сравнении с соседним Казахстаном, а разрыв с аналогичным показателем Российской Федерации достигает двадцатикратного размера.

Первая цифра, которая сразу бросается в глаза, — отношение размера бюджета к ВВП. Чем она выше, тем государство более социальное: доходы страны справедливо перераспределяются среди населения, социальное неравенство не так бросается в глаза. У нас этот показатель составляет 12,6%, у Казахстана — 24%.

По словам Президента А. Атамбаева, сказанным на пресс-конференции, предстоящий референдум должен обеспечить децентрализацию власти и контроль со стороны парламента и народа. Таким образом, быть может, удастся культивировать механизм положительной селекции руководящего состава страны, когда ключевые посты ветвей власти занимают наиболее подготовленные, компетентные и некоррумпированные кадры.

Правильно их подобрать поможет Конституция.

Ведь современный мир меняется стремительно, глобально, последствия этих изменений влияют на каждодневную жизнь граждан всей планеты и, в частности, кыргызстанцев. По прогнозам экспертов, в ХХI веке все страны мира разделятся на четыре группы:

  1. первая группа стран будет торговать креативными товарами, новыми идеями, проектами, изобретениями, ноу-хау и таким образом обеспечит своим гражданам высокий уровень доходов, то есть это страны «золотого миллиарда», вскормленные Федеральной резервной системой (ФРС) США долларами;
  2. вторая группа стран продолжит производить качественную, но традиционную технику, классический набор изделий, например электронику или автомобили. Это обеспечит населению средний уровень доходов (страны ЕС, КНР и азиатские «тигры»);
  3. третья группа, снабжающая мир сырьем, даст людям уровень доходов ниже среднего. Никакие цены на энергоносители уже не исправят ситуацию;
  4. четвертая группа стран — поставщиц дешевой рабочей силы — будет иметь самый низкий уровень доходов населения. Увы, наша республика пока занимает именно эту нишу распределения рынка и труда. Мы производим очень мало материальных благ, торгуем в основном сырьем и чужими товарами, экономическая суверенность нашей страны остается уязвимой внешними факторами.

Можно констатировать: в Кыргызстане вследствие реформ, проведенных в девяностых годах прошлого столетия, утрачен суверенитет экономический, финансовый, валютный, производственный, интеллектуальный, политический.

После распада СССР республика в течение очень короткого времени практически опустилась на периферию американо-европейской финансово-экономической системы, что привязало эмиссию кыргызского сома к доллару и евро. Страну развалили, поставив отечественную экономику в зависимость от внешних источников финансирования, позволили развиться чудовищной офшоризации и коррумпированности высшего эшелона власти.

Прошедший период новой истории показал, что любое развитие находится в руках народов и их руководителей. Можно развиваться с минимальными ресурсами, а можно иметь все необходимое и при этом находиться в хвосте мировой экономики. Сегодняшняя непростая ситуация в нашей стране кроется не только в финансах и валюте, «завязанной» на нее экономике, главное — это разделение рынка и труда в каждом финансово-экономическом союзе и отдельно взятом государстве.

Вопрос: где окажется Кыргызстан в ХХI веке? И он должен волновать будущее руководство страны, так как именно власть должна определить дальнейший ход развития республики. Основная задача властных структур — продвинуть ее в вышеназванную вторую группу государств мира.

В современном мире новому руководству Кыргызстана предстоит грамотно оценивать реальные и открывающиеся возможности, обладать достаточно адекватным видением насущных проблем как внутреннего развития страны, так и внешних условий выживания. Важны, разумеется, принципы и методы достижения своих геополитических, военных и экономических целей.

Сегодня мир стал сложнее, поэтому увидеть «прямую дорогу» и способы парировать риски, поджидающие на этом пути, новому руководству республики будет сложно. Поэтому оценки и прогнозы, которые вытекают из финансово-экономической ситуации мира, использования научных методов должны стать повседневной задачей руководства Кыргызстана.

Вооружаясь этими знаниями, проанализировав то, что происходит с нашей страной и окружающим миром, политики и элита сумеют сделать правильные выводы, поведут республику к успеху.

Своевременное владение ситуацией, особенно финансово-экономической информацией, даст возможность руководству страны подготовиться и парировать внешние удары в интересах наших соотечественников. Правильное распоряжение вышеназванными знаниями принесет пользу стране. Задача народа и парламента — открыть путь прихода к власти компетентным кадрам. Вышеназванные сложные задачи не каждому по плечу.

Нурудин КАРАБАЕВ,
д. с.-х. н., профессор,
декан факультета агрономии и лесного хозяйства КНАУ имени К. Скрябина.






Добавить комментарий