Main Menu

Рынок ЕАЭС. Как торговать?

Рынок ЕАЭС. Как торговать?

Без таможенных пошлин — это знают все. Но на границе необходимо представить кучу сертификатов соответствия, подтверждающих качество и безопасность продукции, санитарные и ветеринарные справки, декларации и т. д. Над их унификацией трудятся специалисты. Это работа не одного дня.

«СК» продолжает информировать бизнесменов, фермеров, дальнобойщиков о новых правилах пересечения границы.
Предприниматели всех стран, входящих в коалицию государств Евразийского союза, приветствуют механизм «единого окна», перевод деклараций в электронный формат. Это быстро, удобно, экономит время и средства.


БУМАЖНЫЕ НОСИТЕЛИ УХОДЯТ В ПРОШЛОЕ

В рамках реализации проекта по внедрению механизма «единого окна» эксперты Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) под руководством директора Департамента таможенной инфраструктуры ЕЭК Владимира Скибы проанализировали более сотни документов, необходимых для торговли и предоставления услуг потребителям пяти государств, входящих в кооперацию.
Исследования нетарифного и технического регулирования определят возможность использования этих документов и сведений из них через разрабатываемый сегодня в странах ЕАЭС механизм «единого окна».

Для того чтобы понять, куда идти, нужно сначала понять, где ты находишься, — говорит Владимир Скиба. — Поэтому мы начали работу с анализа существующей сегодня ситуации.

Как сообщил Скиба, департаменты комиссии и госорганы от сторон, задействованные в тематическом блоке «Разрешительные документы», определили их перечень по указанным сферам регулирования, необходимым для осуществления внешнеэкономической деятельности. Эксперты вынесли свои заключения, чтобы использовать эти документы в электронном виде, а в последующем — унифицировать и гармонизировать сведения из них.

Анализ коснулся 117 документов, установленных правом союза. Только в семи из них законодательно закреплена возможность их оформления в виде электронных данных, определен их формат и структура. В отношении семнадцати правила не ясны, расплывчаты, но предусмотрена возможность переноса данных в электронный формат. Более 50 документов на бумажных носителях, около 40 нуждаются в установлении формы, отсутствуют инструкции, разъясняющие, как их заполнять.

Как итог — лишь 24 из 117 включенных в анализ документов могут оформляться в электронном виде, причем возможность определения их форматов и структур в подобной форме существует сегодня только в отношении семи из существующих 24 документов. Остальные 93 требуют внесения изменений в право союза, — резюмировал Владимир Скиба, — с целью наделения юридической значимостью электронных документов наравне с письменными. Это следующий этап работы. Необходимо предусмотреть правила, позволяющие разрабатывать и утверждать структуры и форматы электронных документов. Закрепление таких норм станет основанием для технической реализации и позволит планировать государствам-членам разработку или доработку информационных систем,

— пояснил представитель Евразийской экономической комиссии.

Он обратил внимание на то, что в анализ вошли далеко не все документы, необходимые для осуществления внешнеэкономической деятельности.

Существует огромный пласт документации на национальном уровне и оговоренный международными договорами государств-членов с третьими сторонами, — подчеркнул Владимир Скиба. — И если внесение изменений в право союза и в акты, утвержденные на национальном уровне, — процесс разрешимый, то внесение изменений в международные договоры, где договаривающимися сторонами могут быть также страны, не являющиеся членами союза, — процесс длительный и не всегда осуществимый.

В связи с этим директор Департамента таможенной инфраструктуры предложил свой вариант использования сведений из документов в электронном формате, подготовленных его командой:

Документы в полном виде и составе для осуществления ВЭД не нужны. Необходимы отдельные сведения из них.

Владимир Скиба предлагает уйти от законодательной переработки существующих документов, чтобы наделить их необходимыми юридическими правами. Для этих документов законодательно должен быть определен иной способ их электронного использования — через закрепление юридической значимости сведений электронных баз данных (электронных реестров) этих документов либо через определение в законодательстве норм, предусматривающих использование информационных систем государственных организаций государств-членов в рамках информационного взаимодействия с определением участников такого взаимодействия, а также составов сведений для обмена.

Владимир Скиба предложил коллегам пойти по выработанному таможенным блоком пути.

Анализ на первоначальном этапе выявил определенные риски, которые могли бы в дальнейшем поставить под вопрос саму идею внедрения механизма «единого окна» во внешнеэкономической деятельности стран союза. Считаю, что проработка таких рисков на старте — единственный возможный вариант успеха в нашем деле. Реинжиниринг существующих технологий обмена документами и сведениями, в котором и заключается суть «е-окна», — это сложный процесс с широким охватом по сферам, компетенциям и кругу задействованных лиц,

— подчеркнул директор Департамента таможенной инфраструктуры.

Евразийская экономическая комиссия готова оказать консультационную поддержку и поделиться всеми наработками в этом деле.

МЕДИЦИНСКАЯ АППАРАТУРА. ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД — ШЕСТЬ ЛЕТ

За это время производители медтехники должны успеть перестроиться, пересмотреть ассортимент выпускаемой продукции, чтобы не проиграть в конкурентной схватке.

Евразийская экономическая комиссия завершила формирование нормативной базы Евразийского экономического союза для запуска общего рынка медицинских изделий. На правовом портале ЕАЭС опубликованы Правила регистрации и экспертизы безопасности, качества и эффективности медицинских изделий, утвержденные решением Совета ЕЭК в феврале 2016 года.

Документ устанавливает правовое регулирование отношений в области применения обязательных требований к медицинским изделиям и проведения странами Евразийского союза экспертизы на соответствие этим требованиям.

Единое регулирование рынка медтехники предполагает применение наилучших практик. Одновременно единое регулирование рынка снизит барьеры, связанные с особенностями национальных рынков медицинских изделий.

Процедура регистрации медицинской аппаратуры предусматривает взаимное признание уполномоченными органами стран союза результатов исследований (испытаний) и экспертиз, полученных в ходе выполнения процедур регистрации медицинских изделий, и возможность одномоментного выхода продукции на рынки всех государств-членов.

Эта процедура снизит издержки производителей на регистрацию медицинских изделий благодаря исключению дублирования оценки безопасности и эффективности медицинских изделий, сокращению сроков регистрации. Доступность медицинских изделий для граждан, проживающих в России, Казахстане, Армении, Беларуси, Кыргызстане, вырастет многократно.

Предполагается, что общий рынок медицинских изделий заработает в конце текущего года. Его запуск не станет тяжким испытанием для бизнесменов. До 31 декабря 2021 года в рамках ЕАЭС будут сосуществовать две процедуры допуска медицинских изделий в обращение — по единым требованиям союза и в соответствии с законодательством стран ЕАЭС.

СОВМЕСТНЫЙ ПРОГНОЗ: СКОЛЬКО ПРОДАДИМ ОВОЩЕЙ ЗА КОРДОН? МОЖНО ПОСЧИТАТЬ

На 11-м заседании Консультативного комитета по агропромышленной политике при коллегии Евразийской экономической комиссии под председательством члена коллегии (министра) по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Сергея Сидорского обсудили вопросы углубления интеграции и кооперации в сфере АПК.

В мероприятии приняли участие руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт, представители министерств, ведомств и бизнес-сообщества государств Евразийского экономического союза.

Члены комитета рассмотрели проект порядка выплаты компенсации в случае нарушения государством — членом ЕЭК обязательств по государственной поддержке сельского хозяйства. Документ подготовлен экспертами сторон при содействии Департамента по агропромышленной политике в рамках выполнения Рабочего плана по разработке актов и международных договоров в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе.

Проект порядка предусматривает алгоритмы распределения компенсации между сторонами союза в случае нарушения одного из государств-членов своих обязательств по господдержке в части применения запрещенных субсидий или превышения уровня субсидирования, искажающего взаимную торговлю. Для расчета размера компенсации будут использоваться данные взаимной торговли за трехлетний период, предшествующий году нарушения. При этом размер компенсации и срок выплаты установит совет Евразийской экономической комиссии. Документ планируется внести для рассмотрения Коллегией Евразийской экономической комиссии.

На заседании одобрили подходы по разработке проекта порядка организации и проведения переговоров и консультаций по вопросам реализации согласованной агропромышленной политики, включая государственную поддержку сельского хозяйства.

Документ позволит упорядочить процедуру досудебного урегулирования государствами-членами споров по вопросам реализации согласованной агропромышленной политики. Рекомендовано рассмотреть возможность проведения переговоров и консультаций в рамках Консультативного комитета по агропромышленному комплексу.

На заседании Консультативного комитета также обсудили развитие биржевой торговли сельскохозяйственной продукцией.
Важным вопросом повестки дня стало рассмотрение методологии расчета прогнозных балансов спроса и предложения государств-членов по сельскохозяйственной продукции, продовольствию, льноволокну, кожевенному сырью, хлопковолокну и шерсти.

В настоящее время в Евразийском экономическом союзе сформирована система прогнозирования спроса и предложения по основным видам сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Вместе с тем в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе, принятием в союз новых членов — Республики Армении и Кыргызстана, реализацией утвержденного Евразийским межправительственным советом Плана мероприятий по развитию легкой промышленности назрела необходимость корректировки единой методологии прогнозирования.

В частности, документ актуализирован с учетом терминологии, принятой в договоре. Расширен перечень продукции, по которому будут формироваться совместные прогнозы спроса и предложения: овощебахчевые культуры, фрукты и ягоды, сырье для легкой промышленности (лен, хлопковолокно, кожевенное сырье и шерсть).

Система прогнозирования спроса и предложения по основным видам сельскохозяйственного сырья и продовольствия позволит повысить уровень информированности всех заинтересованных сторон в отношении текущей конъюнктуры и ожидаемой ситуации на агропродовольственном рынке ЕАЭС. Это будет способствовать более взвешенному принятию решений при распределении финансовых и материальных ресурсов, создании условий для привлечения инвестиций в отрасль.

Консультативный комитет одобрил комплексный документ — Совместный прогноз развития АПК, спроса и предложения государств — членов ЕАЭС по основным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия на 2016-2017 год. Принято решение направить документ в Евразийский межправительственный совет. Совместный прогноз развития АПК способствует увеличению взаимной торговли и снижению импорта сельскохозяйственной продукции.

Члены Консультативного комитета поддержали предложение министра ЕЭК Сергея Сидорского рассмотреть на совместной встрече министров сельского хозяйства государств-членов вопросы реализации основных направлений согласованной агропромышленной политики. Во время встречи в качестве одной из важных тем предполагается обсудить подготовку совместных прогнозов спроса и предложения по основным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

ТОВАРЫ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. ТРЕБОВАНИЯ ИЗМЕНИЛИСЬ

Коллегия Евразийской экономической комиссии под руководством председателя Тиграна Саркисяна одобрила изменения в технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (ТР ТС 017/2011).

После утверждения этих изменений участники рынка получат более взвешенный техрегламент. Он будет учитывать практику применения в государствах-членах и поспособствует более эффективному ведению бизнеса в странах ЕАЭС,

— отметил директор Департамента технического регулирования и аккредитации ЕЭК Арман Шаккалиев.

В частности, заявитель получит возможность использовать в качестве доказательства для подтверждения соответствия готового изделия протоколы испытаний материалов и комплектующих, из которых оно изготовлено.

Ряд изменений упростит процедуры подтверждения соответствия продукции легкой промышленности. Теперь в отношении ковров, войлока, фетра, нетканых материалов и готовых изделий из них контроль миграции вредных веществ может проводиться в воздушной или в водной среде, а контроль миграции вредных веществ из домашней, летней и пляжной обуви будет проводиться из ее внутренней поверхности.

Вносятся изменения в требования биологической и химической безопасности к текстильным материалам, изделиям и одежде из них. В частности, исключен норматив по показателю «гигроскопичность» для столового и кухонного белья, по показателю «воздухопроницаемость» — для одеял и подушек. Эти требования признаны избыточными.

Часть изменений техрегламента касается требований химической безопасности текстильных, полимерных и других материалов, кожи, в том числе искусственной. Изменились нормативы для поливинилхлоридных и полиуретановых материалов, касающиеся определения содержания кадмия, цинка, хлорэтана, толуилендиизоцианата. Исправлена техническая ошибка по нормированию массовой доли водовымываемого хрома в меховых изделиях. Теперь норма — содержание хрома не более 3,0.

Внесены изменения в части подтверждения соответствия продукции легкой промышленности обязательным требованиям. Речь идет о продукции, подлежащей декларированию соответствия по схемам 3д, 4д, 6д. В перечень включены столовое и кухонное белье, носовые платки, купальные полотенца и простыни, платочно-шарфовые и другие аналогичные изделия. Для группы бельевых, корсетных, купальных и аналогичных изделий также изменена форма оценки соответствия. Сертификация применяется только для нательного белья, корсетных и купальных изделий.

Кроме того, Коллегия ЕЭК утвердила форматы и структуры электронных паспортов транспортных средств, шасси, самоходных машин. Применение унифицированных форматов и структур позволит установить в рамках союза единый информационный макет электронных паспортов.

Таким образом, общие правила формирования паспортов в электронном виде для взаимного обмена дают возможность всем участникам систем (изготовителям, уполномоченным органам, администратору) осуществлять информационный обмен в рамках систем электронных паспортов на одном «языке». Это существенно повышает эффективность функционирования систем электронных паспортов и исключает возможность возникновения в них ошибок, связанных с различными форматами электронных документов.

Подготовила
Галина ЛУНЕВА.






Добавить комментарий