Main Menu

Череда кровавых событий. Есть ли между ними связь?

Череда кровавых событий. Есть ли между ними связь?

Середина лета в этом году отличилась не только погодными капризами, но и политическими потрясениями, вызвавшими широкий международный резонанс: всего за пять дней, с четверга 14 июля по понедельник 18 июля, в разных точках мира произошло четыре серьезнейших трагических события. Что это? Случайное стечение обстоятельств или ничего случайного нынче в мире не бывает?

ИТАК, В НОЧЬ с четверга на пятницу, в самый разгар национального французского праздника — Дня взятия Бастилии, в Ницце смертник по имени Мохаммед Лахуаедж Бухлель на тяжелом грузовике наехал на толпу отдыхающих. По живым людям он проехал целых два километра, прежде чем полицейские поняли ситуацию и сумели нейтрализовать преступника. Под колесами фуры погибли 84 человека, раненые исчисляются сотнями. Власти Франции назвали трагедию террористическим актом.

СУТКИ СПУСТЯ в Турции произошла попытка государственного переворота. Группа заговорщиков из высших эшелонов военного руководства попыталась захватить власть, пленив или уничтожив первых персон действующего правительства. Президенту Реджепу Тайипу Эрдогану и премьер-министру Бинали Йылдырыму удалось ускользнуть из рук мятежников, но многие государственные здания, включая парламент, подвергнуты бомбардировке и блокированы танками. В этом краткосрочном выпаде мятежников, названном некоторыми экспертами мини-гражданской войной, погибло более двухсот человек, ранены тысячи. Президент подавил путч и сохранил власть, но будущее Турции по-прежнему остается неопределенным. Президент Эрдоган объявил чрезвычайное положение на три месяца. Идут чистки в военных, полицейских, судебных органах власти, все настойчивее звучат намерения вернуть смертную казнь, несмотря на вопли западных «партнеров» о несоответствии подобных репрессивных действий идеологическим ценностям Евросоюза, куда Турция упорно просилась несколько последних лет. Похоже, с этими мечтами теперь придется расстаться — Эрдоган сделал выбор в пользу «развязанных рук».

Если с Западом отношения турецкого Президента обострились, то с Москвой они, напротив, получили новый импульс. Во всяком случае, планы сотрудничать с Москвой турецкий лидер неоднократно озвучивал в этот нелегкий для него период.

ЕЩЕ ЧЕРЕЗ СУТКИ, утром в воскресенье, в Армении радикальная общественная организация «Учредительный парламент» захватила здание патрульно-постовой службы в ереванском районе Эребуни. «Сасунские храбрецы», как называют себя бунтовщики, взяли в заложники нескольких высших полицейских офицеров и потребовали освобождения координатора организации Жирайра Сефиляна, арестованного за незаконное приобретение и хранение оружия. При этом погиб один из офицеров, несколько ранены. Власти начали переговоры, но второй в истории Армении теракт уже негативно воздействует на стабильность в республике: «храбрецов» поддерживает все больше оппозиционных движений.

К слову, Ж. Сефилян — армянский военный и политический деятель, бывший командир Шушинского особого батальона, подполковник, герой карабахской войны, кавалер ордена “Боевой крест” 1-й степени. Один из лидеров оппозиционного движения «Учредительный парламент». 6 декабря 2015 года перед конституционным референдумом объявил о формировании совместного оппозиционного штаба общественного фронта спасения «Новая Армения». 20 июня 2015 года был задержан по подозрению в планировании вооруженного захвата административных зданий и телебашни Еревана, что должно было стать сигналом к государственному перевороту.

Следственный комитет Армении распространил сообщение, согласно которому Сефилян лично поручал своим сподвижникам доставать, перевозить и хранить оружие, а также отдал приказ быть готовыми к его использованию в нужный момент. Именно военное прошлое и особый взгляд на Карабах стали мотивом для подготовки Сефиляном «военного переворота». Но вдохновленные им на это сподвижники самым глупым образом попытались реализовать эти намерения, захватив полицейских, среди которых заместитель главы полиции Армении генерал-майор Вардан Егиазарян и его коллега из полиции Еревана полковник Валерий Осипян. Главное требование радикалов-захватчиков — освобождение своего «командира» Сефиляна, ну и так, до кучи — отставка республиканских властей и формирование правительства доверия.

Вокруг захваченного здания патрульно-постовой службы кучкуются оппозиционные демонстранты, поддерживающие радикалов и периодически вступающие в столкновения с полицией. Самые активные пытаются возводить баррикады. Периодически демонстранты бросают в полицейских камни и другие тяжелые предметы, те в ответ используют слезоточивый газ и дымовые шашки. Местами слышится стрельба. Силовики утверждают, что ситуация под контролем. Больше сотни демонстрантов задержаны. Территория оцеплена усиленными отрядами полиции, снаряженными спецсредствами и противогазами.

Эксперты удивлены тем, что полиция медлит со штурмом здания и освобождением заложников, так как эта ситуация генерирует нестабильность и втягивание в протесты против власти других групп недовольных. Лишь через неделю, в минувшую субботу, из захваченного полицейского участка выпустили всех заложников. Однако каких-то выводов из случившегося пока никто не озвучивал.

В ЭТОТ ЖЕ ДЕНЬ некий рецидивист проник в Алматинское РУВД, завладел автоматом и обстрелял полицейских, после чего сбежал на легковом автомобиле, застрелив водителя. Его позднее поймали, но в инциденте погибли трое представителей закона.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев назвал случившееся терактом и потребовал «принять все меры». Как и в «земельных митингах», он усмотрел в этом преступлении признаки цветных революций и отметил, что «террористы получают инструкции из-за рубежа».

А вот директор Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) при Президенте РК Ерлан Карин сомневается:

За терактом в Алматы не стоят внешние силы, и, возможно, это не теракт,

— считает он.

У напавшего на полицейских в Алматы не было цели захватить какие-то административные здания или устроить взрыв и умереть, иначе его не взяли бы живьем,

— заявил Zakon.kz доктор Института геополитических исследований Асылбек Избаиров. Эксперт считает, что пока еще рано делать окончательные выводы, так как нет целостной картины произошедшего:

Слишком много было слухов, ошибочной информации, паники. Говорили и про сотни вооруженных людей, и про взрыв на вокзале Алматы-1, и про группы террористов по всему городу. На поверку полиция поймала всего лишь двух (!) подозреваемых и пока не ясно, были ли еще другие злоумышленники. К сожалению, количество жертв от рук террористов подтвердилось — это трое полицейских, офицер погранслужбы и мирный житель. Пока мы можем выдвигать лишь предварительные версии,

— считает эксперт. По его мнению, по внешним и поведенческим характеристикам пойманный силовиками преступник тянет скорее на представителя криминальных структур, чем террористических. И в этом смысле проводит параллель с Ниццей:

И там «террорист» — мелкий преступник, хулиган, баловавшийся наркотиками и опять же лечившийся от психического заболевания. И образ жизни убийцы далек от исламского понимания, например, такого, какой ведут те же представители салафитского движения. Да и парижские террористы тоже оказались нерелигиозными, в их клубе в Бельгии продавались наркотики, они до терактов вели обычную жизнь, далекую от праведной. И сегодня такие нестабильные личности находят в подобных диких и жестоких поступках некий выход для своей души. Если бы они жили в исламском обществе, то подверглись бы жестокому наказанию за свои злодеяния,

— уверен А. Избаиров.

ГЛАВНЫЙ ВОПРОС, возникший в связи с этими событиями, — есть ли между ними связи и если «да», то откуда ветер дует.

Авторитетный международный эксперт Сергей Михеев — директор Института каспийского сотрудничества — уверен: если связь между этими преступлениями и существует, то косвенная:

Я бы не стал связывать события в Ницце и Турции с произошедшим в Армении и Казахстане, а армянские и казахстанские столкновения с властями — между собой. Не исключаю, что некая глубокая конспирологическая игра присутствует, но фактов, которые позволяли бы говорить об этом однозначно, нет или не хватает. В Армении, скорее всего, речь идет об армянских националистах — такая у них политическая матрица, но тут, насколько я понимаю, проявляется недовольство попытками нынешнего Еревана идти на некий компромисс, в том числе по карабахскому вопросу. Другое дело, что этим могут воспользоваться какие-то внешние силы, в первую очередь прозападные,

— считает он.

Что касается убийств в Казахстане, то его и Ниццу я бы связал в одно целое, потому что и там, и там действуют глобальные террористические сети, их ответвления, более далекие или более близкие. В Казахстане инцидент произошел практически сразу за актюбинскими событиями. Уже есть множество слухов и версий вплоть до борьбы за власть, но я считаю, что налицо действия глобальных террористических сетей. Они создают свои ячейки, которые пытаются пробовать свои силы и действовать,

— подчеркнул С. Михеев.

По мнению эксперта, теракт в Ницце, давший старт этой цепи кровавых событий, стал наиболее ярким проявлением работы системы глобального терроризма.

Попытка представить террориста, устроившего кровавое «развлечение» в Ницце, одиночным сумасшедшим не выдерживает критики. Факты все больше и больше говорят в пользу того, что он готовил теракт и у него были связи. Система, которую используют террористические организации в Европе, будет применяться и дальше. Во Франции это делать легче, учитывая, во-первых, огромное количество мигрантов, во-вторых, историческую специфику (проблемы с Алжиром и Тунисом), в-третьих, слабость спецслужб. Дальше стоит ждать целой волны терроризма. Дадут ей нарастать или не дадут — вопрос к европейским спецслужбам, но в ситуации, когда они все задачи безопасности фактически передоверили американцам, это сделать достаточно сложно,

— уверен эксперт.

Что касается Турции, то С. Михеев считает, что случившийся там военный мятеж во многом стал следствием многочисленных ошибок, совершенных Президентом страны, во внутренней и внешней политике последнего времени:

Эрдоган начал слишком рискованную игру не по силам, испортив отношения практически со всеми соседями, хотя начинал он с формулы «ноль проблем с соседями». Во внутренней политике сыграл свою роль фактор роста роли религии в жизни светского государства при снижении роли армии при том, что военные ведут боевые действия в девяти провинциях страны. Переворот — большая проблема лично Эрдогана, он довел до этого страну. Сейчас, конечно, ему легко будет обвинить некие внешние силы в путче и не решать существующих проблем, хотя они стали слишком тяжелыми и глубокими и спровоцировали эту попытку переворота. Военные попросту воспользовались ситуацией, когда у Эрдогана сложились достаточно сложные отношения со всеми внешними центрами силы и он отсутствовал в столице,

— констатировал Сергей Михеев.

В МОСКВЕ ТАКЖЕ считают, что причины беспорядков во Франции, Турции, Армении и Казахстане различны. Выступивший по этому поводу пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков отметил, что где-то события следует расценивать как попытки госпереворота, где-то они несут признаки откровенного криминала. Он считает, что каждый конкретный случай нужно рассматривать и анализировать отдельно. Однако он подчеркнул, что российские власти обеспокоены «турбулентностью» в этих странах и следят за ситуацией.

ВОТ ТАКАЯ ТРЕВОЖНАЯ неделя выпала в середине июля. События насколько серьезные, насколько и поучительные — неспокойно в нашем окружении. Хочется верить, что отечественные силовики держат руку на пульсе — пока им удавалось успешно работать на упреждение планов и намерений местной оппозиции. Сейчас ситуацию осложняет еще и террористическая угроза у соседей. Или имитация таковой. В общем, не дремать! Ради спокойствия наших соотечественников.

Татьяна ПОПОВА.

P.S. Последнее сообщение новостных лент: немецкий гражданин иранского происхождения открыл стрельбу в торговом центре «Олимпия» в Мюнхене. Позже выяснилось, что стрелков было по меньшей мере трое. Число жертв достигло 15 человек. В городе объявлено чрезвычайное положение. Мюнхенцам советуют не покидать свои дома или искать убежища в близлежащих зданиях. Необъявленная война пассионариев продолжается. Каждый оправдывает свои действия какими-то важными мотивами, вплоть до «улучшения мира». Вспоминается саркастическое: «Мы не объявляем войну, но бороться за мир будем так, что никому мало не покажется». В такой обстановке — бдительность, бдительность, бдительность!






Добавить комментарий