Main Menu

Евразийская экономическая комиссия сообщает…

«Белая книга» для борьбы с препятствиями в ЕАЭС

5 июля коллегия Евразийской экономической комиссии ЕЭК обсудила идеологию и формат системной работы по устранению барьеров и ограничений, действующих между странами Евразийского экономического союза.

В связи с этим комиссия намерена рассмотреть возможность подготовки так называемой «Белой книги». Это программный документ со сводом существующих сегодня в ЕАЭС препятствий, которые создают преграды для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы в рамках интеграционного объединения.

Принципиально важно усилить работу в этом направлении, тем более что устранение действующих препятствий, каким бы сложным оно ни было, и есть, в сущности, основная цель создания ЕАЭС,

— подчеркнул председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян.

Предполагается, что в документе обозначат не только перечень различных преград, мешающих населению и бизнесу стран союза, но и «дорожную карту» с графиком и мерами по их устранению.

В настоящий момент благодаря работе комиссии уже устранено 81 препятствие. Например, в Республике Армении отменили двойное обложение НДС при ввозе физическими лицами транспортных средств для личного пользования из других государств ЕАЭС. Такая же ситуация наблюдалась ранее и в Казахстане. Однако свыше 450 препятствий сохраняют свое действие на рынках союза. Около 80% из них относятся к категории допустимых Договором о ЕАЭС (так называемые изъятия и ограничения). Остальные же барьеры фактически не соответствуют нормам и правовому полю союза.

ЕЭК ведет активную работу по выстраиванию коммуникаций с заинтересованными лицами, бизнес-сообществом и государствами-членами, разрабатывает ряд аналитических инструментов для анализа всего массива информации о препятствиях на пути функционирования внутренних рынков. В первую очередь это «матрица рисков»,

— отметила член коллегии (министр) по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям комиссии Карине Минасян.

Одновременно ЕЭК формирует рейтинги стран ЕАЭС по степени свободы передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств союза. Планируются также секторальные практические исследования, включающие проведение контрольных закупок, специализированные опросы и изучение различных кейсов по субъектам предпринимательской деятельности.

Работа по выявлению и устранению препятствий — ключевой и постоянный процесс. Поэтому их устранение следует рассматривать как один из основных положительных факторов на пути интеграции государств ЕАЭС.


Пополнился единый рынок услуг ЕАЭС

Коллегия ЕЭК утвердила 18 планов либерализации отдельных секторов услуг.

Согласно Договору о ЕАЭС, государства-члены стремятся к созданию и обеспечению функционирования единого рынка услуг в максимальном количестве секторов. Он уже действует в 43 секторах с момента вступления в силу данного договора.

Функционирование единого рынка услуг дает мощный импульс для экономического, промышленного роста государств союза, повышения их конкурентоспособности, привлечения дополнительных инвестиций в экономики стран ЕАЭС, активизации деятельности бизнеса, создания дополнительных рабочих мест, сокращения безработицы,

— отметил член коллегии (министр) по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Сулейменов.

Предусмотрено расширение единого рынка услуг через переходный период на основе утверждаемых Высшим Евразийским экономическим советом планов либерализации, определяющих порядок и этапы формирования единого рынка в этих секторах. Перечень секторов услуг, по которым формирование единого рынка в рамках союза предстоит осуществить в соответствии с планами либерализации, утвержден решением ВЕЭС. Всего в этот перечень переходного периода вошел 21 сектор услуг.

Над планами либерализации работали восемь рабочих групп под руководством Тимура Сулейменова. В итоговых документах предусмотрены мероприятия и согласованы сроки окончательного перехода секторов услуг к единому рынку. При этом учтена возможность разноскоростной интеграции в него стран союза. На каждом этапе либерализации они проведут совместную работу по реализации планов, при этом мероприятия будут осуществляться всеми сторонами последовательно и одновременно.

Либерализация затрагивает такие сферы, как строительство, инжиниринг, градостроительное проектирование, аренду и лизинг прогулочных судов без оператора, услуги в сфере недвижимого имущества и оценки имущества, маркшейдерскую съемку, картографию, прогноз погоды и метеорологию, рекламу, туризм, производство и демонстрацию кино- и видеофильмов, проведение научно-исследовательских работ.

Идет работа по формированию планов либерализации в секторах услуг, предусмотренных решением ВЕЭС № 30, что расширит наш единый рынок услуг. В стоимостном выражении — это более 10% от общего объема предоставляемых услуг в государствах-членах. В совокупности с секторами услуг, уже находящимися в едином рынке, они образуют почти 60% от общего объема предоставляемых услуг,

— сообщил министр ЕЭК Тимур Сулейменов.

В ходе реализации планов либерализации намечено провести анализ существующего законодательства государств-членов, оценить идентичность регулирования этих секторов услуг в странах союза, изучить наилучший международный опыт регулирования. Будет сделан и вывод о наличии или отсутствии содержательной эквивалентности мер регулирования, организовано административное сотрудничество. Планы либерализации в случае необходимости предусматривают как выявление актов, где следует провести гармонизацию, так и гармонизацию законодательства стран союза с учетом наилучшего международного опыта регулирования.

В ближайшее время решение коллегии ЕЭК вынесут на рассмотрение совета комиссии. Окончательно планы либерализации предстоит одобрить президентам стран ЕАЭС на заседании Высшего Евразийского экономического совета.


Назначен новый министр по энергетике и инфраструктуре

К руководству блоком энергетики и инфраструктуры ЕЭК приступил представитель от Кыргызстана Адамкул Жунусов, назначенный главами государств — членов Евразийского экономического союза.

Адамкул Жунусов имеет большой опыт государственной службы, накопленный за долгие годы работы в Государственной таможенной службе Кыргызстана. С 2013 года по апрель 2016 года он занимал пост председателя ГТС.

Отметим, что 26-е заседание коллегии ЕЭК состоялось в обновленном составе, с участием нового министра по энергетике и инфраструктуре.


Оценили текущее состояние развития национальных механизмов «единого окна»

Состоялось второе заседание Координационного совета рабочей группы по реализации плана мероприятий, предусмотренных основными направлениями развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности государств — членов ЕАЭС.

В нем участвовали представители госорганов Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России, ответственные за реализацию проекта развития механизма «единого окна» во внешне-
экономической деятельности, и Евразийской экономической комиссии.

Отметим, что государства — члены ЕАЭС провели анализ состояния развития национальных механизмов «единого окна», в ходе которого стороны сделали комплексную ревизию имеющихся нормативных актов, направленных на создание условий для перехода на электронное взаимодействие участников ВЭД и госорганов. Анализ коснулся и ключевых бизнес-процессов в сфере ВЭД, связанных с импортом, экспортом и транзитом товаров, информационно-технических систем и программ, используемых в настоящее время госорганами.

Комиссия ожидает окончательные отчеты от сторон, по результатам анализа которых для каждой страны — участницы союза разработают рекомендации касательно дальнейшей работы по развитию механизма «единого окна».

Члены Координационного совета обсудили и концепцию разрабатываемой эталонной модели «единого окна», которая послужит дальнейшим ориентиром для государств — членов союза в развитии национальных «единых окон».

На встрече шла речь и о результатах анализа документов и сведений, требуемых для осуществления внешнеэкономической деятельности в государствах — членах союза. Он показал, что потребуется существенная работа по внесению изменений как в право союза, так и в национальное законодательство с целью наделения электронных документов юридической значимостью наравне с письменными.


Общий рынок медизделий: единство требований

Директор Департамента технического регулирования и аккредитации ЕЭК Арман Шаккалиев рассказал сотрудникам группы компаний — представителей индустрии глобального рынка медицинских изделий о ключевых задачах комиссии, связанных с обращением медизделий на общем рынке ЕАЭС.

Бизнесменов интересовали прежде всего условия реализации медицинских изделий на общесоюзном рынке. Это любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие товары, применяемые в медицине: от бинтов и термометров до артроскопических комплексов и томографов.

Арман Шаккалиев подчеркнул, что правовую основу для обеспечения работы в Евразийском экономическом союзе общего рынка таких товаров составляют определенные нормы Договора о союзе, Соглашение о единых принципах и правилах их обращения и пакет документов, принятых для его реализации и охватывающих разработку, изучение, производство и выпуск всех видов медизделий.

Впервые для союза в целом и ранее применявшихся систем национального регулирования, — сказал глава департамента ЕЭК, — в основу работы рынка медизделий положены нормативные акты, регламентирующие требования к функционированию системы управления качеством производства, концепция дифференциации объема требований к разработке, исследованию и выпуску в обращение медицинских изделий в зависимости от класса их потенциального риска.

На встрече особо отмечено, что один из принципов функционирования общего рынка ЕАЭС — единство требований, предъявляемых в том числе к маркировке медицинских изделий.

Обязательным становится клиническое исследование изделий высоких классов потенциального риска, активных имплантируемых медизделий. При этом в процессе перерегистрации медизделий для доступа на общий рынок одним из ключевых параметров пригодности результатов проведенных до 2016 года клинических исследований станет их соответствие стандартам доказательного научного исследования.

Обязательно должен соблюдаться и так называемый территориальный принцип, связанный с понятием частичной локализации: как минимум одно исследование таких медизделий надо провести в союзе или государствах, выполняющих рекомендации Международного форума регуляторов медицинских изделий.

Документы комиссии в сфере обращения медизделий призваны оптимизировать условия для ведения бизнеса путем ликвидации излишних административных барьеров при получении доступа на общий рынок ЕАЭС,

— отметил Арман Шаккалиев.

Все принятые нормативные акты комиссии начнут действовать с момента вступления в силу Протокола о присоединении Республики Армении к названному выше соглашению. Сейчас в государствах-членах завершаются процедуры его ратификации. Таким образом, в ближайшее время ожидается полноформатный запуск общего рынка медизделий.

Для удобства его участников установлен достаточно продолжительный переходный период: до конца 2021 года сохранится параллельная работа национальных систем регистрации и систем регистрации медицинских изделий на общем рынке.

Отдельную часть встречи собравшиеся посвятили современному регулированию глобального рынка медизделий. Они обсудили разработку Евросоюзом, США, Канадой, Германией подходов к классификации изделий, применяемых не только в медицине, но и в смежных областях (косметологии, пищевой промышленности, сфере бытовых услуг), либо рассматриваемых одновременно как лекарственные препараты и медицинские изделия.

По итогам дискуссии высказана обоюдная уверенность в продолжении диалога между регуляторами государств — членов ЕАЭС, Евразийской экономической комиссией и представителями индустрии медицинских изделий.


Заслон для непрошенных гостей

Директор Департамента санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер ЕЭК Игорь Гаевский и директор российского отделения Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН Евгения Серова обсудили перспективы совместной работы, связанные с обеспечением фитосанитарной безопасности при международной торговле подкарантинной продукцией.

Особое внимание они уделили повышению фитосанитарного потенциала национальных организаций по карантину и защите растений стран ЕАЭС. При этом Евгения Серова подчеркнула, что ФАО придает большое значение сотрудничеству с ЕЭК.

Подкарантинная продукция, по определению в Договоре о ЕАЭС, — это растения, продукция растительного происхождения, грузы, почва, организмы, материалы, тара, упаковка, включенные в специальный перечень товаров, подлежащих карантинному фитосанитарному контролю на таможенной границе и территории союза.

С исчезновением в нем внутренних границ для товаров, активизацией миграции населения, развитием торгово-экономических отношений в ЕАЭС активно пытаются «мигрировать» и опасные вредители, возбудители всевозможных заболеваний. Классический пример экспансии иностранных мигрантов-насекомых — колорадский жук, который прибыл когда-то в страны нынешнего союза из Северной Америки и теперь опустошает картофельные поля. Правильно организованный фитосанитарный контроль ставит для таких непрошеных гостей надежный заслон, позволяет свести к минимуму экономический ущерб.

Игорь Гаевский отметил:

Повышение фитосанитарного потенциала национальных организаций по карантину и защите растений государств Евразийского экономического союза — одна из ключевых задач в сфере карантинных фитосанитарных мер. Ее решение обеспечит надежную защиту всей таможенной территории ЕАЭС от завоза и распространения карантинных объектов.

Старое высказывание «кадры решают все», по мнению участников встречи, особенно актуально для современных фитосанитарных служб. Обсуждая эту тему, Евгения Серова предложила расширить программу технического сотрудничества «Укрепление потенциала служб национального фитосанитарного контроля в странах Восточной Европы», включив в нее все страны ЕАЭС. Это позволит провести обучение сотрудников НОКЗР в рамках технического содействия со стороны ФАО.

Стороны пришли к единому мнению, что обучение персонала национальных организаций стран союза по международным стандартам не только укрепит их фитосанитарные кадры, но и повысит продовольственную безопасность ЕАЭС, поспособствует устранению недоверия и административных барьеров во взаимной и международной торговле.

Глава департамента ЕЭК сообщил о предстоящих международных семинарах, организуемых в июле и ноябре этого года, пригласив представителей ФАО принять в них участие.


Новые документы

О них сообщил на заседании коллегии ЕЭК министр промышленности и агропромышленного комплекса Сергей Сидорский.

Так, соглашение по добровольному согласованию специфических промышленных субсидий обеспечит принципы добросовестной конкуренции стран — членов ЕАЭС. Рассмотрены и приняты правила проведения спорных разбирательств согласно международному опыту.

Государства ЕАЭС получат возможность добровольного согласования с комиссией специфических субсидий, а также обращения в ЕЭК при необходимости проведения разбирательства по вопросам предоставления промышленных субсидий, подтвердил Сергей Сидорский.

Проект соглашения предусматривает возможность инициирования процедуры разбирательства в отношении промышленных субсидий при наличии рисков нанесения ущерба государству — члену ЕАЭС или в случаях нарушения условий, порядка предоставления уже согласованных специфических субсидий.

Еврокомиссия выступит в качестве третьей нейтральной стороны. Механизм разбирательства обеспечит независимый и объективный анализ соответствия предоставленной субсидии принятым соглашениям. Господдержку, которая наносит или может нанести ущерб отрасли национальной экономики, при необходимости можно заблокировать.

Применение механизма добровольного согласования специфических субсидий обеспечит конкуренцию между государствами-участниками, которые будут застрахованы от риска последующего введения компенсирующей меры в отношении получателя такой субсидии,

— подчеркнул Сергей Сидорский.

Эксперты государств-членов и ЕЭК должны определить критерии, на основе которых комиссия будет принимать решения о допустимости или недопустимости специфических субсидий.
В работе над документом эксперты опирались на опыт международных и интеграционных объединений, в том числе Европейского союза, Всемирной торговой организации.


О цифровых платформах

Промышленный блок Евразийской экономической комиссии предложил индустриальным странам Евразийского экономического союза подготовить пилотные проекты.

Они станут основой для развития цифровой повестки союза в промышленности. Проекты могут базироваться как на механизмах государственного регулирования, так и на создании различных цифровых платформ. Причем — на стыке промышленности и торговли, транспорта и логистики, энергетики и информационно-коммуникационной инфраструктуры.

Эксперты обсудили опыт Евросоюза в этой сфере, стратегию развития информационного общества в рамках СНГ, стандарты ОЭСР в цифровой экономике и рекомендации Всемирного банка.

Большинство участников сошлось во мнении, что формируемая цифровая повестка ЕАЭС, в том числе в промышленности, может опираться на реализуемые международные проекты в рамках СНГ, БРИКС, АТЭС, ОЭСР, а также на национальные проекты государств — членов альянса в рамках развития цифровой экономики.

Эксперты также предложили рассмотреть проекты в сфере мониторинга за движением товаров с использованием технологий интернет-вещей, телемедицины (HealthNet), управления автотранспортными потоками (AutoNet), разработки международных B2B-площадок для развития кооперации, создания общих цифровых платформ. Это поможет развить на евразийском пространстве транспортно-логистические коридоры.


К стратегическому взаимодействию

Семинар «Сотрудничество в сфере информационно-коммуникационных технологий, регулирование трансграничных рынков, создание цифрового пространства в рамках интеграционных объединений ЕАЭС, СНГ, ШОС, БРИКС, АТЭС, выработка стратегического взаимодействия с ЕС и Китаем («Цифровой Шелковый путь»)» состоялся в Аналитическом центре при правительстве Российской Федерации.


Охрана интеллектуальной собственности

Коллегия Евразийской экономической комиссии под руководством Тиграна Саркисяна одобрила проект меморандума о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Евразийской патентной организацией (ЕАПО). Документ основан на положениях Договора о ЕАЭС и Евразийской патентной конвенции (сентябрь 1994 года), предусматривает сотрудничество сторон в сфере интеллектуальной собственности.

Это позволит координировать работу по развитию национальных и региональных систем охраны, защиты и использования объектов интеллектуальной собственности в евразийском регионе, что приведет к снижению объемов контрафактной продукции, повысит качество продукции и товаров первой необходимости.

Сегодня нашим странам как никогда важно создать единое правовое поле, чтобы инвесторы могли получить гарантии и интеллектуальную защиту своей продукции на пространстве союза,

— отметил член коллегии (министр) по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Сулейменов.

Обеспечение правовой охраны объектов интеллектуальной собственности в странах Евразийского экономического союза и государствах — участниках Евразийской патентной конвенции окажет положительный эффект на привлечение инвестиций в евразийский регион и будет способствовать развитию инновационных высокотехнологичных производств.

Подписание меморандума планируется в ближайшее время.






Добавить комментарий