Main Menu

Кто-то теряет, а кто-то… находит

По данным Инспекции по топливно-энергетическому комплексу Кыргызстана, в стране наметилась тенденция к снижению технических и коммерческих потерь электроэнергии в распределяющих компаниях. По сравнению с первым полугодием прошлого года технические потери снизились почти на 22%, а коммерческие —  на 45%. Однако все еще не устранены лазейки для сокрытия мнимых потерь, а значит,  и возможности для хищений. Причина тому — неэффективный менеджмент, считают эксперты.

Инспекция провела анализ потерь электрической энергии в распределительных компаниях Кыргызстана, используя официальные данные «Северэлектро», «Востокэлектро», «Ошэлектро» и «Жалалабатэлектро». За 2011 год увеличилось поступление элекоэнергии в сети компаний более чем на 1,5 млрд. кВт.ч, в процентном соотношении это около 18% (по сравнению с 2010 годом). По итогам 2011-го наметилась положительная тенденция к снижению роста технических и коммерческих потерь в распредкомпаниях. Технические снизились почти на 22%, коммерческие — на 45%.
Суммарные потери электроэнергии на территории Кыргызстана — как технические, так и коммерческие — составляют около 25%. Несмотря на двукратное уменьшение по сравнению с 2007 годом, данный показатель до сих пор остается неоправданно высоким. Объясняется это рядом факторов, предупреждающих налаженное и оперативное функционирование системы.
При нынешней системе учета электроэнергии отсутствует возможность четкого разграничения технических и коммерческих потерь, что в свою очередь препятствует сокращению хищений в отрасли. Кроме этого, многие технические, финансовые и коммерческие процедуры, чрезвычайно важные по своей природе, на деле представляют лишь ряд формальностей и не обеспечивают должного функционирования бизнес-процесса. В целом действующие системы коммерческого учета, оплаты труда, регулятивная база и бизнес-практика являют собой непрозрачную систему, поощряющую противоправные действия в отрасли.
В распределительных энергетических компаниях есть факторы, способствующие очевидному завышению технических потерь над коммерческими. Так, к примеру, за первое полугодие 2011-го  компания     «Северэлектро» демонстрирует  прирост технических потерь электроэнергии на 74,8%, что даже при увеличении нагрузки на 23,8% больше реального в 1,7 раза. Общие технические потери электрической энергии увеличились почти на 33% в 2011 году в «Северэлектро». В целом за 2011-й технические потери электроэнергии в компаниях составили 1 728 млн. кВт.ч, что превышает показатель 2010 года на 331,6 млн. кВт.ч (рост 23,8%). Это говорит о том, что каждый пятый киловатт-час из увеличения поступления в сети был утрачен. Объем коммерческих потерь — хищений электроэнергии — составил почти 547,4 млн. кВт.ч по всем распредкомпаниям.
Есть все основания полагать, что происходит целенаправленное завышение технических потерь для сокрытия потерь коммерческих (хищений). Основная же часть коммерческих потерь преобладает на линиях ведомственных подстанций и предприятий и колеблется в пределах 21-37% от общего объема. Дальнейшее включение данных потерь в тарифы не побуждает распределительные компании к их сокращению.
Устаревшие базы данных по сетям и потребителям расширяют возможности хищения электроэнергии потребителями. Неоднократно были зафиксированы случаи наличия как минимум 10% незарегистрированных пользователей в районах частных застроек (Бишкек, Ош, Чолпон-Ата). Оплата контролеру производилась наличными средствами и не регистрировалась в бухгалтерских документах. Только компанией «Северэлектро» за 2010 год было зарегистрировано        14 411 случаев хищения или несанкционированного использования электроэнергии. Широко распространена практика отнесения и списания похищенной элекроэнергии на несуществующих потребителей в виде безнадежных долгов.
Растущая дебиторская задолженность создает распределительным компаниям массу проблем во взаимоотношениях с кредиторами. Даже принимая во внимание факт неоднократного ее списания, по информации правительства Кыргызской Республики, задолженность распределительных компаний уже на начало 2011 года составила 1 168,4 млн. сомов с продолжающимся ростом. Кроме этого, были зарегистрированы случаи неправомерного списания дебиторской задолженности в 2009-2010 гг. К примеру, в 2010 году компанией «Северэлектро» произведено списание дебиторской задолженности по абонентам Жайылского района на 66,3 млн. сомов. За 2011 год дебиторская задолженность не уменьшилась. Ее рост составил 156,7 млн. сомов, или 13,3%. При этом наибольший рост задолженности произошел в АО «Жалалабатэнерго», где задолженность увеличилась на 67,3 млн. сомов, на 48,9%  в процентном отношении.
Манипуляция расходами электроэнергии на собственные нужды компаний также является весьма важным элементом в коррумпированной среде энергосектора. В основном использование электроэнергии для нужд распредкомпаний направлено на обеспечение производственной и административно-управленческой деятельности. Объемы энергии, используемые компаниями для собственных нужд, чрезмерно велики и продолжают расти из года в год, что наводит на мысль о сокрытии коммерческих потерь в системе (хищение и мошенничество). В 2011 году распредкомпании продолжали неоправданно потреблять электроэнергию на свои потребности — было израсходовано свыше 26,4 млн. кВт.ч энергии, что на 42,3% больше, чем в 2010 году. Только в «Жалалабатэлектро» был зарегистрирован рост расходов на 1 208,8%. В целом расходы на собственные нужды увеличились резко во всех компаниях, за исключением «Северэлектро». Рост объемов использования электричества на собственные нужды в таких размерах нельзя объяснить никакими аргументами, в том числе ссылкой на увеличение объемов планово-предупредительных и ремонтных работ основного и вспомогательного оборудования компании или на создание комфортных условий труда для своих работников. Представляется, что большая часть использованной электроэнергии прикрывает коммерческие потери (хищение и мошенничество).
Коррумпированная система сбора показаний электроэнергии — также лазейка для хищений. В Кыргызстане широко распространены различные виды мошенничества и хищения электроэнергии, такие, как установка перемычек на клеммах приборов учета,  умышленное повреждение прибора учета,  уменьшение показаний приборов путем сговора с контролерами и даже отсутствие самого прибора учета.
Внедрение принципов добросовестного управления, согласно исследованию, проведенному Инспекцией по топливно-энергетическому комплексу страны, может обеспечить снижение потерь электрической энергии. Необходимо в первую очередь сформировать реальную базу абонентов, сверить дебиторскую задолженность,  внедрить автоматизированную систему коммерческого учета,  обеспечить прозрачность и аргументированность объемов технических потерь, а также разработать и внедрить эффективную кадровую политику.

Подготовила
Чинара АСАНОВА.

 






Добавить комментарий