Main Menu

Есть такая профессия — налоги собирать

В пятницу налоговые инспекторы и ветераны отрасли Кыргызстана отметили профессиональный праздник — День работника налоговой службы. Поздравить коллег пришли представители аппаратов Президента и правительства, министры финансов, экономики, коллеги из Гостаможни, Финполиции, Счетной палаты, депутаты парламента.

ГНС, учрежденная в составе Министерства финансов 1 июля 1990 года, 26 лет назад, является важнейшим госорганом исполнительной власти. Именно она, обеспечивая сбор налогов и иных платежей, формирует бюджет страны. За минувшие годы ведомство неоднократно подвергалось реорганизации, изменяя подчиненность, и только с 2010 года приобрело нынешний статус — ГНС при правительстве КР.

В 1996 году в стране подготовили и приняли первый Налоговый кодекс (НК КР), причем с опережением многих соседей по бывшему советскому блоку. Введение в действие новой редакции НК в 2009 году привело налоговую службу к необходимости модернизации, реформы нормативной базы.

Сегодня в 63 территориальных управлениях и центральном аппарате налогового ведомства трудится более двух с половиной тысяч квалифицированных сотрудников.

Безусловно, главный показатель эффективности ГНС — сбор налогов, объем которых в 2015 году составил почти 61 млрд. сомов. Для сравнения, 25 лет назад в госбюджет удалось собрать 11 млн., а в 1995-м — уже почти 2,5 млрд. Каждую пятилетку итоговая цифра увеличивается практически вдвое. На 2016 год намечено собрать налогов на сумму свыше 78 млрд. сомов.

Глава ГНС Замирбек Осмонов
Глава ГНС Замирбек Осмонов

Глава ГНС Замирбек Осмонов отметил: «За 26 лет наше ведомство прошло очень сложный путь, и сегодня мы с гордостью можем сказать, что ГНС сейчас стала современной структурой государства, предоставляющей множество электронных услуг налогоплательщикам. Мы полностью автоматизировали все бизнес-процессы налогового администрирования, исключили дублирующие функции и промежуточные звенья, за счет внедрения автоматизированных рабочих процессов перешли на двухступенчатую структуру управления «район — центр». Обслуживание клиентов налогового ведомства ведется по принципу «единого окна». Мы предоставили налогоплательщикам возможность совершать платежи, заполнять декларации, отправлять отчеты в электронном формате, через Интернет. Многое делается для дальнейшего развития системы, повышения качества услуг, оказываемых нашим уважаемым налогоплательщикам».

Уже невозможно представить ГНС без оказываемых ею новых сервисных услуг. Сегодня каждый из нас при оплате многих видов налогов, в том числе на имущество, земельного, подоходного, привычно использует современные методы — интернет-банкинг, платежные и POS-терминалы.

В ГНС подчеркивают, что эти новшества максимально исключили непосредственный контакт между налоговиком и плательщиками, сделали работу службы более открытой, доступной и прозрачной, что значительно снизило коррупционные проявления.

С 2015 года на ГНС возложены дополнительно важные функции, помимо главной задачи по выполнению прогноза доходной части госбюджета и осуществления контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства. В первую очередь это функции администрирования косвенных налогов по импорту в связи с вхождением Кыргызстана в ЕАЭС с августа 2015 года. С декабря 2015-го реализуется пилотный проект по сбору социальных отчислений в УГНС по Октябрьскому району столицы и Сокулукскому району Чуйской области.

Также с начала 2016 года во всех территориальных УГНС осуществляется госрегистрация физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств без образования юридического лица. Следующая важнейшая функция налоговой службы — фискализация контрольно-кассовых машин с функцией онлайн-передачи данных (ККМ-онлайн-режим), цель ее — рост прозрачности учета платежей и стимулирование добросовестного ведения бизнеса.

 полковник налоговой службы Бурулкан Султановна Мамбетшаева
Полковник налоговой службы Бурулкан Султановна Мамбетшаева

Ветеран с 26-летним стажем полковник налоговой службы Бурулкан Султановна Мамбетшаева рассказывает: «Мне посчастливилось стоять у истоков формирования налоговой службы республики в 1990 году, в самом конце советского периода развития. Тогда пришлось одновременно решать много организационных вопросов — приобретение здания, транспорта, определение систем оплаты и присвоение чинов. Первым директором налоговой службы стал Салморбек Асипов, а меня назначили одним из трех его заместителей вместе с Эркином Айдаровым и Шайлообеком Кияшевым. В моем ведении находились вопросы налогообложения госпредприятий, общественных организаций. Сейчас работаю в центральном аппарате ГНС главным инспектором управления доходов, а ранее возглавляла управление и отдел. С осени 2015-го являюсь и зампредседателя общественного объединения ветеранов финансовой и налоговой службы. В стране таких ветеранов насчитывается около двухсот, мы проводим много мероприятий с их участием, не оставляем без внимания».

 
Начальник управления правовой и апелляционной работы ГНС советник налоговой службы 1-го ранга Искендер Асылкулов
Начальник управления правовой и апелляционной работы ГНС советник налоговой службы 1-го ранга Искендер Асылкулов

Начальник управления правовой и апелляционной работы ГНС советник налоговой службы 1-го ранга Искендер Асылкулов трудится в налоговом ведомстве уже 23 года, начинал с должности районного инспектора по сбору местных налогов. Затем он возглавлял городское УГНС, сейчас курирует сбор налогов от крупных налогоплательщиков в центральном аппарате налоговой службы. С ним удалось обсудить проблему налоговой задолженности крупных плательщиков: «Природа существования задолженности заключается либо в несвоевременном финансировании, либо в неправильном применении налогового законодательства, или же в элементарной неуплате клиентом необходимых налогов. К примеру, у нас есть косвенные налоги — они взимаются с покупателя и должны быть переданы в бюджет страны. А налогоплательщики, которые обязаны это делать, оставляют средства у себя и тем самым копят долги. В Налоговом кодексе в этих случаях предусмотрено принудительное взыскание, у ГНС есть право ареста счетов, затем — наложения ареста на имущество. По Бишкеку, Ошу, Чуйской и Ошской областям насчитывается около 400 крупных налогоплательщиков, они обслуживаются в управлении контроля за ними. Доля этих плательщиков в формировании бюджета страны — около 50 процентов. Всего же по Кыргызстану крупных «игроков» — до тысячи предприятий, значит, есть и существенные резервы».

В рамках празднования Дня налоговика ГНС назвала 10 лучших компаний — налогоплательщиков страны. С формулировкой «За значительный вклад в развитие экономики, активное участие в формировании доходной части бюджета, добросовестное исполнение налогового законодательства по результатам 2015 года и пяти месяцев 2016-го» в сфере производства отмечены ОсОО «Эмилия» (Ошская область), ОсОО «Золотой орех» (Джалал-Абадская область).

В сфере торговли и услуг — это:

  • ОсОО «Уорлд Фьюел Сервисес (КГ)» (Бишкек),
  • ОАО «Айыл Банк» (УККН),
  • ОсОО «Олтрейд» (Чуйская область),
  • ОсОО «Бока» (Чуйская область),
  • ОсОО «НК Сервис» (Ош),
  • санаторий «Голубой Иссык-Куль» (Иссык-Кульская область),
  • индивидуальные предприниматели Х. Абдуллаева (Ошская область) и Ж. Ахметова (Иссык-Кульская область).

Они получили из рук главы ГНС сертификаты и дипломы.

директор прославленного профсоюзного санатория "Голубой Иссык-Куль" Лира Батырбекова
Директор профсоюзного санатория «Голубой Иссык-Куль» Лира Батырбекова

Говорит директор прославленного профсоюзного санатория «Голубой Иссык-Куль» Лира Батырбекова: «Сегодня наш санаторий наградили в числе лучших налогоплательщиков страны. Это очень приятно — ранее нас отмечали как отличника в налоговой сфере в районном масштабе, а теперь — в масштабе страны. Врученные сертификат, нагрудный знак добросовестного налогоплательщика и удостоверение — хорошая мотивация, они подтверждают нашу честную и открытую деятельность. Рост доходов, отмечаемый в санатории за последние годы, — результат улучшения нашей работы. И это закономерно приводит и к росту налоговых отчислений. Отмечу, что в 2015 году мы приняли свыше пяти тысяч гостей на санаторно-курортное лечение — жителей Кыргызстана и ближнего зарубежья (России, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана и других стран). В тандеме с Министерством соцзащиты республики охватываем санаторно-курортными услугами людей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов 1-й и 2-й групп), профсоюзных работников. Объем доходов санатория в прошлом году достиг 90 миллионов сомов, в этом же планируем получить более 100 миллионов. Во многом это стало возможным из-за перевода семиэтажного корпуса №5 на круглогодичный режим работы благодаря проведенному там ремонту, наладке отопления и горячего водоснабжения».

Глава ГНС З. Осмонов подчеркнул, что основная цель награды «Лучший налогоплательщик» — поощрить компании и предприятия, успешно работающие в различных отраслях экономики, популяризировать честное, прозрачное и грамотное ведение бизнеса, как и формирование налоговой культуры юридических и физических лиц.

Елена МЕШКОВА.
Фото автора.



« (Previous News)



Добавить комментарий