Main Menu

Самый последний вызов урановому наследию

В который уже раз (хотелось бы верить, что на этот раз точно в последний) международные донорские финансовые организации заинтересовались проблемой реабилитации урановых хвостохранилищ и предлагают конкретную, действенную помощь. Миссия Европейской комиссии (ЕК) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) обещает (при непременном условии — совместных действиях с Кыргызстаном) помочь с реабилитацией урановых отходов, радиоактивных и загрязненных участков бывших шахт для уменьшения рисков здоровью населения и окружающей среде.

Об этом на прошлой неделе сообщили представители миссии Евросоюза, находившиеся в Бишкеке для обсуждения всех аспектов давно требующей решения задачи.

Еще в 2010 году специалисты Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) создали комплексный отчет, в котором приведен полный список «горячих» точек и приоритетов по восстановлению окружающей среды в Центральной Азии. Отчет к настоящему времени преобразован в стратегический региональный мастер-план. В его рамках Евросоюз уже выделил 9 млн. евро на проведение детальной оценки экологических последствий и технико-экономических обоснований на участках Минкуш, Шекафтар, Майлуу-Суу.

Напомним, что во времена СССР регион Средней Азии был важным источником урана, добыча которого продолжалась более полувека. В придачу урановая руда на переработку завозилась и из других стран. В результате в отвалах и «хвостах» до сих пор размещены немалые запасы радиоактивных материалов. В 1995 году большинство шахт в нашей стране закрылось по ряду причин, но ни до, ни после экологической реабилитацией местности серьезно никто не занимался, поскольку в бюджете средств на эти цели никак не находили. Хотя, честно скажем, попытки решить вопрос предпринимались, причем с разных сторон — как от партнеров по развитию, так и по линии международных финансовых доноров.

Очевидный факт не первый год: накопленные в регионе запасы радиоактивных материалов серьезно угрожают окружающей среде и здоровью населения. Нередкие земле-трясения и очень высокая селеопасность в регионе ЦА способны привести к тому, что радионуклиды и другие токсичные материалы легко попадут в реки, озера, водозаборы, что представляет особую опасность не только для Кыргызстана, но и для всего населения нижнего течения горных рек в густонаселенной Ферганской долине.

Чтобы информировать доноров и население республики о предстоящих восстановительных работах на «хвостах», в 2015 году специалисты ЕС создали Счет для восстановления окружающей среды (многосторонний донорский фонд) — инструмент, который позволит направить усилия международного сообщества на поиск долгосрочных решений экологической проблемы, возникшей в период добычи и переработки урана в регионе ЦА. Задача счета — привлечь как можно больше донорских средств для помощи странам нашего региона в реабилитации уранового наследия.

Способов реабилитации много: к примеру, это засыпка или ликвидация хвостохранилищ либо защита рек от опасных стоков. На начальном этапе средства фонда пойдут на высокоприоритетные объекты в Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане в виде грантов для проектов реабилитации.

Кроме того, ЕС предоставил 16,5 млн. евро в рамках инструмента обеспечения ядерной безопасности на операционные средства фонда. 21 июля 2016 года в Лондоне пройдет первое заседание ассамблеи доноров этого фонда. В Англию поедут представители и Кыргызстана, и стран-партнеров. В 2017-м правительства стран-получателей при поддержке ЕК и ЕБРР обсудят ход работы на конференции высокого уровня. Вообще, Европейский банк управляет средствами семи донорских фондов, деньги из которых идут на повышение ядерной безопасности в Восточной Европе и Центральной Азии. На сегодня 45 стран-доноров и институтов обещают выделить 4 млрд. евро на эти проекты (крупнейшим из которых является реабилитация Чернобыльской АЭС).

Представитель Евросоюза Жозе Мота
Представитель Евросоюза Жозе Мота

Представитель Евросоюза Жозе Мота, глава миссии, программный менеджер ЕС по проектам ядерной безопасности, по завершении бишкекской дискуссии отметил: «Нерешенный вопрос с радиоактивными отходами представляет серьезную угрозу региону, продолжается негативное влияние на окружающую среду. У стран ЦА нет ресурсов для устранения такого влияния, поэтому они запросили помощь европейского сообщества. Это отражено в резолюции ООН за декабрь 2013 года, которая призывает государства мирового сообщества помочь этой проблеме. Еврокомиссия приняла соответствующее решение о помощи странам Центральной Азии. С одной стороны, мы работаем с организацией МАГАТЭ в Вене, а с другой — с заинтересованными сторонами, чтобы найти решение, расставить приоритеты и в конечном итоге определить стоимость программы. Параллельно работаем и с ЕБРР, в прошлом году учрежден фонд для решения целей реабилитации хвостохранилищ. ЕК уже выделила 16,5 миллиона евро на эти цели, но мы сами не справимся — мероприятие очень дорогое, потому ищем и других доноров».

Ж. Мота также добавил, что проект объединяет в себе политические, экономические, финансовые, технические и социальные аспекты.

Во время бишкекского визита представители ЕС обсудили тему в кабинете министров Кыргызстана, по этому поводу глава миссии отметил необходимость конструктивного политического диалога с руководством страны:

«Нам необходимо взаимодействие по двум фронтам: помощь в выделении средств, стране необходимо повысить свой статус в глазах мирового сообщества. Также нужна соответствующая административная поддержка, чтобы с самого начала проект реализовывался гладко — это касается регулирования, лицензирования и управления им. Совместными усилиями мы добьемся результатов».

Замглавы управления ядерной безопасности ЕБРР Балтасар Линдауэр
Замглавы управления ядерной безопасности ЕБРР Балтасар Линдауэр

По словам замглавы управления ядерной безопасности ЕБРР Балтасара Линдауэра, в числе приоритетов банка — сотрудничество с Кыргызстаном, в том числе в решении более чем серьезной проблемы радиоактивных отходов: «Мы рады, что в сотрудничестве с ЕК и правительством страны уже сделаны шаги в направлении рекультивации бывших шахт. Мы готовы делиться аналогичным опытом, который имеется по другим странам. В частности, участвовали в рекультивации ряда объектов в Чернобыле, ряда объектов на территории бывшего Советского Союза, в том числе в Центральной Азии. Уже начата подготовка и намечены итоги, которых следует достичь. В правительстве республики мы обсудили правовые основы сотрудничества. Подход кыргызской стороны — очень партнерский. Мы удовлетворены, что уже переходим от подготовительной фазы к практической».

Журналисты поинтересовались, не связаны ли действия ЕС с намерением в будущем транспортировать и хранить радиоактивные отходы на территории Кыргызстана. Ж. Мота ответил отрицательно.

Программный менеджер Еврокомиссии по ядерной безопасности Мартин Андерсен
Программный менеджер Еврокомиссии по ядерной безопасности Мартин Андерсен

По данным ЕС, на территории республики в списке приоритетов по реабилитации «хвостов» пока три вышеперечисленных проекта, пояснил программный менеджер Еврокомиссии по ядерной безопасности Мартин Андерсен. Но, пояснил он, только в Майлуу-Суу имеется 23 объекта, требующих рекультивации, к каждому из них нужно делать ТЭО и искать разные способы ликвидации вреда — это перемещение отходов либо засыпка большими объемами почвы, либо возведение стены, которая защитит от попадания отходов в реки. Рассматриваются плюсы и минусы всех способов рекультивации. В первую очередь надо обеспечить безопасность людей, которые живут рядом. Эксперты заверили, что будут применять прогрессивный опыт, имеющийся в Восточной Германии, США и других странах в этом направлении. По Минкушу и Шекафтару подготовка ТЭО уже начата в 2015 году, в 2017-м уже пойдет речь о стоимости, вариантах рекультивации и графике.

Он также подчеркнул региональный характер намеченных проектов реабилитации: и в Таджикистане, и в Узбекистане есть схожие проблемы, потому требуется региональный, комплексный подход. ЕС в поисках общего решения работает одновременно в трех странах ЦА. На реабилитацию трех участков с отходами в нашей стране, пояснил М. Андерсен, сейчас почти готовы ТЭО, по их результатам и определится необходимая сумма для дальнейшей работы. Проекты — отнюдь не краткосрочные, они будут значимы и для потомков нынешнего поколения. В 2017 году донорский фонд начнет свою работу, проектный цикл может занять 5-7 лет. Но и участие местного населения страны очень важно, подчеркнули европейские партнеры. Когда каждый из проектов пройдет экспертизу на местах, доноры намерены обсуждать все их нюансы с местными сообществами.

На вопрос, будут ли учтены разработки всех предыдущих участников процесса реабилитации «хвостов», в частности партнеров по развитию — России, ПРООН и других, представители Евросоюза ответили: «Конечно, будем использовать. Почему они не довели работу до конца? Не было комплексного плана, ряд проектов рассматривал конкретные вопросы, а не проблему страны в целом. Сейчас в рамках ЕС и МАГАТЭ мы работаем комплексно».

Представители Евросоюза пообещали информировать общественность страны в дальнейшем по любому запросу в сфере реабилитации радиоактивных хвостохранилищ.

Елена МЕШКОВА.
Фото автора.






Добавить комментарий