Main Menu

Доступ к средствам Кыргызско-Российского фонда открыт для всех!

пресс-конференция об итогах работы Кыргызско-Российского фонда развития за 2015 год

В Бишкеке состоялась долгожданная пресс-конференция об итогах работы Кыргызско-Российского фонда развития за 2015 год. На нее в полном составе прибыли члены правления фонда с российской и кыргызской сторон во главе с председателем правления. С середины марта т. г. на этот ответственный пост назначен экс-мэр столицы Кубанычбек Кулматов.

К. Кулматов напомнил, что высший орган фонда — совет, который решает стратегические вопросы, а у правления — функции исполнительного органа. Зампредседателя правления Владимир Некрасов вместе с Олегом Кудяковым входит в его состав с российской стороны. Членами правления с кыргызской стороны назначены Бакыт Курманбеков и Эркин Асрандиев. В совете фонда, наоборот, трое представителей российской стороны и двое кыргызстанцев. Глава совета КРФР — заместитель министра финансов России Сергей Сторчак.

Фонд развития как средство модернизации кыргызской экономики В. Некрасов в презентации о структуре, целях, назначении, задачах и конкретных достижениях Кыргызско-Российского фонда развития напомнил: его миссия — модернизация экономики Кыргызстана в условиях евразийской экономической интеграции, расширение экономического сотрудничества двух стран. Россияне предложили доходчивый слоган: «Дайте своему бизнесу расти в глобальных масштабах!»

Зампред отметил:

«В прошлом году ваша страна приняла важное для себя решение, став полноправным участником Евразийского экономического союза. Экономики стран-участниц очень сильно отличаются. Чтобы Кыргызстан чувствовал себя комфортно в условиях объединения, принято решение об оказании содействия и помощи вашей стране для адаптации кыргызской экономики в условиях членства в ЕАЭС. Миссия фонда — три в одном: модернизация ее экономики, развитие двустороннего взаимовыгодного сотрудничества между странами, адаптация экономики в новых условиях внешнеэкономической деятельности в рамках ЕАЭС. Кыргызстан должен найти свою нишу, свою специализацию».

Условия, миссию, задачи, структуру фонда устанавливает ряд подписанных между Россией и Кыргызстаном программных документов. Оказывается, у фонда столь же весомый статус, как у Всемирного, Азиатского, Европейского банков, МВФ и других авторитетных международных организаций. Это позволяет ему вести свою, не зависимую от требований Национального банка Кыргызстана политику и предоставлять возможности для бизнеса страны в виде «длинных» ассигнований, удобных процентных ставок и сроков погашения кредитов.

«Устав фонда развития — это наша «конституция», где заложены основные положения, которым мы обязаны следовать»,

— подчеркнул В. Некрасов. Уполномоченные органы фонда: в России — Минфин, в Кыргызстане — Минэкономики.

 

В. Некрасов
В. Некрасов

Наиболее важным для общественности вопросом является размер собственного капитала любого фонда. Для данного — он определен в один миллиард долларов, а уставной капитал, который уже полностью сформирован рядом траншей из России, составляет 500 миллионов долларов.

Оставшиеся полмиллиарда руководство фонда предполагает в дальнейшем сформировать путем высокольготного кредитования по линии МАР (Международной ассоциации развития) только под конкретные проекты.

Одним из основополагающих пунктов работы фонда является условие невмешательства стран в его работу, а этого фининститута в свою очередь — во внутренние дела стран-партнеров. Отчитываться о деятельности по уставу руководство фонда должно один раз в год. Составляется отчет, а затем — аудиторское заключение. Кредитование самоокупаемых проектов — один из основных принципов работы. Поддерживается и участие в капитале хозяйствующих субъектов. Фонд ставит во главу угла развитие и поддержку финансового сектора, в т. ч. взаимодействие с коммерческими банками на условиях партнерства. Предоставление кредитов на средне- и долгосрочную перспективу — также один из главных векторов наряду с содействием внедрению современных методов корпоративного управления.

Итоги-2015: уже конкретные и весомые

Итак, по состоянию на 6 июня 2016 года, сообщило руководство фонда, уже выдано кредитов предпринимателям на сумму свыше 95 миллионов долларов, поддержано 248 проектов. По отраслям ситуация такова:

  • агропром получил кредитов в объеме $6,7 млн.;
  • туризм — 2 млн.;
  • обрабатывающая промышленность (металлообработка и т. п.) — свыше 17 млн.;
  • строительство — 2 млн.;
  • транспорт и логистика — более 12 млн.;
  • информация и связь — 3,2 млн.;
  • отрасль горнодобычи — около 1,5 млн.;
  • на финансирование малого и среднего бизнеса направлено $17,4 млн.

Пока что в кредитовании кыргызской экономики партнерами фонда являются три банка — «РСК», который профинансировал 68 проектов на сумму свыше 866 млн. сомов, «Айыл Банк» — 150 проектов на 836 млн. сомов и KICB — 30 проектов на 189 млн. сомов. Его руководство считает приоритетными отраслями финансирования агропром, швейную и текстильную отрасли, обрабатывающую, горнодобывающую и металлургическую промышленности, транспортную инфраструктуру, инфраструктуру туризма и медицины.

Безусловно, для кыргызской экономики краеугольным камнем может стать очередной «свежий» пакет стимулов для представителей малого и среднего бизнеса, подготовленный и уже внедряемый фондом. Для смягчения условий кредитования сделано следующее: снижены процентные ставки прямого финансирования с 7 до 4% в долларах США; выданы кредиты МСБ до $1 млн. через банки под 5% (в долларах) и 12% (в сомах) сроком на 5 лет; сроки кредитования выросли от 5 до 15 лет; расширен список банков-партнеров; снижена сумма прямого кредитования с 3 до $1 млн.; снижена сумма собственного вклада с 20 до 15%; выделено через банки малому бизнесу $33 млн., еще $38 млн. выдано прямым финансированием; заключен меморандум с Союзом предпринимателей КР для поддержки инновационных проектов в сфере МСБ (проект «Национальный стартап Акселератора»).

Практически любой бизнесмен, как утверждает В. Некрасов, может получить кредит от 100 долларов до миллиона через фонд при помощи банков-партнеров на всей территории республики, а вот суммы свыше миллиона финансируются уже напрямую, через его механизмы.

Важно и то, что, согласно положению о фонде, устанавливается приоритетность товаров и услуг, произведенных в Кыргызстане, в процедурах госзакупки. Конечно, есть и ограничения по кредитованию. К примеру, заемщик должен быть резидентом страны, установлена и приоритетность в части именно приобретения оборудования, то есть основных средств (оборотные фонд не финансирует), а залоговое обеспечение должно составлять не менее 120% от суммы запрашиваемого кредита.

Гладко было на бумаге

К. Кулматов
К. Кулматов

Конечно, не все так гладко в реальности, как запланировано в уставе. Журналисты сразу поставили вопрос ребром: как в фонде намерены противостоять коррупционным схемам выдачи кредитов банками, так сказать, по-свойски, по знакомству. Да и отнюдь не безвозмездно. А такие случаи, говорят очевидцы, имеются.

К. Кулматов пояснил, что в структуре фонда предусмотрено создание подразделения, которое и станет отслеживать целевое использование средств. А в банках-партнерах предусмотрено проведение комплексных проверок выделения средств фонда. И это в придачу к уже действующей службе внутренней безопасности. Создается и колл-центр, определен номер телефона доверия. И если люди расскажут о давлении банков, то подтверждение информации станет основой для прекращения партнерства фонда с нечестным банком. А поскольку банки получают средства для последующего кредитования под очень низкий процент, им крайне выгодно партнерство с КРФР. Если же банк задержит выдачу кредитов дольше, чем на месяц, фонд подыщет замену такому партнеру.

Молодежь заинтересовалась программой стартапа. В рамках Союза предпринимателей планируется создать молодежную бизнес-площадку, и там для молодых предпринимателей откроется зеленая дорога для развития бизнеса.

«Мы будем искать рецепты для облегчения бизнеса тем, кто только стартует в деловом мире»,

— пообещал Кулматов.

Как в любой кредитно-финансовой сфере, безусловно, имеются в фонде и риски невозврата кредитов.

«Любой финансово-кредитный институт так рискует, потому и создаются специальные инструменты — резервы. Часто нас спрашивают, почему средства фонда находятся в Российской Федерации. По основным требованиям устава, средства должны быть защищены. Для снижения степени таких рисков предусмотрены высоколиквидные инструменты — еврооблигации РФ. За счет прибыли, которую получаем от размещения этих средств, мы создаем резервы и предоставляем нашим предпринимателям их под 1% для банков. Такого прецедента (нижайшего процента) раньше не существовало, мы создали его для Кыргызстана. И он востребован и работает»,

— пояснил К. Кулматов.

Но, как подчеркнул член правления О. Кудяков,

«большинство средств фонда еще не востребовано в проектных целях. Идут анализ и оценка предлагаемых проектов, и деньги постепенно будут направляться предпринимателям».

Что касается банков, констатируют члены правления фонда развития, то около 14-15 из 25 действующих в стране подпадают под критерии партнерства с КРФР, а заявки поступили уже от десятка банков. На сегодня, утверждают руководители фонда, больше средств финансируется через банки, нежели через фонд, поскольку кредиты более востребованы малым и средним предпринимательством, а оно всегда отличалось большей маневренностью.

Среди многих тем, затронутых на брифинге, встала и тема вероятного возрождения бывших промышленных гигантов, в частности, военного завода им. Ленина с его громадными площадями и еще сохраненной производственной базой. Члены правления ответили, что главное — не финансы на реконструкцию, что возможно, а наличие рынка сбыта для выпускаемой продукции.

«Денег фонда (первоначальных) хватит на два-три года. Но это отнюдь не означает, что потом мы станем сидеть сложа руки. Деньги делают деньги, и кредиты вернутся с установленной нормативами фонда отдачей. Одна из главнейших задач и целей, которых фонд придерживается, — привлечение дополнительных «длинных» денег на развитие Кыргызстана. Этот процесс должен быть постоянным для фонда развития, — заверили члены правления КРФР. — Но фонд не преследует цели получения прибыли, это не главное для нас как для банков. Для фонда важно — размещение средств. На сегодня прибыль идет на покрытие операционных расходов и не более».

«Кыргызстан сегодня имеет и еще один плюс — обретенную наконец политическую стабильность, и это главное для притока инвестиций»,

— напомнили кыргызские участники пресс-конференции.

Елена МЕШКОВА.
Фото автора.






Добавить комментарий